Файл: Курсовая работа по дисциплине Таможенный контроль после выпуска товаров на тему Таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 4518

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

Особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров и роль таможенного контроля при обороте товаров.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

2.1. Исследование действующего механизма осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, в 2016-2022 гг.

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Проблемы, связанные с осуществлением таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

3.2. Направления совершенствования механизма таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы общая эффективность таможенного контроля, ускорение и упрощение совершения таможенных операций происходит именно за счёт смещения фокуса внимания на этап после выпуска товаров. Именно благодаря развитию и совершенствованию ТКПВТ добросовестные участники ВЭД, которые обеспечивают уплату большей части всех таможенных платежей, получают возможность снизить время выпуска товаров, а также сократить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза.Важнейшим понятием для ТКПВТ является таможенный контроль при обороте товаров, который представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов, направленных на выявление товаров, находящихся в обороте на внутреннем рынке РФ в нарушение международных договоров и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, также национального законодательства, регулирующего оборот товаров на территории Российской Федерации, а также предупреждения подобных нарушений. Несмотря на огромную роль таможенного контроля при обороте товаров в довзыскании таможенных платежей, его не менее значимой функцией является обеспечение безопасности населения страны от некачественной или даже опасной для жизни и здоровья продукции. Таможенный контроль при обороте товаров осуществляют подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров, а также мобильные группы, расположенные на нескольких участках российской границы. Отдельно следует упомянуть, что в нынешней ситуации внимание мобильных групп сосредоточено не только на предотвращении незаконного ввоза товаров. Речь идёт о предотвращении вывоза стратегически важных ресурсов, что является крайне актуальным в настоящей геополитической ситуации.Тем не менее, в ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем: низкий уровень информационного взаимодействия с Роспотребнадзором, высокие риски незаконного пользования и распоряжения изъятыми товарами, отсутствие механизма передачи изъятых товаров малообеспеченным слоям населения.Однако данные проблемы могут быть решены за счёт совершенствования таможенного контроля при обороте товаров. Это позволит повысить суммы довзыскиваемых таможенных платежей, обеспечить качественно новый уровень взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение безопасности населения и повышение социального имиджа ФТС России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082 Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности). Редакция 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org//media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663



На основе выявленных отличительных признаков, можно сформулировать определение термина «таможенный контроль после выпуска товаров».

Под таможенным контролем после выпуска товаров следует понимать вид таможенного контроля, проводимый должностными лицами таможенных органов на этапе после выпуска товаров с использованием принципов, форм и мер, нацеленных на проверку соблюдения проверяемыми лицами международного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, позволяющий выявлять нарушения не только в отношении ввозимых товаров, но и в отношении товаров, находящихся в обороте.

Таким образом, ТКПВТ служит стимулятором развития внешнеэкономической деятельности, поскольку данный вид контроля снижает издержки предпринимателей на этапе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Одной из важнейших составляющих таможенного контроля после выпуска товаров является таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями законодательства в сфере таможенного регулирования, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Достоверность сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, проверяется путём их сопоставления с данными, полученными из других источников.

В целях обеспечения соблюдения законодательства, а также обеспечения безопасности внутреннего рынка, были созданы подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров.

Важнейшей задачей данных подразделений является проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, находящихся у лиц в обороте на территории Российской Федерации, для обеспечения соблюдения запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров, для осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.

К иным задачам ОКВОТ относятся следующие:

  1. обеспечение законных интересов, прав и свобод проверяемых лиц;

  2. обеспечение мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;

  3. выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;

  4. обеспечение защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности;

  5. обеспечение принятия мер, направленных на дополнительное исчисление и уплату либо взыскание и возврат таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, утилизационного сбора и акциза; 


Задачи подразделений по контролю за ввозом и оборотом товаров закреплены в Приказе ФТС от 30.10.2020 № 953 «Об утверждении типовых положений о подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров таможен». Кроме того, в Приложении №3 к данному Приказу устанавливаются функции подразделений ОКВОТ, а также их права6.

Исследование организации контроля за оборотом товаров невозможно без рассмотрения такого явления, как мобильная группа.

Легальная дефиниция данного термина закреплена в статье 5 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ. Под мобильной группой понимается «группа должностных лиц таможенных органов, наделенных в соответствии со статьей 261 настоящего Закона правом останавливать автомобильные транспортные средства на территории Российской Федерации и уполномоченных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации в целях осуществления функций, возложенных на таможенные органы»7.

