Файл: Курсовая работа по дисциплине Таможенный контроль после выпуска товаров на тему Таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 4520

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

Особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров и роль таможенного контроля при обороте товаров.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

2.1. Исследование действующего механизма осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, в 2016-2022 гг.

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Проблемы, связанные с осуществлением таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

3.2. Направления совершенствования механизма таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы общая эффективность таможенного контроля, ускорение и упрощение совершения таможенных операций происходит именно за счёт смещения фокуса внимания на этап после выпуска товаров. Именно благодаря развитию и совершенствованию ТКПВТ добросовестные участники ВЭД, которые обеспечивают уплату большей части всех таможенных платежей, получают возможность снизить время выпуска товаров, а также сократить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза.Важнейшим понятием для ТКПВТ является таможенный контроль при обороте товаров, который представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов, направленных на выявление товаров, находящихся в обороте на внутреннем рынке РФ в нарушение международных договоров и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, также национального законодательства, регулирующего оборот товаров на территории Российской Федерации, а также предупреждения подобных нарушений. Несмотря на огромную роль таможенного контроля при обороте товаров в довзыскании таможенных платежей, его не менее значимой функцией является обеспечение безопасности населения страны от некачественной или даже опасной для жизни и здоровья продукции. Таможенный контроль при обороте товаров осуществляют подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров, а также мобильные группы, расположенные на нескольких участках российской границы. Отдельно следует упомянуть, что в нынешней ситуации внимание мобильных групп сосредоточено не только на предотвращении незаконного ввоза товаров. Речь идёт о предотвращении вывоза стратегически важных ресурсов, что является крайне актуальным в настоящей геополитической ситуации.Тем не менее, в ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем: низкий уровень информационного взаимодействия с Роспотребнадзором, высокие риски незаконного пользования и распоряжения изъятыми товарами, отсутствие механизма передачи изъятых товаров малообеспеченным слоям населения.Однако данные проблемы могут быть решены за счёт совершенствования таможенного контроля при обороте товаров. Это позволит повысить суммы довзыскиваемых таможенных платежей, обеспечить качественно новый уровень взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение безопасности населения и повышение социального имиджа ФТС России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082 Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности). Редакция 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org//media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663


Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра таможенных операций и таможенного контроля

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный контроль после выпуска товаров»

на тему «Таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»

Выполнил: Любишкина Екатерина Игоревна,

студент 4 курса очной формы обучения

факультета таможенного дела группа Тс01/1901

Руководитель: Паукова Дана Владимировна,

доцент кафедры, кандидат экономических наук


Оценка _______________________________

Подпись ______________________________

«___» _______________ 2023 г.

Люберцы

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ускорения бизнес-процессов и увеличении трансграничных грузопотоков критически важным представляется ускорение совершения таможенных операций без снижения эффективности таможенного контроля, проводимого таможенными органами. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях роста товаропотоков таможенные органы не в состоянии осуществлять таможенный контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза. Смещение таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в том числе, акцент на контроль за оборотом товаров, позволяет таможенным органам использовать свои ресурсы гораздо эффективнее, а участникам ВЭД – снизить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную территорию ЕАЭС.
Объектом исследования является таможенный контроль после выпуска товаров.

Предметом исследования является таможенный контроль при обороте товаров.

Цель данного исследования была определена как выработка направлений совершенствования в сфере таможенного контроля при обороте товаров.

На основе этого были определены следующие задачи:

  1. Изучить понятие и принципы таможенного контроля.

  2. Выявить особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров.

  3. Определить роль таможенного контроля при обороте товаров.

  4. Провести анализ практики осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров.

  5. Провести анализ судебной практики, связанной с осуществлением таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров.

  6. Выявить актуальные проблемы, существующие в практике осуществления таможенного контроля при обороте товаров.

  7. Разработать направления совершенствования в сфере таможенного контроля при обороте товаров.















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

    1. Понятие и принципы таможенного контроля.


Понятие «таможенный контроль» определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы». В Киотской конвенции под таможенным контролем понимаются меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Если мы говорим о наднациональном уровне законодательства, то следует обратиться к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

В статье 2 ТК ЕАЭС приводится следующее определение «таможенный контроль - это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании»1.

