ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями, осуществляемый в интересах личности и общества.
12) Мораль- это сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции гуманизма, добра и зла, справедливости и несправедливости.
13) Гуманизм- это мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность.
14) Нормы морали- это формы нравственного требования, основывающиеся на представлениях о добре и зле и определяющие поведение людей в различных ситуациях.
15) Религия- это форма духовной культуры, выраженная в мировоззрении, мироощущении и определяемом ими поведении людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
16) Религиозное сознание- это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороеннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог- высшая сила в мире.
17) Мировая религия- это группа религий, которая получила наибольшее распространение среди народов разных стран по всему миру (Ислам, Христианство, Буддизм)
18) Искусство- это форма человеческой деятельности, направленной на создание и освоение эстетических ценностей, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
19) Художественный образ- это отражение видения творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношения творца к этому явлению, в котором объединяются позиции автора-творца и восприятие зрителя.
СОЦИОЛОГИЯ:
1) Человек- это биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
2) Социализация- это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе.
3) Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель индивидуально-своеобразных черт.
4) Индивидуальность- это неповторимое своеобразие проявлений человека, отличающее его от других индивидов.
5) Личность- это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
6) Агенты социализации- люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
7) Агенты первичной социализации- это ближайшее окружение, оказывающее на индивида непосредственное воздействие.
8) Агенты вторичной социализации- люди и учреждения, которые, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
9) Воспитание (в широком смысле)- это передача от поколения к поколению знаний, умений, навыков, социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человеческого опыта, духовного наследия.
Воспитание (в узком смысле)- это деятельность, направленная на развитие личности ребёнка, подготовку его к жизни, привитие ему определённых навыков поведения, личностных качеств.
10) Социальный статус- это место человека в системе общественных отношений, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности.
11) Социальная роль- это ожидаемая модель поведения, ориентированная на определённый статус, признанная целесообразной для людей данного статуса в данном обществе.
12) Отклоняющее поведение:
Девиантное- это действия людей, отклоняющиеся от социальных норм и расматриваемые обществом как нетипичные для совершения членами данного общества.
Делинквентное- это действие людей, отклоняющееся от правовых норм и наносящее вред обществу.
13) Сознание- это высшая, свойственная человеку форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
14) Индивидуальное сознание- идеи, взгляды, представления, убеждения человека, которые формируются благодаря его приобщению к разным формам общественного сознания и проявляются в деятельности человека.
15) Общественное сознание- совокупность представлений об общественных явлениях и процессах, которые складываются в социальных группах, обществе в целом.
16) Идеология- система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также цели общественного развития.
17) Духовность человека- высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей.
18) Социальная ценность- это компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании, которому как социальному регулятору свойственна высокая степень абстрактности.
19) Гражданственность- это социально-психологические и нравственные качества личности, которые сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей.
20) Патриотизм- это высшее проявление гражданственности, ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу, готовность подчинить свои частные интересы интересам страны.
21) Гуманизм- это нравственный принцип, в основе которого - забота о человеке как общественная ценность, стремление к улучшению его жизни, удовлетворение его потребностей и развитие способностей.
22) Совесть- это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
23) Нравственная культура личности- реализация человеком в своем поведении определенных нравственных принципов (ценностей и норм), которая отражает степень освоения человеком морального опыта общества.
Социальные нормы и контроль:
1) Социальные нормы- это общие правила и образцы поведения, регулирующие общественные отношения и устанавливающие допустимые границы деятельности.
2) Социальный контроль- это механизм регулирования отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе и предотвращения отклоняющегося поведения.
3) Социальные санкции- это общественная реакция на поведение человека или группы, проявляющаяся в одобрении или поощрении за поддержку социальных норм и неодобрении и наказании за отклонение от них, нацеленная на поддержание стабильности общества.
1) Социальная общность- это совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия.
2) Социальная группа- это устойчивая совокупность людей, выделенная по определённому социально значимому признаку (социальное положение, интересы, ценности).
3) Профессиональная группа- это социальная группа, объединяющая людей одной профессии.
4) Референтная группа- это социальная группа, которую индивид считает для себя эталоном, на нормы которой он ориентируется в своем поведении.
5) Конформное поведение (конформизм)- это пассивное принятие господствующего порядка, податливость человека давлению группы.
