Файл: Курсовая работа по дисциплине Таможенный контроль после выпуска товаров на тему Таможенный контроль при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 4516

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

Особенности таможенного контроля на этапе после выпуска товаров и роль таможенного контроля при обороте товаров.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ТОВАРОВ, ВВЕЗЁННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС.

2.1. Исследование действующего механизма осуществления таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, в 2016-2022 гг.

ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Проблемы, связанные с осуществлением таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

3.2. Направления совершенствования механизма таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы общая эффективность таможенного контроля, ускорение и упрощение совершения таможенных операций происходит именно за счёт смещения фокуса внимания на этап после выпуска товаров. Именно благодаря развитию и совершенствованию ТКПВТ добросовестные участники ВЭД, которые обеспечивают уплату большей части всех таможенных платежей, получают возможность снизить время выпуска товаров, а также сократить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза.Важнейшим понятием для ТКПВТ является таможенный контроль при обороте товаров, который представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов, направленных на выявление товаров, находящихся в обороте на внутреннем рынке РФ в нарушение международных договоров и национального законодательства в сфере таможенного регулирования, также национального законодательства, регулирующего оборот товаров на территории Российской Федерации, а также предупреждения подобных нарушений. Несмотря на огромную роль таможенного контроля при обороте товаров в довзыскании таможенных платежей, его не менее значимой функцией является обеспечение безопасности населения страны от некачественной или даже опасной для жизни и здоровья продукции. Таможенный контроль при обороте товаров осуществляют подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров, а также мобильные группы, расположенные на нескольких участках российской границы. Отдельно следует упомянуть, что в нынешней ситуации внимание мобильных групп сосредоточено не только на предотвращении незаконного ввоза товаров. Речь идёт о предотвращении вывоза стратегически важных ресурсов, что является крайне актуальным в настоящей геополитической ситуации.Тем не менее, в ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем: низкий уровень информационного взаимодействия с Роспотребнадзором, высокие риски незаконного пользования и распоряжения изъятыми товарами, отсутствие механизма передачи изъятых товаров малообеспеченным слоям населения.Однако данные проблемы могут быть решены за счёт совершенствования таможенного контроля при обороте товаров. Это позволит повысить суммы довзыскиваемых таможенных платежей, обеспечить качественно новый уровень взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечение безопасности населения и повышение социального имиджа ФТС России. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1901082 Рамочные стандарты безопасности и упрощения процедур международной торговли ВТамО (Рамочные стандарты безопасности). Редакция 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org//media/50518838DCAD4D4B9600B3E94F37C663



Таким образом, можно сделать вывод, что таможенный контроль после выпуска товаров имеет огромное значение в реализации функций таможенных органов. На протяжении многих лет растут суммы довзысканных платежей, повышается эффективность проводимых таможенных проверок.

В то же время отдельный фокус внимания смещается на неотъемлемую часть ТКПВТ – таможенный контроль при обороте товаров. Именно благодаря деятельности мобильных групп и подразделений по контролю за ввозом и оборотом товаров таможенные органы в полной мере реализуют такие функции, как: защита прав на объекты интеллектуальной собственности, обеспечение полноты уплаты таможенных платежей, обеспечение защиты потребителей на внутреннем рынке от некачественной или даже опасной для жизни и здоровья продукции, что, в конечном счёте, несёт выгоды как для государства, так и для граждан.


ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

3.1. Проблемы, связанные с осуществлением таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.


Совершенствование таможенного контроля на этапе после выпуска товаров на данный момент является одной из стратегических задач развития таможенной службы РФ в целом, что закрепляется Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Именно за счёт смещения фокуса контроля на этап после выпуска снижаются издержки, как для таможенных органов, так и для участников ВЭД, кроме того сокращается время, необходимое для осуществления таможенных операций. За последние годы эффективность как ТКПВТ, так и таможенного контроля при обороте товаров, существенным образом возросла, что подтверждается различными статистическими данными.

Однако проведённый анализ показал, что в сфере таможенного контроля при обороте товаров существует ряд определённых проблем11.

В первую речь идёт о недостаточно проработанном механизме взаимодействия ФТС с другими контролирующими органами, в частности, с Роспотребнадзором. В ходе осуществления таможенного контроля при обороте товаров должностные лица таможенных органов проверяют законность введения товаров в оборот сразу по нескольким направлениям:

- отсутствие факта повторной продажи товаров;

- наличие разрешительной документации;

- наличие регистрации кода, нанесённого на товар;

Осуществление полноценного контроля невозможно при отсутствии взаимодействия между таможенными органами и Роспотребнадзором. Должностным лицам таможенных органов необходимо получать различные данные, например, сведения, подтверждающие подлинность разрешительных документов, в режиме реального времени

, так как в ином случае увеличивается время проведения таможенного контроля12. При проведении таможенного контроля мобильными группами таможенных органов количество времени, затрачиваемое на запрос той или иной информации, может иметь критически важное значение, так как время проверки автотранспортных средств не может составлять более двух часов. В таком случае сбой в работе СМЭВ может повлечь за собой крайне негативные последствия.