Таким образом, на основании анализа вышеприведённых определений можно выделить характерные особенности таможенного контроля, как одного из видов государственного контроля:

  1. субъектами таможенного контроля являются таможенные органы, а именно их должностные лица;

  2. таможенный контроль своей целью имеет проверку или обеспечение соблюдения требований в сфере таможенного регулирования;

  3. должностные лица таможенных органов производят проверку соблюдения требований не только национального, но и международного законодательства в сфере таможенного регулирования;

В основе механизма таможенного контроля лежит ряд определённых принципов, которые можно разделить на две основные группы: общие принципы, которые характерны для всех видов государственного контроля, и специальные принципы2. Рассмотрим подробнее каждую из них.

К основным принципам относятся принцип законности, принцип гуманности, принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД).



Принцип законности гласит, что все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству ЕАЭС и государств-участников Союза. Иными словами, таможенные органы не имеют права устанавливать специальные требования по отношению к участникам ВЭД, которые не предусмотрены действующим законодательством. Данный принцип закреплён в стандарте 6.2 Киотской конвенции3.

Принцип гуманности подразумевает применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Под принципом уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) понимается недопущения действий, сопряженных с умалением человеческих прав и достоинства, причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Как уже упоминалось выше, данные принципы лежат в основе не только таможенного, но и иных видов государственного контроля. Специальные же принципы относятся исключительно к проведению таможенного контроля. Все эти принципы закреплены в главе 6 Киотской конвенции4.

В первую очередь, речь идёт о принципе выборочности таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют: выбор форм таможенного контроля, порядок их применения; выбор товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям. Принцип выборочности позволяет не только ускорить проведение таможенного контроля и повысить его эффективность, но и в значительной мере сэкономить ресурсы таможенных органов.

С данным принципом тесно связан принцип применения системы управления рисками, так как реализация принципа выборочности таможенного контроля неизбежно ставит вопрос о тех критериях, в соответствии с которыми будет осуществляться выбор форм таможенного контроля и порядок их проведения. Выработка таких критериев в современных условиях происходит в рамках системы управления рисками.


Следующие два принципа отражены не только в Киотской конвенции, но и в Рамочных стандартах безопасности и упрощения мировой торговли (SAFE), одной из целью которых является упрощение процедур таможенного контроля.

Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля закреплён в стандарте 6.7 Киотской конвенции и в первой опоре Рамочных стандартов (Pillar 1 «Customs-to-Customs»). От эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран во многом зависит эффективность таможенного контроля, именно поэтому международное сотрудничество при проведении таможенного контроля имеет огромное значение5.

Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности находит своё отражение в стандарте 6.8 Киотской конвенции, а также в третьей опоре Рамочных стандартов (Pillar 3 «Customs-to-Business»). Закрепление принципа сотрудничества с участниками ВЭД, различными организациями, профессиональными объединениями, ассоциациями, свидетельствует не только о намерениях государства учитывать интересы участников ВЭД, но и о переходе к другим по характеру отношениям, основанным на партнерстве государства и бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что принципы таможенного контроля закреплены в важнейших международных законодательных актах в сфере таможенного регулирования, поскольку

Реализация данных принципов в законодательстве и административной практике таможенных органов позволяет не только повышать качество таможенного администрирования, но и обеспечивать интересы всех участников таможенных правоотношений.

    1.   1   2   3   4   5   6

Особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров и роль таможенного контроля при обороте товаров.


В современных условиях развития внешней торговли происходит смещение фокуса таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров. В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, именно таможенный контроль после выпуска товаров признаётся одним из самых действенных механизмов, поскольку он позволяет обеспечивать высокую степень экономической безопасности без создания излишних административных барьеров в сфере ВЭД.

Именно за счёт переноса таможенного контроля на этап после выпуска товаров решается задача эффективного использования ресурсов таможенных органов, которая позволяет справиться с увеличивающимся внешнеторговым оборотом. В то же время это создаёт благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности, а также снижает затраты участников ВЭД на хранение товаров под таможенным контролем.

В настоящий момент отсутствует законодательно закреплённое понятие таможенного контроля после выпуска товаров. Большинство понятий, представленных в научной литературе, базируются на дефиниции, используемой в Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. Под таможенным контролем в Концепции понималась «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Таможенного союза, путём проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием СУР, на основе категорирования участников ВЭД, в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле».

На основании анализа научной литературы можно выделить ряд характерных черт таможенного контроля после выпуска товаров.

Во-первых, таможенный контроль после выпуска товаров является неотъемлемой частью таможенного контроля. Во-вторых, он проводится с использованием принципов, форм и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В-третьих, таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется с использованием СУР и категорирования участников ВЭД. В-четвёртых, его основной целью является проверка соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования. И наконец, данный вид таможенного контроля проводится не только в отношении ввозимых товаров, но и в отношении товаров, находящихся в обороте.