Мобильные оперативные группы (МОГ) были созданы в целях усиления и повышения эффективности контроля за соблюдением установленных в 2014 году запретов на ввоз определённых категорий товаров из ряда недружественных государств. Основной задачей деятельности мобильных групп – контроль за ввозом и оборотом товаров на территории Российской Федерации.

Контроль за функционированием мобильных групп, а также координацию их деятельности осуществляют подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, в зоне деятельности которых функционируют данные группы. В состав мобильных групп входят должностные лица различных отделов, в том числе, лица, входящие в состав подразделений по контролю за ввозом и оборотом товаров.

Мобильные группы в ходе осуществления деятельности взаимодействуют с различными государственными органами. К ним относятся Пограничная служба ФСБ России, МВД России, ГИБДД России, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, ФНС России, Росгвардией и другими.

В настоящий момент, на территории России функционируют 35 мобильных групп, которые размещены преимущественно на российско-белорусском, российско-казахстанском и российско-азербайджанском участках границы.

Таким образом, в связи с тем, что таможенный контроль после выпуска товаров заключается в проведении контроля в отношении участников ВЭД, пресечении незаконного ввоза и оборота товаров, мобильные группы имеют исключительно важное значения для повышения эффективности таможенного контроля.





ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

2.1. Исследование действующего механизма осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, в 2016-2022 гг.


Благодаря непрерывной и методичной работе ФТС России, повышается эффективность деятельности таможенных органов при осуществлении контроля на этапе после выпуска товаров. Это подтверждается статистикой, представленной в ежегодных отчётах ФТС России об основных результатах деятельности.

В данной работе анализируется практика деятельности таможенных органов в части проведения таможенного контроля при обороте товаров за 2016-2022 гг. Такой временной промежуток был выбран в целях получения более полных и достоверных результатов анализа.
Таблица 2.1

Основные показатели деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля на этапе после выпуска товаров в 2016-2022 гг.

Год

Количество проведённых таможенных проверок

Сумма довзысканных таможенных платежей, пеней, штрафов, млрд руб.

Сумма средств, взысканных по результатам одной таможенной проверки, млн руб.

Возбуждено дел об АП, шт.

Возбуждено уголовных дел, шт

2016 г.

4 125

4,3

1,1

3 876

304

2017 г.

3 725

6,8

1,4

5 224

303

2018 г.

2 717

6,4

2,4

4 645

203

2019 г.

2 286

9,9

4,3

6 862

362

2020 г.

1 603

11,8

7,4

7 300

348

2021 г.

1 866

14,3

7,6

7 049

403

2022 г.

1 940

18,5

9,6

6 500

362


Как видно из Табл. 2.1, сумма довзысканных таможенных платежей, пеней, штрафов имеет тенденцию к увеличению на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2022 году данная сумма увеличилась на 330% по сравнению с 2016 годом, что составило 14,2 млрд рублей, и на 29% по сравнению с 2021 годом, что составило 4,2 млрд рублей.



Рис.2.1. Корреляция количества проведённых таможенных проверок и суммами довзысканных таможенных платежей, пеней, штрафов за период 2016-2022 гг8.
В соответствии с данными, представленными на Рис.2.1, можно сделать вывод, что эффективность проводимых таможенными органами таможенных проверок с каждым годом повышается, так как при снижении количества таможенных проверок, суммы довзысканных платежей возрастают. Так в 2022 году проведено на 53% меньше проверок, чем в 2016 году, суммы довзысканных платежей возросли на 330%.



Рис.2.2. Количество административных и уголовных дел, возбуждённых таможенными органами по результатам таможенного контроля на этапе после выпуска товаров в 2016-2022 гг.
Далее необходимо подробнее изучить непосредственно деятельность таможенных органов при осуществлении контроля при обороте товаров.

Таблица 2.2

Основные результаты деятельности мобильных групп в 2016-2022 гг.

Год

Количество ТС, в отношении которых выявлены нарушения, шт.

Выявлено

запрещённых к ввозу товаров, тыс. тонн

Возвращено товаров в сопредельные государства, тыс. тонн

Уничтожено товаров, тыс. тонн

Возбуждено дел об АП, шт.

Возбуждено уголовных дел, шт.

2016 г.

1 026

13,4

9,9

3,1

86

2

2017 г.

2 913

41,3

31,6

8,0

585

27

2018 г.

4 902

71,9

64,1

4,7

745

28

2019 г.

7 418

105,2

93,3

6,6

1 334

72

2020 г.

5 609

77,0

59,0

2,0

1 291

81

2021 г.

5 329

77,1

47,0

1,9

2 189

158

2022 г.

7 502

92,0

50,0

2,1

2 132

146