Файл: Человек и общество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО:

  • Природа и общество:

1) Природа- совокупность естественных условий существования человека.

2)Общество (в широком смысле)- это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения + человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии.

Общество (в узком смысле)- определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга+ конкретная страна, конкретный этап исторического развития.

3) Система- это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.

Социальная система- определенное целостное образование, основными элементами которого являются индивиды, группы, общественные институты, объединенные между собой устойчивыми связями и отношениями.

4) Общественные отношения- устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей

5) Социальные институты- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

  • Развитие общества:

1) Социальное изменение- модификация в социальной организации общества, его институтах и структуре, установленных образцах поведения, выражающаяся в преобразовании, видоизменении чего-либо с приобретением новых свойств.

2) Общественное развитие- это глубокие, необратимые, качественные изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество.

3) Эволюция- это постепенные, медленные изменения отдельных элементов общественной жизни.

4) Революция- это резкие, качественные, комплексные изменения, скачок в развитии общества, полностью изменяющий основы общественной жизни.

5) Реформа- это осуществляемое правящими кругами, целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя.

6) Прогресс- это направление развития общества, для которого
характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

7) Регресс- это направление развития общества, для которого характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам, утрата способности к выполнению некоторых функций.

8) Критерии общественного прогресса- это принятый в обществе показатель, затрагивающий наиболее значимые стороны общественного развития и позволяющий при существующих в обществе противоречивых процессах судить о наличии общественного прогресса и его степени.

9) Цивилизация- это своеобразие духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.


  • Типы общества:

1) Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное, патриархальное)- это тип общества, для которого характерно господство сельского натурального хозяйства, экстенсивных технологий, сословная иерархия, коллективизм, а также ценность стабильности и традиций

2) Индустриальное общество (промышленное)- это тип общества, для которого характерны преобладание промышленного производства, использование интенсивных технологий, высокий уровень социальной мобильности, а также появление массовой культуры.

3) Постиндустриальное общество (информационное)- это тип общества, для которого характерны ведущая роль информации в жизни общества, выдвижение на первый план сферы услуг, сокращение социального неравенства, а также непрерывность образования человека.


  • Глобализация:

1) Глобализация- это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, проявляющийся в усилении связей и взаимозависимостей людей, организаций, государств.

2) Транснациональная корпорация (ТНК)- фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или ее отдельный сегмент.

3) Вестернизация- целенаправленный перенос западных социально-экономических и политических структур, технологий, образа жизни в незападные общества.

4) Глобальные проблемы- это совокупность вызовов и угроз человечества, которые носят планетарный характер, требуют неотложных мер по их устранению и от решения которых зависит существование цивилизации.




  • Человек и деятельность:

1) Человек- это биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

2) Деятельность- это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая его целесообразное изменение и преобразование.

3) Игра- это вид деятельности, предпринимаемый по желанию, ради удовольствия от самого процесса, имеющий определенные правила и предполагающий некоторую воображаемую обстановку.

4) Учение- это вид деятельности, представляющий собой специально организованный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе.

5) Труд- вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата, в ходе которого происходит удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.

6) Общение- это вид деятельности, представляющий собой процесс установления и развития контактов между людьми и включающий в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

7) Способности- это индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.

8) Задатки- присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения организма (природная основа развития способностей)

9) Одарённость- такое сочетание способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.

10) Талант- высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.


  • Потребности и интересы:

1) Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

2) Интерес- это целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности.

3) Склонность- это направленность индивида на определённую деятельность.

4) Свобода- это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей общества.

5) Ответственность- это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, выражающееся в способности и готовности осознать и нести всю тяжесть последствий своих поступков.



  • Мировоззрение:

1) Мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к окружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.

2) Менталитет (ментальность)- это образ мышления, особое мировосприятие, духовная настроенность, присущая индивиду или группе.


  • Познание, мышление, истина:

1) Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром данных, конечным результатом которого является получение знаний.

2) Знание- это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, требующая строгой и логической аргументации.

3) Самопознание- это процесс познания человеком себя, своих качеств, желаний, чувств.

4) Мышление- это способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность.

5) Истина- это соответствие полученного знания действительности; такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

6) Абсолютная истина- это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте познания, которое не может быть опровергнуто.

7) Относительная истина- это точное при определённых условиях, недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки может измениться.

8) Критерий истины- это параметр, позволяющий отличить истину от лжи или заблуждения.

9) Заблуждение- это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

10) Ложь- искажение действительного состояния дел, имеющее цель обмана кого-либо.

  • Научное познание и наука:

1) Наука- это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе.

2) Научное познание- это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных
, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.


  • Культура:


1) Культура (в широком смысле)- это совокупность постоянно пополняющихся достижений человечества в социально-экономической, политической, духовной жизни общества с момента его возникновения.

Культура (в узком смысле)- это достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение.

2) Народная культура- это тип культуры, произведения которого характеризуются анонимностью, отражают национальный характер и передаются из поколения в поколение в устной форме.

3) Элитарная культура- это тип культуры, характеризующийся уникальностью, глубоким смыслом и ограниченным кругом потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

4) Массовая культура- это тип культуры, имеющий коммерческую форму производства, распространяющий стандартизированные культурные ценности и рассчитанный на большую аудиторию.

5) Диалог культур- это взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт.

6) Субкультура- это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих отдельным социальным группам (возрастным, территориальным, профессиональным, конфессиональным и др.)

7) Контркультура- это специфический вид субкультуры, представляющий собой совокупность воззрений, нравственных установок и стереотипов поведения и отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

8) Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, отличающаяся неповторимостью, уникальностью, оригинальностью.

9) Духовная культура- это духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов (творчество учёных, законодателей и т.д) + сами продукты духовной деятельности (духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д)

10) Духовная культура общества- это совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты.

11) Образование