Файл: Налог на имущество организаций порядок определения и особенности начисления при различных хозяйственных операциях.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.
Уведомлять о централизованной подаче декларации по налогу на имущество нужно ежегодно. Крайний срок — 1 марта года, в котором представлена декларация. Подав уведомление до 1 марта 2023 года, компания отчитывается в выбранную ИФНС:
- за 2022 год;
- за 2023 год — только при ликвидации или реорганизации.
Российская компания, у которой есть недвижимость за рубежом, облагаемая налогом в РФ, отчитывается за нее в инспекцию по месту своего нахождения. Сумму платежа за пределами страны можно зачесть, представив вместе с декларацией документ об уплате налога. Тогда платить его в России не придется. Либо нужно перечислить лишь разницу между налогом и оплаченной суммой.
Раньше для исключения двойного налогообложения вместе с декларацией и платежным документом организации подавали заявление. С 2023 года делать этого не придется — достаточно подтвердить уплату налога (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).
Как всегда, оформление отчета начинают с титульного листа. После этого российская организация вносит данные в Разделы 2, 2.1, а с отчета за 2023 год — еще и в Раздел 2.2, если она участвует в СЗПК и применяет налоговый вычет. Затем заполняется итоговый Раздел 1 и в последнюю очередь — Раздел 4.
Титульный лист
Титульник стандартный и заполняется без особенностей. Здесь указываем информацию о компании, налоговом органе, отчетном и налоговом периодах.
Код по месту нахождения (учета) заполняется так:
-по месту нахождения компании — 214 (для крупнейших — 213);
-по месту нахождения правопреемника — 215 (для крупнейших — 216);
-по месту нахождения имущества — 281.
Раздел 2
В декларации одной компании может быть несколько разделов 2. Дело в том, что этот раздел заполняют отдельно по объектам:
-облагаемым по разным ставкам;
-находящимся в разных регионах, в особых зонах, за границей РФ;
-подпадающим под льготу;
-относящимся к определенным типам — пути РЖД, объекты во внутренних водах и другим;
-по которым реализуется и не реализуется СЗПК (кроме объектов, по которым предоставляется вычет — для них предназначен Раздел 2.2).
Полный список случаев, когда в декларации нужно формировать несколько разделов 2, приведен в п. 20 порядка заполнения из Приложения 1 к Приказу № ЕД-7-21/766@ (далее — Порядок).
В Разделе 2 укажите:
-код вида имущества из Приложения 5 к Порядку;
-признак применения СЗПК. Если в разделе есть объекты, по которым реализуется СЗПК — код «1». Если таких объектов нет — код «2»;
-ОКТМО;
-сведения об остаточной стоимости облагаемого / льготного имущества.
Раздел 2.1
Здесь приводится подробная информация о каждом объекте, который включен в расчет налога в соответствующем Разделе 2. По каждому объекту указывают:
-код номера от «1» до «6» из приведенного тут же перечня. Например, кадастровый номер — код «1»;
-сам номер;
-подробный адрес с кодом региона;
-код ОКОФ;
-остаточную стоимость объекта по состоянию на конец года, в нашем случае — на 31.12.2022.
Раздел 2.2
В Разделе 2.2 участники СЗПК рассчитывают сумму налога с объектов, по которым им предоставляется вычет. Этот вычет действует с начала 2023 года. Поэтому раздел 2.2 включается в декларацию только с отчета за 2023 год.
Порядок отражения информации такой же, как в Разделе 2. Разница лишь в том, что в Разделе 2.2 дополнительно указывают код номера объекта и сам номер — кадастровый или иной.
Раздел 1
Итоговый раздел заполняют в разрезе ОКТМО. То есть в нем нужно заполнить столько блоков, во сколько ИФНС уплачивается налог в данном регионе.
В каждом блоке указывают:
-признак СЗПК. Если компания не является участницей соглашения, ставят прочерк;
-ОКТМО;
-КБК;
-исчисленный налог за год, в том числе авансы за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев;
-налог к доплате или к уменьшению за год.
Раздел 4
В Разделе 4 справочно указывают сведения о движимом имуществе организации. Сейчас оно не облагается налогом, но нельзя исключить, что в будущем он появится.
В строках раздела указывают код региона и среднегодовую стоимость движимого имущества, учитываемого на балансе организации в этом регионе.
Бывает, что компания владеет движимым имуществом в разных регионах. Тогда Раздел 4 включают в состав только одной декларации. В нем заполняют несколько строк — по числу регионов, где есть имущество.