Другой, не менее серьёзной проблемой является организация хранения товаров, изъятых в результате проведения таможенного контроля при обороте товаров. Речь здесь идёт о достаточно высоких рисках, связанных с незаконным распоряжением изъятыми товарами либо их незаконным использованием в течение хранения. На данный момент в целях снижения таких рисков действуют определённые правила учёта изъятых товаров, которые предполагаю фиксацию количества товаров, принятых на хранение, посредством взвешивания, измерения и т.д. Вся информация о товарах, как правило, вносится в таблицы Excel.

Однако такая система учёта имеет ряд серьёзных недостатков: издержки на ведение такого учёта и проведением инвентаризации, дополнительная нагрузка на персонал склада, но самым существенным минусом, конечно же, является абсолютная непрозрачность складских операций, что, в конечном итоге, и создаёт риск незаконного использования и распоряжения товарами. Существует также и так называемый человеческий фактор, что создаёт вероятность ошибок при вводе данных при приёмке-передаче товаров. Кроме того, в случае технических неполадок есть риск потери всех данных, так как в случае применения такой системы учёта отсутствует автоматический перенос информации в облачное хранилище.

И, наконец, ещё одной проблемой является отсутствие законодательно закреплённого механизма передачи изъятых товаров малообеспеченным слоям населения. В соответствии со статистическими данными, представленными в данной работе, объёмы товаров, в отношении которых таможенными органами применяется изъятие, неуклонно растёт с каждым годом.

Существующая практика предполагает передачу таких товаров в территориальные управления Росимущества для их последующего уничтожения. Тем не менее, в случае полного соответствия товаров требованиям безопасности, таким товаром могли бы найти применение гораздо более эффективное. На сегодняшний день, в статье 325 ФЗ-289
закреплено право ФТС России по передаче товаров, обращённых в федеральную собственность. Однако здесь появляется сразу ряд вопросов. В первую очередь, это отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей подтверждение безопасности изъятых товаров. Во-вторых, отсутствие непосредственно чёткой последовательности проведения мероприятий, направленных на оценку безопасности товаров, незаконно находившихся в обороте. И наконец, проблемой является отсутствие органа, который бы имел полномочия на распределение и дальнейшую передачу имущества нуждающимся.

Таким образом, проблемы, которые сегодня существуют в сфере таможенного контроля при обороте товаров имеют комплексный характер. Их разрешение требует не только вдумчивого и разностороннего подхода, но и тесного взаимодействия ФТС России с другими федеральными органами исполнительной власти.


3.2. Направления совершенствования механизма таможенного контроля за оборотом товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.


В целях разрешения проблем в сфере таможенного контроля при обороте товаров были определены возможные направления совершенствования.

Если говорить о качественном повышении уровня взаимодействия между ФТС России и Роспотребнадзором, то здесь необходим целый ряд мероприятий. В первую очередь, речь идёт об интеграции баз данных. Это позволит ускорить проведение таможенного контроля, что, в конечном счёте, приведёт к повышению эффективности таможенного контроля при обороте товаров.

Кроме того, предлагается разработка единых практических рекомендаций для должностных лиц таможенных органов и должностных лиц Роспотребнадзора по выявлению продукции, находящейся в обороте незаконно. Рекомендуется проведение ежеквартальных совещаний должностных лиц данных федеральных органов исполнительной власти, проведение различных семинаров, конференций, круглых столов, которые должны быть посвящены актуальным вопросам контроля при обороте товаров, а также вопросам межведомственного взаимодействия.

Для разрешения проблемы, связанной с высокими рисками незаконного пользования и распоряжения изъятыми товарами в течение срока их хранения, предлагается внедрение принципиально новой системы учёта и хранения товаров.

Такая система предполагает использование RFID-меток для изъятых партий товаров, которые будет содержать не только информацию о количестве товаров, но и сведения об операциях, которые проводились с товарами. При проведение каких-либо операций с товарами на территории склада информация, содержащаяся на радиочастотной метке будет перезаписываться. В целях предотвращения несанкционированного доступа к программам изменения информации на RFID-метках необходимо использовать идентификационные смарт-карты.

Кроме того, предлагается переход на автоматизированные системы складского учёта. Это позволит снизить издержки на инвентаризацию и учёт товаров, снизит нагрузку на персонал склада, значительным образом повысит прозрачность проводимых складских операций. Для снижения рисков в этой части системы складского учёта предлагается внедрение авторизации работников склада в программе путём использования паролей и индивидуальных учётных записей в системе. Также необходимо внедрить технологию резервного копирования данных, содержащихся в системе складского учёта, что позволит защитить информацию от потерь в случае различных технических неполадок. Для этого предлагается переносить резервные копии данных в облачное хранилище.