Файл: Курсовая работа по дисциплине Таможенный контроль после выпуска товаров на тему Таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 4514

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

Особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров и роль таможенного контроля при обороте товаров.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

2.1. Исследование действующего механизма осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, в 2016-2022 гг.

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Проблемы, связанные с осуществлением таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

3.2. Направления совершенствования механизма таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы общая эффективность таможенного контроля, ускорение и упрощение совершения таможенных операций происходит именно за счёт смещения фокуса внимания на этап после выпуска товаров. Именно благодаря развитию и совершенствованию ТКПВТ добросовестные участники ВЭД, которые обеспечивают уплату большей части всех таможенных платежей, получают возможность снизить время выпуска товаров, а также сократить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза.Важнейшим понятием для ТКПВТ является таможенный контроль при обороте товаров, который представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов, направленных на выявление товаров, находящихся в обороте на внутреннем рынке РФ в нарушение международных договоров и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, также национального законодательства, регулирующего оборот товаров на территории Российской Федерации, а также предупреждения подобных нарушений. Несмотря на огромную роль таможенного контроля при обороте товаров в довзыскании таможенных платежей, его не менее значимой функцией является обеспечение безопасности населения страны от некачественной или даже опасной для жизни и здоровья продукции. Таможенный контроль при обороте товаров осуществляют подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров, а также мобильные группы, расположенные на нескольких участках российской границы. Отдельно следует упомянуть, что в нынешней ситуации внимание мобильных групп сосредоточено не только на предотвращении незаконного ввоза товаров. Речь идёт о предотвращении вывоза стратегически важных ресурсов, что является крайне актуальным в настоящей геополитической ситуации.Тем не менее, в ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем: низкий уровень информационного взаимодействия с Роспотребнадзором, высокие риски незаконного пользования и распоряжения изъятыми товарами, отсутствие механизма передачи изъятых товаров малообеспеченным слоям населения.Однако данные проблемы могут быть решены за счёт совершенствования таможенного контроля при обороте товаров. Это позволит повысить суммы довзыскиваемых таможенных платежей, обеспечить качественно новый уровень взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение безопасности населения и повышение социального имиджа ФТС России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082 Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности). Редакция 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org//media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663


В Табл. 2.2 представлены основные результаты деятельности мобильных групп в 2016-2022 гг. Как можно видеть из данной Таблицы, с каждым годом деятельность мобильных групп становится всё более эффективной.


Рис.2.3. Динамика количества транспортных средств, в отношении которых мобильными группами выявлены правонарушения, в 2016-2022 гг.

Как можно видеть из графика, представленного на Рис.2.1, в 2017 году наблюдалось резкое увеличение количества транспортных средств по сравнению с 2016 годом (на 183,9%). В дальнейшем, по данному показателю также наблюдалась положительная динамика. Исключение составил только период 2020-2021 гг, что, вероятнее всего, связано со снижением общего товарооборота, обусловленного пандемией COVID-19.



Рис.2.4. Физический объём товаров, в отношении которых мобильными группами таможенных органов были выявлены правонарушения в 2016-2022 гг., тыс.тонн.

Количество выявленных товаров, запрещённых к ввозу, в 2022 году выросло на 586%, количество товаров, возвращённых в сопредельные государства, выросло на 405%.



Рис.2.5. Количество дел об административных правонарушениях и преступлениях, возбуждённых по результатам деятельности мобильных групп в 2016-2022 гг.

На протяжении 2016-2022 гг. наблюдается неуклонное увеличение количества как административных дел, так и уголовных дел, возбуждаемых таможенными органами при осуществлении таможенного контроля при обороте товаров.

Несомненно, деятельность мобильных групп не только обеспечивает безопасность покупателей товаров на внутреннем рынке, но также играет огромную роль в реализации таможенными органами таких задач, как защита прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет. Так, в 2022 году таможенные органы довзыскали 9,2 млрд таможенных платежей, что составило на 253% больше, чем, например, в 2021 году.

Отдельным направлением деятельности таможенных органов в последние годы является внедрение системы маркировки и прослеживаемости в отношении ряда товаров. Маркировка помогает государственным органам бороться с контрафактной и фальсифицированной продукцией, а обычным покупателям такая система даёт возможность избежать покупки некачественного товара.




Рис.2.6. Количество товаров без обязательной маркировки, выявленных мобильными группами в 2016-2022 гг., тонн.

