Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. Анализ предметной области объекта исследования
Стратегической целью ООО «Энергоцепь» на данном этапе развития является укрепление и расширение позиций на рынке переработки полиэтилена высокого и низкого давления за счет завершения ведения текущих проектов и освоения новых технологий, ориентации на наиболее технически сложные разработки, эффективной ценовой политики.
Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает предприятие. Для этого построим матрицу SWOT - анализа.
Таблица 2.1
Матрица SWOT-анализа ООО «Энергоцепь»
Возможности | Сильные стороны |
|
|
|
устаревшее оборудование, требующее ремонта или замены |
Проведя SWOT - анализ, делаем вывод, что на современном этапе своего развития предприятие ООО «Энергоцепь» занимает устойчивое положение на рынке, прилагая необходимые усилия, организация сможет укрепить свои позиции. Возможности и сильные стороны преобладают над угрозами и слабыми сторонами, но, несмотря на это, предприятию необходимо сконцентрировать свое внимание на слабых сторонах и угрозах и не допустить их дальнейшего развития. Для этого необходимо следить за всеми политическими, экономическими и общественными событиями,
изучать новые технологии, новые потребности своих существующих потребителей и прилагать все усилия для привлечения новых покупателей, внедряться на новые сегменты.
Наша цель - сохранить позиции на отечественном рынке, стремиться соответствовать высоким мировым стандартам во взаимоотношениях с деловыми партнерами, инвесторами, сотрудниками, обществом, окружающей средой.
На фоне сокращения инвестиционной активности традиционных заказчиков завод планирует удержать завоеванные позиции.
Решение поставленной задачи будет осуществляться за счет повышения конкурентоспособности продукции на основе оптимизации бизнес-процессов управления и производства, путем инновационной направленности в развитие предприятия.
В 2021 году реализацию экспортных поставок в страны Ближнего Зарубежья планируется увеличить на 20%.
Это составит 255 млн. руб. При этом экспортная доля в запланированном объеме продаж 2021 года составит 9%.
ООО «Энергоцепь» ориентировано на плановый путь ведения хозяйствования. Разрабатываемые планы стратегического развития на перспективу с определением целей, задач, установкой индикативных показателей и мероприятий по их достижению являются определяющими в ведении бизнеса. Основой стратегического планирования предприятия служит сбалансированная система показателей (ССП), при которой показатели, характеризующие различные стороны (перспективы) деятельности компании - такие как: работа с контрагентами, развитие персонала, финансовые результаты, внутренние процессы, - сбалансированы между собой и отвечают поставленным стратегическим целям и задачам предприятия.
В настоящее время подготовлена «Стратегическая программа инновационного развития ООО «Энергоцепь» на 2020-2025 годы». Цель программы - Добиться усиления рыночных позиций Общества за счет повышения конкурентоспособного уровня выпускаемой продукции».
В состав стратегической программы вошла самостоятельно разработанная программа «Мероприятия по снижению себестоимости на период 2020-2025гг.», направленная на осуществление комплексного подхода к управлению затратами, сопровождающегося оптимизацией бизнес-процессов предприятия, снижением непроизводительных потерь и повышением производительности труда.
Перечень задач для повышения уровня конкурентоспособности продукции ООО «Энергоцепь», вошедшие в стратегическую Программу развития на период 2020-2025гг.:
- применение в выпускаемой продукции уникальных технических решений, улучшающих технические параметры продукции;
- предложение потребителю комплексных решений на поставку изделий укомплектованных системами автоматики и пожаротушения;
- производство высокоэффективных, энергосберегающих видов продукции;
- активное взаимодействие с партнерами;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции, в т.ч. за счет использования собственных ресурсов: оптимизации бизнес-процессов и внедрения современных технологий. При этом предполагается организация системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации руководителей и специалистов;
- повышение качества выпускаемой продукции, в т.ч. за счет совершенствования действующей системы менеджмента качества и внедрения элементов методики «Бережливое производство»;
- активная модернизация и обновление парка технологического оборудования.
Для выполнения поставленных задач и принятых обязательств согласно одобренного Советом директоров бюджета, определены следующие направления использования чистой прибыли за 2020 год:
- на развитие производства 68%;
- на выплату дивидендов 30%;
- прочие цели – 2%.
Далее рассмотрены основные финансово–экономические показатели деятельности ООО «Энергоцепь».
Анализ основных показателей представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Основные финансово–экономические показатели деятельности ООО «Энергоцепь» за 2018–2020 гг.