2.3 Проблемы исчисления налога на имущество организации
В практике исчисления налога на имущество организаций на сегодняшний момент имеется ряд нерешенных вопросов, которые затрагивают интересы бюджета и конкретных налогоплательщиков. Одной из главных проблем налога на имущество организаций является чрезмерная централизация налоговой и бюджетной системы Российской Федерации, а, следовательно, недостаточность ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующих функций налогообложения. В данном аспекте важно отметить, что частично эта проблемы была решена за счет установления возможности получения части льгот по налогу по принципу двух ключей, однако регулирующая функция имущественного обложения может быть раскрыта на уровне регионов и более широко. Стоит также поднять такой вопрос, как замена трех (в редакции ФЗ№ 51763-4 «Местный налог на недвижимость» двух) имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог) на один – налог на недвижимость. При этом одним из главных вопросов во время построения налога на недвижимость, помимо стоимости переоценки недвижимости, является вопрос статуса налога, а именно каким должен быть данный налог – региональным или местным. Стоит отметить о проблеме, которая возникает при отнесении имущества к недвижимому имуществу, так как в НК РФ нет четких понятий движимого и недвижимого имущества. Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 2 августа 2018 № БС-4-21/ налогоплательщик юридическое лицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие у него таких соответствующих признаков. В числе таких сотрудники налоговых органов будут учитывать такие обстоятельства, как: - наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН); - при отсутствии в реестре таких сведений — наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей; - невозможность перемещения объекта без причинения большого ущерба его назначению. В данный момент для правильного отнесения того или иного объекта к недвижимости следует опираться на положения Гражданского кодекса Российской Федерации относительно определения вещей или их совокупности, имущественных прав (ст. 18), имущественных обязанностей (ч. 2 ст. 63); понятия «имущество», содержащегося в п. 13.1 ст. 5 У головно-процессуального кодекса Российской Федерации в приказе Минфина России № 20н, МНС России от 10.03.1999 № ГБ-3–04/39 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» и т. д. В ряде случаев отсутствие четких критериев отнесения имущества к движимому или недвижимому приводит к двойному налогообложению. Например, в соответствии с ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, и, следовательно, если данное имущество стоит на балансе авиакомпании (лизингополучателя), ей необходимо исчислить и уплатить налог на имущество. В соответствии с п. 2 ст. 358, не является объектом налогообложения воздушные суда, находящиеся в собственности у авиакомпании. Однако, при финансовой аренде воздушное средство находится в собственности у лизингодателя и, таким образом, при постановке самолета на баланс авиакомпании она является, помимо налога на имущество организаций, плательщиком транспортного налога.
3. Оценка поступления налога на имущество в ФБ
3.1 Анализ поступления налога на имущество в ФБ
В целом ситуация с исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2022 года являлась достаточно стабильной. Вместе с тем, в июне 2022 года отмечается замедление темпов роста доходов. Если в апреле (к апрелю 2021 года) темп роста доходов составлял 119,5 %,
Рисунок 2 - Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по сводной группе налогов на имущество
Опережающий темп роста в январе – июне 2022 года показали налог на прибыль организаций (145,7 %), НДФЛ (112,8 %), акцизы (118,6 %). Вместе с тем по НДФЛ, акцизам и налогам на имущество темпы роста отстают от прошлогодних. Также вырос объем безвозмездных перечислений на 14,1 %. В структуре доходов консолидированных бюджетов регионов доля налоговых и неналоговых доходов выросла, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, на 1,2 процентного пункта, что связано в первую очередь с возросшей долей налога на прибыль организаций с 27 % на 1 июля 2021 года до 31,5 % на 1 июля 2022 года.
Рисунок 3 - Динамика по основным видам поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
По группе имущественных налогов в январе – июне 2022 года общая сумма поступлений увеличилась, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, на 54,6 млрд рублей, или на 8,9 %, и составила 670,6 млрд рублей, из них поступления по налогу на имущество организаций – 538,1 млрд рублей (увеличились на 12 %), по земельному налогу – 79,0 млрд рублей (увеличились на 0,5 %), по транспортному налогу – 43,7 млрд рублей (снизились на 6,5 %), по налогу на имущество физических лиц – 9,1 млрд рублей (снизились на 2,9 %). Удельный вес поступлений по данной группе налогов в доходах консолидированных бюджетов регионов по-прежнему не высокий и составляет 7,2 % (доля региональных налогов – 6,2 %, местных налогов – 0,9 %). Данные налоги не оказывают значительного влияния на формирование доходной базы регионов.
Таблица 1 - Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в I квартале 2020-2022 гг., млрд руб.