Как показано на Рис.2.4, с момента внедрения данной системы, количество товаров, ввезённых с нарушением законодательства в сфере таможенного регулирования, которые выявляются таможенными органами, возрастает. Однако в 2022 году наблюдается снижение значений данного показателя на 38,6%, что, скорее всего, обусловлено сложившейся геополитической ситуацией.

В основном нарушения выявляются по таким товарным категориям, как:

- товары лёгкой промышленности;

- молочная продукция;

- лекарственные препараты;

- парфюмерная продукция;

- упакованная вода;

- табачная продукция;

- меховые изделия.

Наибольшая часть правонарушений в 2022 году была выявлена в отношении товаров лёгкой промышленности – 35,9%, упакованная вода – 19,9%, табачная изделия – 17,4%, молочная продукция – 16,5%. Всего мобильными группами таможенных органов в 2022 году было выявлено 549,9 тонн продукции без обязательной маркировки.



Рис.2.7. Категории товаров, в отношении которых было выявлено отсутствие обязательной маркировки в 2022 г.

Кроме того, в 2022 году мобильными группами таможенных органов был пресечён вывоз более 42 тыс. тонн стратегически важных товаров (лес и лесоматериалы, сахар, зерно, оборудования).

В рамках реализации Соглашения об информационном взаимодействии между ООО «Оператор-ЦРПТ», Минпромторгом России и ФТС России от 26 апреля 2021 года был реализован механизм обмена сведениями между ЕАИС таможенных органов и ГИС «Маркировка» посредством СМЭВ на этапе после выпуска товаров.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что за период 2016-2022 гг. деятельность таможенных органов в части таможенного контроля при обороте товаров была значительно усовершенствована. Значительным образом выросли показатели деятельности мобильных групп, которые являются принципиально новым явлением для российской таможенной службы. За эти годы была внедрена система маркировки и прослеживаемости отдельных категорий товаров, которая в данный момент вполне успешно функционирует на практике. Кроме того, произошли качественные изменения в части взаимодействия ФТС России и иных контролирующих органов, что также оказало положительный эффект на осуществление ТКПВТ в целом.

2.2.

Анализ судебной практики, связанной с осуществлением таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

Согласно статистическим данным ФТС, в 2022 году по результатам осуществления таможенного контроля при обороте товаров было возбуждено 2 132 дела об административных правонарушениях и 146 уголовных дел. На Рис.2.8 представлены основные статьи КоАП, по которым были возбуждены дела об административных правонарушениях.



Рис.2.8. Основные статьи КоАП, по которым подразделениями по контролю за ввозом и оборотом товаров были возбуждены дела об АП, в 2022 г.

Если говорить о статистике по уголовным преступлениям, то основные статьи УК РФ, по которым были возбуждены дела представлены на Рис.2.9.



Рис.2.9. Основные статьи УК РФ, по которым по результатам таможенного контроля при обороте товаров были возбуждены уголовные дела в 2022 г.

В целях более подробного изучения практики реализации таможенного контроля при обороте товаров необходимо рассмотреть судебную практику по данному вопросу.

Как установлено судами, 13.02.2021 в регион деятельности таможенного поста Красная Горка Смоленской таможни с территории Республики Беларусь прибыл товар «цветочная продукция иностранного происхождения» на автотранспортном средстве9.

Согласно инвойсу и акту фитосанитарного контроля перемещается «цветочная продукция», весом нетто 5 142, 00 кг, весом брутто 8 855, 00 кг, стоимостью 13 906, 37 долларов США, страны происхождения товара разные.
В соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенного досмотра. В связи с этим сотрудниками ОКВОТ СТКПВТ Смоленской таможни данное транспортное средство направлено в зону таможенного контроля Вашутинского таможенного поста Московской областной таможни.

Между тем, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС на часть товара, который не задекларирован, отсутствуют.
Данный товар, согласно представленным товаросопроводительным документам, оформлен на территории Республики Беларусь по ДТ №06650/090221/0003452.

09.02.2021 ООО «БелТаможВилия» в ПТО Минск-Белтаможсервис-2 Минской Региональной таможни подана ДТ под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ 40), в которой к таможенному оформлению заявлены товары, а именно: «цветочная продукция в ассортименте ...» всего 21 товар, количество мест -584, 11 842,00 кг, весом нетто 5 142, 00 кг, весом брутто 8 855, 00 кг, стоимостью 13 906, 37 долларов США, страны происхождения товара разные

20.02.2021 в целях проверки соблюдения действующего таможенного законодательства ЕАЭС при декларировании товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, на основании поручения на таможенный досмотр принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра.