| Показатель | 2018 г. | 2019 г. | 2020г. | Изменение 2019 г. 2018 г. | Изменение 2020 г. к 2019 г. | Темп прироста 2020 г. к 2018 г. | |||||||||||
| абсолют–ное, млн. р. | темп роста, % | абсолют–ное, млн. р. | темп роста, % | ||||||||||||||
| Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. р. | 14012 | 25480 | 33304 | 11468 | 181,8 | 7824 | 130,7 | 137,7 | |||||||||
| Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн. р. | 11431 | 23209 | 30339 | 11778 | 203,0 | 7130 | 130,7 | 165,4 | |||||||||
| Прибыль от реализации продукции, млн. р. | 2581 | 2271 | 2965 | -310 | 88 | 694 | 130,6 | 14,9 | |||||||||
| Прибыль чистая, млн. р. | 2623 | 73 | 195 | -2550 | 2,8 | 122 | 267,1 | | |||||||||
| Рентабельность продукции, % | 22,58 | 9,8 | 9,8 | -12,78 | - | - | - | | |||||||||
| Рентабельность продаж, % | 18,4 | 8,9 | 8,9 | -9,5 | - | - | - | | |||||||||
Производительность труда, тыс. руб. | 46,4 | 83,5 | 108,48 | 37,1 | 179,9 | 24,98 | 129,9 | 133,8 | ||||||||||
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. | 0,22 | 0,65 | 0,68 | 0,43 | 295,4 | 0,03 - | 104,6 - | 209,0 | ||||||||||
Уровень рентабельности реализованной продукции, % | 18,4 | 8,9 | 8,9 | -9,5 | 48,4 | - | - | - | ||||||||||
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. | 15100 | 15100 | 19543 | - | - | 4443 | 129,4 | 129,4 | ||||||||||
Фондоотдача, руб. | 0,92 | 1,68 | 1,7 | 0,76 | 182,6 | 0,02 | 101,2 | | ||||||||||
Фондоемкость, руб. | 1,08 | 0,59 | 0,59 | -0,49 | 54,62 | - | - | - | ||||||||||
Фондовооруженность, руб. | 50 | 49,5 | 63,6 | -0,5 | 99 | 14,1 | 128,5 | 27,2 | ||||||||||
Среднегодовая стоимость оборотных активов, млн. руб. | 15211 | 16169 | 23025 | 958 | 106,3 | 6856 | 142,4 | 51,4 | ||||||||||
Оборачиваемость оборотных активов, оборотов | 0,92 | 1,57 | 1,44 | 0,65 | 170,6 | -0,13 | 91,7 | 56,5 | ||||||||||
Длительность одного оборота, дней | 42,25 | 44,9 | 63,9 | 2,65 | 106,3 | 19 | 143,6 | 51,2 |
Выручка от реализации в 2019 г. увеличилась на 181,8 % по сравнению с 2018 г. и в 2020 г. составила 33304 млн.рублей. При анализе динамики выручки от реализации за период в целом был получен темп роста 237,7 %. Себестоимость продукции в течение рассматриваемого периода увеличивается на 265,4 %, что в абсолютном выражении составило 18908 млн. р. Вместе с тем, наблюдается уменьшение чистой прибыли на 2428млн. р. в целом за период. Вследствие данных изменений показатель рентабельности продукции уменьшился за рассматриваемый период на 43,4 %, что свидетельствует о том, что производство продукции является неэффективным. За рассматриваемый период темп роста рентабельности продаж составил 48,4%.
На основании данных представленных в таблице 5.1 можно сделать следующие выводы: выручка от реализации продукции в 2020 г. возросла на 7824 млн.руб. или на 30,7%, что повлекло за собой увеличение себестоимости реализованной продукции на 5977 млн.руб. или на 35,8%, а также увеличению затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,03 или на 4,6%. Положительным фактором стало увеличение среднегодовой суммы капитала - валовая прибыль увеличилась на 1847 млн. или на 21,03%. Управленческие расходы увеличились на 476 млн.руб. или на 18,6% в связи со снижением объемов производства, что и привело к увеличению величины управленческих расходов.
Расходы на реализацию в 2020 г. увеличились на 17,1%, что в абсолютном выражении составило 4623 млн.руб. Прибыль от реализации продукции по ООО «Энергоцепь» в 2020 г. составила 2965 млн.рублей, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль увеличилась на 93 млн.рублей или на 127,3%.
Фондоотдача показывает, сколько готового продукта приходится на 1 рубль основных фондов. В нашем случае фондоотдача увеличилась на 0,02 руб. или на 1,2%, следовательно можно говорить о том, что на предприятии эффективно используются основные средства. Соответственно, увеличение показателя в динамике расценивается положительно. Показатель фондоемкости является обратным показателю фондоотдачи. Естественно, что чем меньше этот показатель, тем эффективнее используется оборудование предприятия. В ООО «Энергоцепь» в 2019-2020 гг. ситуация на предприятии стабильная, потому что показатель никак не поменялся и равен 0,59.
Показатель фондовооруженности отражает обеспеченность работников предприятия основными фондами. Увеличение показателя фондовооруженности на 28,5% связано с увеличением производительности труда.
Таким образом, можно сделать вывод
, что показатели финансовой деятельности предприятия в 2020 г. улучшились. Основные средства в ООО «Энергоцепь» выражают стоимость собственного капитала, что определяет их роль и значение в производственно – хозяйственной деятельности как важнейшего источника получения доходов и прибыли.
Наличие основных средств и их темп роста в ООО «Энергоцепь» за 2019– 2020 гг. приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Состав основных средств ООО «Энергоцепь»
Группы основных средств | Годовая сумма, млн. руб. | Темп роста, % | ||||
| 2018 | 2019 | 2020 | 2019 к 2018 | 2020 к 2019 | 2020 к 2018 |
Основные средства | 11732 | 18468 | 20619 | 157,4 | 111,65 | 175,75 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Исходя из таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы. Прирост стоимости основных средств в 2020 году по отношению к 2019 г. составил 11,65% и к 2018 г. 75,75%. Значительное увеличение стоимости в основном связано с дооценкой и модернизацией основных средств.
Для характеристики финансово–хозяйственной деятельности предприятия используются коэффициенты, анализ которых представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ финансового состояния ООО «Энергоцепь» за 2018–2020 гг.
Показатель | Норматив–ное значение | Фактическое значение | Отклонение от нормативного значения | |||||
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |||
Коэффициент текущей ликвидности | 1,30 | 1,23 | 1,01 | 1,01 | -0,07 | -0,29 | -029 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,20 | 0,18 | 0,01 | 0,01 | -0,02 | -0,19 | -0,19 | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,85 | 0,44 | 0,65 | 0,69 | -0,41 | -0,2 | -0,16 |