Поступления налогов на имущество увеличились не столь значительно – на 14,6% (на 2,8% в реальном исчислении) или на 38,6 млрд руб. В структуре налогов на имущество 77,3% приходится на налог на имущество организаций (рис. 4). По сравнению с показателями аналогичного периода 2021 г. поступления этого налога возросли на 20,8% или на 40,4 млрд руб.
Рисунок 4 - Структура поступлений налогов на имущество в консолидированные бюджеты субъектов РФ, I квартал 2022 г.
Доля налогов на имущество физических лиц в структуре поимущественных налогов невелика и составляет 2,0%. По сравнению с прошлогодними показателями поступления данного налога увеличились на 2,9% (составили 92,3% в реальном исчислении). В целом же доля платежей физических лиц в структуре налогов на имущество в I квартале 2022 г. составила 7,4%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года платежи физических лиц (с учетом транспортного и земельного налогов) сократились и составили 91,7% прошлогодних, а поимущественные налоги, уплачиваемые организациями, возросли на 16,9%.
3.2 Контрольная работа налоговых органов
Управление налогами, как и любой другой процесс, имеет этапы. Этап налогового администрирования протекает параллельно с другими этапами
налоговые процедуры. Стадии налогового администрирования можно разделить на шесть этапов.
- налоговая регистрация [6];
- Ведение налогового учета в налоговых органах (перерегистрация).
- Подготовка и назначение мероприятий налогового администрирования.
- Осуществлять меры налогового контроля.
- Рассмотрение и принятие решений по материалам налогового администрирования.
- Снятие с учета.
Особое внимание следует уделить таким этапам налогового контроля, как осуществление мероприятий налогового контроля. Иными словами, на данном этапе лучше всего проявляется степень государственного налогового контроля над налогоплательщиками[7].
Обращаем ваше внимание, что налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и локальная налоговая проверка. Они различаются как местом и способом проведения, так и полнотой объема проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Однако современное законодательство внесло ряд существенных изменений, особенно касающихся камеральных налоговых проверок. Речь идет о содержании и роли камеральных налоговых расследований[8].
Уведомлять о централизованной подаче декларации по налогу на имущество нужно ежегодно. Крайний срок — 1 марта года, в котором представлена декларация. Подав уведомление до 1 марта 2023 года, компания отчитывается в выбранную ИФНС:
- за 2022 год;
- за 2023 год — только при ликвидации или реорганизации.
Российская компания, у которой есть недвижимость за рубежом, облагаемая налогом в РФ, отчитывается за нее в инспекцию по месту своего нахождения. Сумму платежа за пределами страны можно зачесть, представив вместе с декларацией документ об уплате налога. Тогда платить его в России не придется. Либо нужно перечислить лишь разницу между налогом и оплаченной суммой.
Раньше для исключения двойного налогообложения вместе с декларацией и платежным документом организации подавали заявление. С 2023 года делать этого не придется — достаточно подтвердить уплату налога (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).
Как всегда, оформление отчета начинают с титульного листа. После этого российская организация вносит данные в Разделы 2, 2.1, а с отчета за 2023 год — еще и в Раздел 2.2, если она участвует в СЗПК и применяет налоговый вычет. Затем заполняется итоговый Раздел 1 и в последнюю очередь — Раздел 4.
Титульный лист
Титульник стандартный и заполняется без особенностей. Здесь указываем информацию о компании, налоговом органе, отчетном и налоговом периодах.
Код по месту нахождения (учета) заполняется так:
-по месту нахождения компании — 214 (для крупнейших — 213);
-по месту нахождения правопреемника — 215 (для крупнейших — 216);
-по месту нахождения имущества — 281.
Раздел 2
В декларации одной компании может быть несколько разделов 2. Дело в том, что этот раздел заполняют отдельно по объектам:
-облагаемым по разным ставкам;
-находящимся в разных регионах, в особых зонах, за границей РФ;
-подпадающим под льготу;
-относящимся к определенным типам — пути РЖД, объекты во внутренних водах и другим;
-по которым реализуется и не реализуется СЗПК (кроме объектов, по которым предоставляется вычет — для них предназначен Раздел 2.2).
Полный список случаев, когда в декларации нужно формировать несколько разделов 2, приведен в п. 20 порядка заполнения из Приложения 1 к Приказу № ЕД-7-21/766@ (далее — Порядок).
В Разделе 2 укажите:
-код вида имущества из Приложения 5 к Порядку;
-признак применения СЗПК. Если в разделе есть объекты, по которым реализуется СЗПК — код «1». Если таких объектов нет — код «2»;
-ОКТМО;
-сведения об остаточной стоимости облагаемого / льготного имущества.