В результате сопоставления сведений фактически обнаруженного товара со сведениями, заявленными в ДТ и товаросопроводительных документах, установлено, что фактически обнаруженное количество цветов превышает заявленное в ДТ и товаросопроводительных документах, а именно:

- товар № 2 - больше на 50 шт.

- товар № 5 - больше на 175 шт.

- товар № 9 - больше на 4050 шт.

- товар № 14 - больше на 3480 шт.

Кроме этого, в ходе таможенного досмотра обнаружено 4 товара, сведения о которых отсутствуют в декларации на товары.

Соответственно, представленный документ, а именно, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора), не распространяет свое действие на товары, не задекларированные в ДТ № 06650/120221/0003778.

03.03.2021 по данному факту должностным лицом ОКВОТ СТКПВТ МОТ было вынесено определение о возбуждении дела об АП № 10013000-000928/2021 в отношении ООО «БелТаможВилия» по статье 16.3 КоАП России.

По данному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 20.07.2021 №10013000000928/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Следует отметить, что деятельность в части выявления незаконного ввоза цветочной продукции на протяжении последних нескольких лет мобильные групп и подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров достигли значительных успехов.

Для более детального рассмотрения непосредственно деятельности мобильных групп рассмотрим ещё одно дело из судебной практики.

Как следует из материалов дела, 25.08.2021 мобильной группой отдела контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни на 584 км автодороги А-298 (р.п.Озинки) выявлено транспортное средство Mercedes-Benz 01KG0183М/01KG619PА под управлением водителя, гражданина Киргизской Республики, следовавшего из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию10.

Согласно сведениям, указанным в представленных документах, в вышеуказанном транспортном средстве производилась поставка товаров народного потребления в широком ассортименте, всего по документам 403 места, вес брутто 20523 кг. Отправитель товара - ОсОО «Жибек Сон», получатель – ООО «ГРИНТЕКС». Перевозчик товара – ОсОО «Дольф-Мэн». Местом разгрузки товара согласно гр. 3 СMR является г. Москва.


По результатам проведенного Саратовской таможней с 26.08.2021 по 01.07.2022 таможенного досмотра вышеуказанного транспортного средства установлено, что в транспортном средстве, кроме прочих, находятся товары: платье с маркировкой на изделиях в виде логотипа CHANEL в количестве 10 шт. При проведении таможенного досмотра указанной партии товаров установлено, что на этикетках товара имеется надпись «MADE IN TURKEY».

Водителем вышеуказанного транспортного средства не представлены в таможню документы, подтверждающие законность ввоза вышеуказанного товара в Россию.

При проверке сведений в указанной ДТ установлено, что в данной ДТ под № 5 заявлен товар – предметы одежды прочие трикотажные из хлопчатобумажной пряжи, машинного или ручного вязания, одежда трикотажная в ассортименте, 7 упаковок, брутто 1797,9 кг., страна происхождения – Турция.

Представитель компании «Chanel Sarl» на территории Российской Федерации ООО «ТКМ» сообщает, что компания «Chanel Sarl» является правообладателем серии товарных знаков, охраняемых на территории Российской Федерации. Изучив представленные фотографии, представитель правообладателя сделал вывод о том, что продукция содержит признаки, отличающие её от оригинальной продукции правообладателя:

- отсутствует оригинальная упаковка с предупредительной маркировкой;

- наличие посторонних этикеток, не соответствующих оригиналу;

- способ нанесения товарного знака на исследуемый образец не соответствует оригиналу;

- представленная на исследование продукция имеет визуально низкое качество;

- данная продукция произведена не на производственных мощностях правообладателя, без соблюдения требований к маркировке.

Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФИПС), представлена Справка, которой подтверждается, что обозначения на товарах являются сходными до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками.

В связи с изложенным, 01.07.2022 ОКВОТ СТКПВТ Саратовской таможни согласно ч.4 ст.28.1 КоАП РФ возбуждено настоящее дело об административном правонарушении путем изъятия вышеуказанного товара по протоколу изъятия вещей и документов № 10413000-462/2022, составлен административный протокол от 01.07.2022г.

Суд постановил привлечь ОсОО «Жибек СОН» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Изъятые протоколом изъятия вещей и документов от 01.07.2022 г. вещи – передать на уничтожение в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области.