Файл: Интеллектуальный потенциал xxi века ступени познания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
158 Таким образом, проявления эмоционально-личностной неустойчивости у третьей части опрошенных практических психологов, пониженной активности в интеллектуальной и коммуникативной сферах, выраженной экстер- нальности, слабовыраженной рефлексивности, недостаточной социально- коммуникативной компетентности с ориентацией на избегание неудачи стремлением к конформности, слабовыраженной уверенности в себе, атак- же неопределенности в оценке собственной эффективности совладания с
ТЖС не способствуют формированию организации усилий практическими психологами в процессе взаимодействия с жизненными затруднениями конструктивному совладанию с трудностями в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, в организации досуга, что свидетельствует о необходимости научно-методического и индивидуально-личностного сопровождения практических психологов. Список литературы
1. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы Х Всероссийского совещания. – М Уфа Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – Кн. 2. – С. 4-15.
2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1999.
4. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Проблемно-ресурсное сопровождение студенческой молодежи в изменяющихся социальных условиях учебно- методическое пособие. Книга первая. – Псков Изд-во ООО Логос Плюс,
2010. – 140 с. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА ПУТИ РЕШЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
© Смышникова А.С.
Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка В данной статье раскрываются основы психологического здоровья ребенка (критерии, факторы возникновения психологического нездоровья, рассматриваються основные направления организации образовательного пространства дошкольника, целью которого является сохранение психологического здоровья. Данная статья адресована студентам специальности Дошкольное образование и практическим работникам дошкольных учреждений.
Дошкольное отделение. Научный руководитель Сычева А.А., преподаватель психологии первой квалификационной категории.
158 Таким образом, проявления эмоционально-личностной неустойчивости у третьей части опрошенных практических психологов, пониженной активности в интеллектуальной и коммуникативной сферах, выраженной экстер- нальности, слабовыраженной рефлексивности, недостаточной социально- коммуникативной компетентности с ориентацией на избегание неудачи стремлением к конформности, слабовыраженной уверенности в себе, атак- же неопределенности в оценке собственной эффективности совладания с
ТЖС не способствуют формированию организации усилий практическими психологами в процессе взаимодействия с жизненными затруднениями конструктивному совладанию с трудностями в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, в организации досуга, что свидетельствует о необходимости научно-методического и индивидуально-личностного сопровождения практических психологов. Список литературы
1. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы Х Всероссийского совещания. – М Уфа Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – Кн. 2. – С. 4-15.
2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М, 1999.
4. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Проблемно-ресурсное сопровождение студенческой молодежи в изменяющихся социальных условиях учебно- методическое пособие. Книга первая. – Псков Изд-во ООО Логос Плюс,
2010. – 140 с. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА ПУТИ РЕШЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
© Смышникова А.С.
Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка В данной статье раскрываются основы психологического здоровья ребенка (критерии, факторы возникновения психологического нездоровья, рассматриваються основные направления организации образовательного пространства дошкольника, целью которого является сохранение психологического здоровья. Данная статья адресована студентам специальности Дошкольное образование и практическим работникам дошкольных учреждений.
Дошкольное отделение. Научный руководитель Сычева А.А., преподаватель психологии первой квалификационной категории.
Психологические науки
159 Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности медиков, психологов, педагогов, социологов и др. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения. Детине просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин психологическое здоровье неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. Термин психическое здоровье был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ. Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды [6, с. 150]. В психологической литературе, термин психологическое здоровье был введѐн ИВ. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [2, с. 312]. В психологической литературе выделяют 2 группы факторов влияющих на возникновение проблем в психологическом здоровье детей.
Социально-культурный характер факторов оказывает негативное влияние на психологическое здоровье, что обусловлено ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику [3, с. 241]. К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений. Следует отметить, что дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, неспособен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.
159 Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности медиков, психологов, педагогов, социологов и др. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения. Детине просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин психологическое здоровье неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. Термин психическое здоровье был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ. Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды [6, с. 150]. В психологической литературе, термин психологическое здоровье был введѐн ИВ. Дубровиной (доктор психологических наук) понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [2, с. 312]. В психологической литературе выделяют 2 группы факторов влияющих на возникновение проблем в психологическом здоровье детей.
Социально-культурный характер факторов оказывает негативное влияние на психологическое здоровье, что обусловлено ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику [3, с. 241]. К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений. Следует отметить, что дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, неспособен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
160 Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер) [4, с. 180]. Лишь в последнее время мы, практики, стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми в ДОУ может быть психологическое здоровье ребенка. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как психически не болен, но психологически уже нездоров. Традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы забываем о душевном здоровье ребенка. Его критерии в обыденном сознании весьма размыты, зачастую остаются за гранью внимания и забот, как родителей, таки педагога. Так что же такое психологическое здоровье и каковы его критерии. Если термин психическое здоровье имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин психологическое здоровье – относится к личности в целом. Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами, что вполне подвластно работникам ДОУ [7, с. 37]. За критерии психологически здорового ребенка принято считать наличие определенных личностных характеристик
– устойчивая адаптированность к любой среде
– обладание резервом для преодоления стрессовых ситуаций
– отсутствие подозрительности
– доверие к людям
– взаимная забота и ответственность
– жизнерадостность
– способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе
– эмоциональная устойчивость, самообладание, совладание снега- тивными эмоциями. Каковы же пути решения этой проблемы Важная роль в концепции модернизации образования отводится здо- ровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников) [8, с. 19].