Раздел 2.1
Здесь приводится подробная информация о каждом объекте, который включен в расчет налога в соответствующем Разделе 2. По каждому объекту указывают:
-код номера от «1» до «6» из приведенного тут же перечня. Например, кадастровый номер — код «1»;
-сам номер;
-подробный адрес с кодом региона;
-код ОКОФ;
-остаточную стоимость объекта по состоянию на конец года, в нашем случае — на 31.12.2022.
Раздел 2.2
В Разделе 2.2 участники СЗПК рассчитывают сумму налога с объектов, по которым им предоставляется вычет. Этот вычет действует с начала 2023 года. Поэтому раздел 2.2 включается в декларацию только с отчета за 2023 год.
Порядок отражения информации такой же, как в Разделе 2. Разница лишь в том, что в Разделе 2.2 дополнительно указывают код номера объекта и сам номер — кадастровый или иной.
Раздел 1
Итоговый раздел заполняют в разрезе ОКТМО. То есть в нем нужно заполнить столько блоков, во сколько ИФНС уплачивается налог в данном регионе.
В каждом блоке указывают:
-признак СЗПК. Если компания не является участницей соглашения, ставят прочерк;
-ОКТМО;
-КБК;
-исчисленный налог за год, в том числе авансы за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев;
-налог к доплате или к уменьшению за год.
Раздел 4
В Разделе 4 справочно указывают сведения о движимом имуществе организации. Сейчас оно не облагается налогом, но нельзя исключить, что в будущем он появится.
В строках раздела указывают код региона и среднегодовую стоимость движимого имущества, учитываемого на балансе организации в этом регионе.
Бывает, что компания владеет движимым имуществом в разных регионах. Тогда Раздел 4 включают в состав только одной декларации. В нем заполняют несколько строк — по числу регионов, где есть имущество.
2.3 Проблемы исчисления налога на имущество организации
В практике исчисления налога на имущество организаций на сегодняшний момент имеется ряд нерешенных вопросов, которые затрагивают интересы бюджета и конкретных налогоплательщиков. Одной из главных проблем налога на имущество организаций является чрезмерная централизация налоговой и бюджетной системы Российской Федерации, а, следовательно, недостаточность ресурсов у региональных властей для осуществления регулирующих функций налогообложения. В данном аспекте важно отметить, что частично эта проблемы была решена за счет установления возможности получения части льгот по налогу по принципу двух ключей, однако регулирующая функция имущественного обложения может быть раскрыта на уровне регионов и более широко. Стоит также поднять такой вопрос, как замена трех (в редакции ФЗ№ 51763-4 «Местный налог на недвижимость» двух) имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог) на один – налог на недвижимость. При этом одним из главных вопросов во время построения налога на недвижимость, помимо стоимости переоценки недвижимости, является вопрос статуса налога, а именно каким должен быть данный налог – региональным или местным. Стоит отметить о проблеме, которая возникает при отнесении имущества к недвижимому имуществу, так как в НК РФ нет четких понятий движимого и недвижимого имущества. Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 2 августа 2018 № БС-4-21/ налогоплательщик юридическое лицо для подтверждения у него наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости должен доказать налоговому органу наличие у него таких соответствующих признаков. В числе таких сотрудники налоговых органов будут учитывать такие обстоятельства, как: - наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН); - при отсутствии в реестре таких сведений — наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей; - невозможность перемещения объекта без причинения большого ущерба его назначению. В данный момент для правильного отнесения того или иного объекта к недвижимости следует опираться на положения Гражданского кодекса Российской Федерации относительно определения вещей или их совокупности, имущественных прав (ст. 18), имущественных обязанностей (ч. 2 ст. 63); понятия «имущество», содержащегося в п. 13.1 ст. 5 У головно-процессуального кодекса Российской Федерации в приказе Минфина России № 20н, МНС России от 10.03.1999 № ГБ-3–04/39 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» и т. д. В ряде случаев отсутствие четких критериев отнесения имущества к движимому или недвижимому приводит к двойному налогообложению. Например, в соответствии с ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, и, следовательно, если данное имущество стоит на балансе авиакомпании (лизингополучателя), ей необходимо исчислить и уплатить налог на имущество. В соответствии с п. 2 ст. 358, не является объектом налогообложения воздушные суда, находящиеся в собственности у авиакомпании. Однако, при финансовой аренде воздушное средство находится в собственности у лизингодателя и, таким образом, при постановке самолета на баланс авиакомпании она является, помимо налога на имущество организаций, плательщиком транспортного налога.
