Файл: Налог на имущество организаций порядок определения и особенности начисления при различных хозяйственных операциях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сфере налогообложения существенно изменились, приобрели юридическое значение и закрепляются в налоговом законодательстве. Сегодня ошибочный выбор тех или иных форм, методов и методов налогового администрирования либо нарушение регламентированного законодательными актами порядка осуществления административной деятельности может привести к серьезным правовым последствиям. Например, отменить принятое решение. По результатам незаконно полученного налогового администрирования, признания недействительными ненормативных актов контролирующих органов, взыскания убытков, причиненных в результате неправомерных действий уполномоченных лиц и т.п. Деятельность налоговых и иных уполномоченных органов осуществляется в соответствии с налоговым законодательством в рамках юридических формальностей. Впервые в законодательной практике регламентируются инструменты и формы налогового администрирования, определяющие понятие и содержание налоговых проверок, конкретные функции, связанные с различными задачами и целями налогового администрирования. Законное основание.

Фактическое осуществление налогового администрирования происходит в рамках административно-процессуальной деятельности соответствующих органов с использованием конкретных правовых форм и методов налогового администрирования. Для регулирования взаимоотношений органов власти и налогоплательщиков важно модифицировать формы и методы проведения контрольных мероприятий на соответствующем законодательном уровне.

Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст.82 НК РФ):

Специально-правовые методы налогового администрирования представляют собой совокупность методов изучения целей и объектов налогового администрирования. К специальным правовым методам налогового администрирования относятся, в том числе, визуальный осмотр, арифметическая и формальная проверка документов, сопоставление данных, выборочные и сквозные методы проверки документов.


В последнее время в сфере правового регулирования методов и форм контрольной деятельности возникла новая правовая форма регулирования контроля, являющаяся основой контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы осуществления контроля и требования к осуществлению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации проверяющих, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов, регламентирующим действиям. В России «стандартизация» аудиторской деятельности в настоящее время развивается наиболее динамично.

Налоговая проверка – это контроль налогового органа за своевременным начислением денежных средств и полной уплатой налогов. Этот административный процесс осуществляется на основании налоговых деклараций, по которым налоговые органы получили данные.

Камеральная проверка: налогоплательщик предоставляет всю необходимую документацию для налоговой декларации, по которой формируются средства и уплачивается налог. Он также предоставляет документы о своей деятельности, осуществляемой на территории налоговых органов. Камеральная проверка проводится уполномоченным лицом без специального согласия руководителя налогового органа. Такие проверки будут проводиться в течение трех месяцев со дня подачи налоговой декларации, если иное не установлено законодательством. Основными задачами камеральной проверки являются выявление и пресечение налоговых правонарушений, взыскание средств за счет неуплаченных налогов и штрафов, инициирование в необходимых случаях налоговых санкций, выявление налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

2. Методические аспекты исчисления налога на имущество организации
2.1 Порядок определения налоговой базы и исчисления налога на имущество организации
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество признается, в частности, недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с 

п. 1 ст. 375 НК РФ (по среднегодовой стоимости).

Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Порядок бухгалтерского учета объектов основных средств и формирования их стоимости регулируются ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, а также Планом счетов бухгалтерского учета.

В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020). Первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта в момент завершения таких капитальных вложений (п. 24 ФСБУ 6/2020).

Контролирующие органы в своих письмах неоднократно подчеркивали, что в случае применения ФСБУ 6/2020 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств, то есть с учетом новых правил. При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств, и результатов проведенной переоценки основных средств на отчетную дату (переоцененной стоимости) (письма Минфина России от 22.12.2020 N 03-05-05-01/112530, от 24.08.2021 N 03-05-05-01/68086письмо ФНС России от 30.07.2021 N БС-4-21/10776).

Основные средства облагаются налогом на имущество организаций до их выбытия в порядке, установленном п. 40 ФСБУ 6/2020.

Таким образом, порядок расчета налога на имущество в связи с применением ФСБУ 6/2020 не изменился: при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущество учитывается по его остаточной стоимости. Остаточная стоимость для целей налогообложения налогом на имущество определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств, и результатов проведенной переоценки основных средств на отчетную дату.


Основные средства полностью самортизированные, для целей ФСБУ 6/2020 не могут учитываться по нулевой балансовой стоимости. Согласно п. 8 ФСБУ 6/2020 организация определяет срок полезного использования (СПИ) для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2020). Если имущество продолжает эксплуатироваться, но в учете оно полностью самортизировано, это означает, что первоначальная оценка СПИ оказалась ошибочной. В таком случае организации следует пересматривать СПИ.

При этом сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (п. 8 ФСБУ 6/2020).

Пересмотренный СПИ устанавливается в соответствии с п. 9 ФСБУ 6/2020, например, с учетом ожидаемого периода эксплуатации после 01.01.2022. Каких-либо указаний или рекомендаций по пересмотру СПИ на момент подготовки ответа мы не обнаружили.

Исходя из порядка пересмотра балансовой стоимости (увеличивается СПИ), основные средства, имеющие до перехода на ФСБУ 6/2020 нулевую остаточную стоимость после пересмотра, также попадут в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

Также отметим, что на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении ОС, имеющих первоначальную стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. В таком случае основные средства могут быть списаны с учета и не попадать в базу по налогу на имущество, подробнее смотрите в материалах: Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр" от 29 марта 2021 г.); Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020; Вопрос: Списание объектов, не признаваемых основными средствами согласно ФСБУ 6/2010, в порядке единовременной корректировки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.).
2.2 Порядок составления и предоставления отчетности по налогу на имущество организаций
Плательщиками налога на имущество признаются все организации, которые имеют облагаемую недвижимость. К ней относятся:


Объекты, учитываемые на балансе предприятия в качестве основных средств, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Напомним, что с 2022 года налог по объекту аренды или лизинга платит арендодатель, даже если он числится на балансе арендатора.

Объекты, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость на 1 января отчетного года (подп. 2 п. 1 ст. 374, п. 2 ст. 375 НК РФ). Типы таких объектов перечислены в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Это административно-деловые и торговые центры, помещения под офисы, магазины, заведения общепита и другие. Свои перечни объектов устанавливают власти каждого региона.

В декларацию за 2021 год и ранее включались объекты недвижимости обоих типов. Но с отчетной кампании за 2022 год правила меняются: в декларации больше не показываем объекты, база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ).

Компании подают декларацию по налогу на имущество раз в год. В связи с введением ЕНС с 2023 года меняется срок подачи отчета — теперь это 25 марта года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Прежде декларация подавалась до 30 марта. 

Если последний день уплаты налога приходится на выходной или праздник, срок продлевается до следующего рабочего дня. Декларацию по налогу на имущество за 2022 год подайте до 27 марта 2023.

Изменился и единый крайний срок уплаты налогов — теперь это 28 число (п. 1 ст. 383 НК РФ). Налог на имущество организаций перечисляем до 28 февраля следующего года, а не как раньше, до 1 марта. Авансы по нему платим до 28 апреля, 28 июля и 28 октября, но только если они предусмотрены законодательством региона. 

Если объектов у компании несколько, и они относятся к юрисдикции разных налоговых, можно выбрать одну ИФНС и отчитываться перед ней за все объекты в одном регионе. Но только если выполняются условия:

1.Налог по всем региональным объектам начисляется по среднегодовой стоимости.

2.Норматив отчислений налога в местные бюджеты региональным законом не установлен.

3.Организация стоит на учете в нескольких ИФНС по месту нахождения недвижимости.

Предварительно в УФНС по субъекту сообщите о намерении подавать одну декларацию, направив уведомление по форме из Приказа ФНС