6) Квазигруппа- это объединение, в котором между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер. Квазигруппы- это не социальные группы.
7) Молодежь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств людей.
8) Социальные интересы- это интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе.
9) Молодежная субкультура- это культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
1) Социальная дифференциация- разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе и характеризующиеся различными признаками.
2) Социальная стратификация- это дифференциация людей в обществе на расположенные в вертикальном порядке социальные слои в зависимости от дохода, уровня образования, доступа к власти, социального престижа.
3) Страта- это группа людей, объединённых общим социальным признаком и находящихся на одной социальной позиции.
4) Престиж профессии (как критерий социальной стратификации)- это привлекательность в общественном сознании той или иной профессии, должности, рода занятий.
5) Образование (как критерий социальной стратификации)- завершенный уровень образования, полученная профессия, учёная степень, звание и т.п.
6) Власть (как критерий социальной стратификации)- это способность навязывать свою волю независимо от желания других людей.
7) Доход (как критерий социальной стратификации)- это количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени.
8) Социальная мобильность- это перемещение индивидов или социальных групп в социальной структуре общества, результатом которого является любое изменение их социального положения.
9) Горизонтальная социальная мобильность- это переход человека из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне, что и прежняя.
10) Вертикальная социальная мобильность- это переход человека из одной социальной группы в другую, расположенную на другом уровне в системе социальной стратификации, в ходе которого человек может совершать как социальный подъем, так и социальный спуск.
11) Организованная мобильность- это тип социальной мобильности, при которой перемещения человека или социальных групп управляются государством.
12) Межпоколенная мобильность- это вид социальной мобильности, который предполагает изменение изменение социального статуса от одного поколения к другому и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями.
13) Внутрипоколенная мобильность- это вид социальной мобильности, предполагающий что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальный статус.
14) Социальные лифты (каналы социальной мобильности)- это пути, по которым и благодаря которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, в результате чего меняется их социальное положение.
12) Мораль- это сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции гуманизма, добра и зла, справедливости и несправедливости.
13) Гуманизм- это мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность.
14) Нормы морали- это формы нравственного требования, основывающиеся на представлениях о добре и зле и определяющие поведение людей в различных ситуациях.
15) Религия- это форма духовной культуры, выраженная в мировоззрении, мироощущении и определяемом ими поведении людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
16) Религиозное сознание- это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороеннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог- высшая сила в мире.
17) Мировая религия- это группа религий, которая получила наибольшее распространение среди народов разных стран по всему миру (Ислам, Христианство, Буддизм)
18) Искусство- это форма человеческой деятельности, направленной на создание и освоение эстетических ценностей, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
19) Художественный образ- это отражение видения творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношения творца к этому явлению, в котором объединяются позиции автора-творца и восприятие зрителя.
СОЦИОЛОГИЯ:
-
Социализация и отклоняющееся поведение:
1) Человек- это биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
2) Социализация- это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе.
3) Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель индивидуально-своеобразных черт.
4) Индивидуальность- это неповторимое своеобразие проявлений человека, отличающее его от других индивидов.
5) Личность- это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
6) Агенты социализации- люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
7) Агенты первичной социализации- это ближайшее окружение, оказывающее на индивида непосредственное воздействие.
8) Агенты вторичной социализации- люди и учреждения, которые, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.
9) Воспитание (в широком смысле)- это передача от поколения к поколению знаний, умений, навыков, социального поведения, нравственных норм, т.е. накопленного человеческого опыта, духовного наследия.
Воспитание (в узком смысле)- это деятельность, направленная на развитие личности ребёнка, подготовку его к жизни, привитие ему определённых навыков поведения, личностных качеств.
10) Социальный статус- это место человека в системе общественных отношений, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности.
11) Социальная роль- это ожидаемая модель поведения, ориентированная на определённый статус, признанная целесообразной для людей данного статуса в данном обществе.
12) Отклоняющее поведение:
Девиантное- это действия людей, отклоняющиеся от социальных норм и расматриваемые обществом как нетипичные для совершения членами данного общества.
Делинквентное- это действие людей, отклоняющееся от правовых норм и наносящее вред обществу.