3. Оценка поступления налога на имущество в ФБ
3.1 Анализ поступления налога на имущество в ФБ
В целом ситуация с исполнением консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в первом полугодии 2022 года являлась достаточно стабильной. Вместе с тем, в июне 2022 года отмечается замедление темпов роста доходов. Если в апреле (к апрелю 2021 года) темп роста доходов составлял 119,5 %,
Рисунок 2 - Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по сводной группе налогов на имущество
Опережающий темп роста в январе – июне 2022 года показали налог на прибыль организаций (145,7 %), НДФЛ (112,8 %), акцизы (118,6 %). Вместе с тем по НДФЛ, акцизам и налогам на имущество темпы роста отстают от прошлогодних. Также вырос объем безвозмездных перечислений на 14,1 %. В структуре доходов консолидированных бюджетов регионов доля налоговых и неналоговых доходов выросла, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, на 1,2 процентного пункта, что связано в первую очередь с возросшей долей налога на прибыль организаций с 27 % на 1 июля 2021 года до 31,5 % на 1 июля 2022 года.
Рисунок 3 - Динамика по основным видам поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
По группе имущественных налогов в январе – июне 2022 года общая сумма поступлений увеличилась, по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, на 54,6 млрд рублей, или на 8,9 %, и составила 670,6 млрд рублей, из них поступления по налогу на имущество организаций – 538,1 млрд рублей (увеличились на 12 %), по земельному налогу – 79,0 млрд рублей (увеличились на 0,5 %), по транспортному налогу – 43,7 млрд рублей (снизились на 6,5 %), по налогу на имущество физических лиц – 9,1 млрд рублей (снизились на 2,9 %). Удельный вес поступлений по данной группе налогов в доходах консолидированных бюджетов регионов по-прежнему не высокий и составляет 7,2 % (доля региональных налогов – 6,2 %, местных налогов – 0,9 %). Данные налоги не оказывают значительного влияния на формирование доходной базы регионов.
Таблица 1 - Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в I квартале 2020-2022 гг., млрд руб.
Наименование | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | ||
Млрд руб | Млрд руб | Млрд руб | % к 2021 г | Прирост по сравнению с 2021 г. | |
Налоги на имущество | 259,43 | 264,9 | 303,5 | 114,6% | 38,6 |
Доходы от использования госимущества | 73,36 | 66,4 | 85,8 | 129,2% | 19,4 |
Поступления налогов на имущество увеличились не столь значительно – на 14,6% (на 2,8% в реальном исчислении) или на 38,6 млрд руб. В структуре налогов на имущество 77,3% приходится на налог на имущество организаций (рис. 4). По сравнению с показателями аналогичного периода 2021 г. поступления этого налога возросли на 20,8% или на 40,4 млрд руб.
Рисунок 4 - Структура поступлений налогов на имущество в консолидированные бюджеты субъектов РФ, I квартал 2022 г.
Доля налогов на имущество физических лиц в структуре поимущественных налогов невелика и составляет 2,0%. По сравнению с прошлогодними показателями поступления данного налога увеличились на 2,9% (составили 92,3% в реальном исчислении). В целом же доля платежей физических лиц в структуре налогов на имущество в I квартале 2022 г. составила 7,4%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года платежи физических лиц (с учетом транспортного и земельного налогов) сократились и составили 91,7% прошлогодних, а поимущественные налоги, уплачиваемые организациями, возросли на 16,9%.
3.2 Контрольная работа налоговых органов
Управление налогами, как и любой другой процесс, имеет этапы. Этап налогового администрирования протекает параллельно с другими этапами
налоговые процедуры. Стадии налогового администрирования можно разделить на шесть этапов.
- налоговая регистрация [6];
- Ведение налогового учета в налоговых органах (перерегистрация).
- Подготовка и назначение мероприятий налогового администрирования.
- Осуществлять меры налогового контроля.
- Рассмотрение и принятие решений по материалам налогового администрирования.
- Снятие с учета.
Особое внимание следует уделить таким этапам налогового контроля, как осуществление мероприятий налогового контроля. Иными словами, на данном этапе лучше всего проявляется степень государственного налогового контроля над налогоплательщиками[7].
Обращаем ваше внимание, что налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и локальная налоговая проверка. Они различаются как местом и способом проведения, так и полнотой объема проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Однако современное законодательство внесло ряд существенных изменений, особенно касающихся камеральных налоговых проверок. Речь идет о содержании и роли камеральных налоговых расследований[8].