160 Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер) [4, с. 180]. Лишь в последнее время мы, практики, стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми в ДОУ может быть психологическое здоровье ребенка. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как психически не болен, но психологически уже нездоров. Традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы забываем о душевном здоровье ребенка. Его критерии в обыденном сознании весьма размыты, зачастую остаются за гранью внимания и забот, как родителей, таки педагога. Так что же такое психологическое здоровье и каковы его критерии. Если термин психическое здоровье имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин психологическое здоровье – относится к личности в целом. Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами, что вполне подвластно работникам ДОУ [7, с. 37]. За критерии психологически здорового ребенка принято считать наличие определенных личностных характеристик
– устойчивая адаптированность к любой среде
– обладание резервом для преодоления стрессовых ситуаций
– отсутствие подозрительности
– доверие к людям
– взаимная забота и ответственность
– жизнерадостность
– способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе
– эмоциональная устойчивость, самообладание, совладание снега- тивными эмоциями. Каковы же пути решения этой проблемы Важная роль в концепции модернизации образования отводится здо- ровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников) [8, с. 19].
Психологические науки
161 Так, организация образовательного пространства, должна строиться с учетом следующих положений
– создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности
– наличие положительного фона настроения. Создание атмосферы психологического расслабления и комфортности
– учет индивидуально типологических свойств личности дошкольника (тип темперамента, тип утомления, характер, способности
– допуск вариации уроков по видам деятельности чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд
– грамотное использование педагогом наглядности, ИКТ, слов на занятиях
– оптимальный подход к обучению (учебно-игровым, трудовым
– рациональное использование поощрений и наказаний
– формирование здорового образа жизни
– развитие у ребенка умений саморегуляции
– способность к эффективной саморегуляции рассматривается как один из основных критериев психического и физического здоровья человека
– формирование у ребенка установки на позитивное мировосприятие, где большая роль отводиться ближайшему окружению ребенка
– последовательная, систематичная, организованная, своевременная работа специалистов (психолог, логопед, психодефектолог, медработники т.д.);
– использование разнообразных средств коррекции, адаптированных к возрасту, где основными направлениями на наш взгляд, является использование сказкотерапии, игротерапии, рисуночной терапии. Все вышеизложенное свидетельствует, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у детей, начиная с дошкольного возраста. Организация такой работы способствует развитию детей, удовлетворяет их эмоциональное благополучие, а, следовательно, укрепляют физическое и психологическое здоровье, формирует желание учиться, развивает ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой. Список литературы
1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М
АСТ, 2001. – 976 с.
2. Дубровина ИВ. Психология учебник для студ. пед. учеб. заведений
/ ИВ. Дубровина, ЕЕ. Данилова, А.М. Прихожан. – Мс ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
162 3. Козырева А.Ю. Лекция по педагогике и психологии творчества /
А.Ю. Козырева. – СПб.: Питер, 1994. – 344 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М Академия с.
5. Сластенин В.А. Психология и педагогика учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М Академия,
2003. – 480 с.
6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 19-22.
7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика С. 37-44.
8. Гунн Г.Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья –
СПб.: ЛОИРО, 2000. – 142 с.
161 Так, организация образовательного пространства, должна строиться с учетом следующих положений
– создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности
– наличие положительного фона настроения. Создание атмосферы психологического расслабления и комфортности
– учет индивидуально типологических свойств личности дошкольника (тип темперамента, тип утомления, характер, способности
– допуск вариации уроков по видам деятельности чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд
– грамотное использование педагогом наглядности, ИКТ, слов на занятиях
– оптимальный подход к обучению (учебно-игровым, трудовым
– рациональное использование поощрений и наказаний
– формирование здорового образа жизни
– развитие у ребенка умений саморегуляции
– способность к эффективной саморегуляции рассматривается как один из основных критериев психического и физического здоровья человека
– формирование у ребенка установки на позитивное мировосприятие, где большая роль отводиться ближайшему окружению ребенка
– последовательная, систематичная, организованная, своевременная работа специалистов (психолог, логопед, психодефектолог, медработники т.д.);
– использование разнообразных средств коррекции, адаптированных к возрасту, где основными направлениями на наш взгляд, является использование сказкотерапии, игротерапии, рисуночной терапии. Все вышеизложенное свидетельствует, что существует необходимость формирования основ психологического здоровья у детей, начиная с дошкольного возраста. Организация такой работы способствует развитию детей, удовлетворяет их эмоциональное благополучие, а, следовательно, укрепляют физическое и психологическое здоровье, формирует желание учиться, развивает ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой. Список литературы
1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М
АСТ, 2001. – 976 с.
2. Дубровина ИВ. Психология учебник для студ. пед. учеб. заведений
/ ИВ. Дубровина, ЕЕ. Данилова, А.М. Прихожан. – Мс ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
162 3. Козырева А.Ю. Лекция по педагогике и психологии творчества /
А.Ю. Козырева. – СПб.: Питер, 1994. – 344 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М Академия с.
5. Сластенин В.А. Психология и педагогика учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М Академия,
2003. – 480 с.
6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 19-22.
7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика С. 37-44.
8. Гунн Г.Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья –
СПб.: ЛОИРО, 2000. – 142 с.