13) Сознание- это высшая, свойственная человеку форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
14) Индивидуальное сознание- идеи, взгляды, представления, убеждения человека, которые формируются благодаря его приобщению к разным формам общественного сознания и проявляются в деятельности человека.
15) Общественное сознание- совокупность представлений об общественных явлениях и процессах, которые складываются в социальных группах, обществе в целом.
16) Идеология- система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, явлений, процессов, а также цели общественного развития.
17) Духовность человека- высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей.
18) Социальная ценность- это компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании, которому как социальному регулятору свойственна высокая степень абстрактности.
19) Гражданственность- это социально-психологические и нравственные качества личности, которые сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей.
20) Патриотизм- это высшее проявление гражданственности, ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу, готовность подчинить свои частные интересы интересам страны.
21) Гуманизм- это нравственный принцип, в основе которого - забота о человеке как общественная ценность, стремление к улучшению его жизни, удовлетворение его потребностей и развитие способностей.
22) Совесть- это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
23) Нравственная культура личности- реализация человеком в своем поведении определенных нравственных принципов (ценностей и норм), которая отражает степень освоения человеком морального опыта общества.
- 1 2 3 4
Социальные нормы и контроль:
1) Социальные нормы- это общие правила и образцы поведения, регулирующие общественные отношения и устанавливающие допустимые границы деятельности.
2) Социальный контроль- это механизм регулирования отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе и предотвращения отклоняющегося поведения.
3) Социальные санкции- это общественная реакция на поведение человека или группы, проявляющаяся в одобрении или поощрении за поддержку социальных норм и неодобрении и наказании за отклонение от них, нацеленная на поддержание стабильности общества.
-
Социальные группы и молодёжь:
1) Социальная общность- это совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия.
2) Социальная группа- это устойчивая совокупность людей, выделенная по определённому социально значимому признаку (социальное положение, интересы, ценности).
3) Профессиональная группа- это социальная группа, объединяющая людей одной профессии.
4) Референтная группа- это социальная группа, которую индивид считает для себя эталоном, на нормы которой он ориентируется в своем поведении.
5) Конформное поведение (конформизм)- это пассивное принятие господствующего порядка, податливость человека давлению группы.
6) Квазигруппа- это объединение, в котором между членами отсутствуют устойчивые связи и социальная структура, нет общих ценностей и норм, а взаимоотношения имеют односторонний характер. Квазигруппы- это не социальные группы.
7) Молодежь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств людей.
8) Социальные интересы- это интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе.
9) Молодежная субкультура- это культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
-
Стратификация и мобильность:
1) Социальная дифференциация- разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе и характеризующиеся различными признаками.
2) Социальная стратификация- это дифференциация людей в обществе на расположенные в вертикальном порядке социальные слои в зависимости от дохода, уровня образования, доступа к власти, социального престижа.
3) Страта- это группа людей, объединённых общим социальным признаком и находящихся на одной социальной позиции.
4) Престиж профессии (как критерий социальной стратификации)- это привлекательность в общественном сознании той или иной профессии, должности, рода занятий.
5) Образование (как критерий социальной стратификации)- завершенный уровень образования, полученная профессия, учёная степень, звание и т.п.
6) Власть (как критерий социальной стратификации)- это способность навязывать свою волю независимо от желания других людей.
7) Доход (как критерий социальной стратификации)- это количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени.
8) Социальная мобильность- это перемещение индивидов или социальных групп в социальной структуре общества, результатом которого является любое изменение их социального положения.
9) Горизонтальная социальная мобильность- это переход человека из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне, что и прежняя.
10) Вертикальная социальная мобильность- это переход человека из одной социальной группы в другую, расположенную на другом уровне в системе социальной стратификации, в ходе которого человек может совершать как социальный подъем, так и социальный спуск.
11) Организованная мобильность- это тип социальной мобильности, при которой перемещения человека или социальных групп управляются государством.
12) Межпоколенная мобильность- это вид социальной мобильности, который предполагает изменение изменение социального статуса от одного поколения к другому и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями.
13) Внутрипоколенная мобильность- это вид социальной мобильности, предполагающий что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальный статус.
14) Социальные лифты (каналы социальной мобильности)- это пути, по которым и благодаря которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, в результате чего меняется их социальное положение.