ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
После распада в 1945 г. ранее единой Кореи на Северную и Южную обе ее части развивались независимо друг от друга и взаимно конфронтационно. Южная Корея при значительной западной поддержке строила капитализм и немало в этом преуспела, превратившись в одного из экономических лидеров развивающихся стран.
Три десятилетия тому назад, уровень дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом, включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию нации. Финансовый кризис 1997 - 1999 годов, тем не менее, проявил слабые стороны экономики страны, среди которых большие иностранные займы и слабое управление в финансовом секторе. К 1999 году удалось восстановить финансовую стабильность, превратив ощутимое падение 1998 года в стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие финансовые и торговые группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству экономики, а конгломераты средних размеров на осуществление разных экономических программ вместе с банками страны.
Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль государства в управлении экономическими процессами. Правительственный контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны. Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего, эндогенного фактора. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве
Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность, текстильная промышленность, производство одежды, обуви.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболы. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входят «Хёнде», «Самсунг», «Деу».
Целью данной работы является исследование внешнеэкономической политики Южной Кореи, как одного из главных факторов успеха южнокорейской экономики.
Объектом исследования в работе является внешнеэкономическая политика Южной Кореи.
Предметом исследования являются внешнеэкономические связи Южной Кореи с другими странами.
При подготовке работы была использована учебная литература по мировой экономике, периодическая литература.
1. Место Южной Кореи в мировой экономике
Развитие внешнеэкономических связей предопределяет динамику и качественные характеристики южно-корейской экономики. Корея, занимая 12 место в мире по обороту внешней торговли, превратилась в важное связующее звено международного обмена товарами и услугами, капиталами и технологиями.
Однако, в 21 веке Республика Корея сталкивается с необходимостью существенно модифицировать, систематизировать отношения национальной экономики с мировым хозяйством. Потребность в корректировке курса стала необходимой после кризиса 1997-1998 г.г.
Хотя в конце 90-х годов Южная Корея оказалась одной их тех стран, которые наиболее сильно пострадали от азиатского финансово-экономического кризиса, она весьма быстро преодолела его последствия, продемонстрировав высокую жизнеспособность своей экономики. Для этого Сеулу пришлось пойти на серьезное совершенствование прежней системы хозяйствования в направлении еще большей открытости национальной экономики, ограничения всесилия финансово-промышленных групп (ФПГ) (конгломератов), допущения большей свободы предпринимательства.
Для понимания внешнеэкономической политики страны, представим некоторую статистику экономики данной страны.
Южнокорейское национальное хозяйство – одно из самых мощных в мире. Страна находится на 12-м месте в мире по уровню экономического развития: на 10-м месте по энергопотреблению, 6-м – потреблению нефти, 2-м – судостроению (27,6% общего объема мирового выпуска), 3-м – выпуску полупроводников (14,1%), 4-м – производству электронных изделий, 5-м – автомобилестроению и производству продукции нефтехимии, 6-м – по выпуску металлургической продукции.
Экономические успехи Южной Кореи во многом обусловлены высоким уровнем развития науки и техники. Индустрия информационных технологий обеспечила в 1998 г. примерно 21% ВВП (в США в том же году – 27%). Удельный вес РК в мировом производстве компьютеров составляет примерно 2% (11-е место). В 1998 г. РК занимала лидирующие позиции в выпуске DRAM (около 40%) и 2-е место (30%) после Японии в производстве запоминающих устройств (ЗУ) в целом. Компании РК входят в число ведущих мировых продуцентов жидкокристаллических дисплеев (ЖДК). Быстро растет выпуск оборудования проводной и мобильной связи. В 1999 г. «Самсунг электроникс» разработал первый в мире мобильный телефон со встроенным телевизором. Южная Корея развивает даже космическую промышленность: на 2005 г. намечено строительство первого космического центра с космодромом.
РК поставила перед собой цель построить в XXI веке «общество, основанное на знаниях», что необходимо требует создания интегрированной системы управления интеллектуальной собственностью (ИС). Чтобы решить поставленную задачу и подняться с нынешнего 22-го мета в мире на 7-е по уровню конкурентоспособности в области науки и техники, планируется интенсивно развивать 7 секторов: фундаментальные науки, информационные технологии, биотехнологии, мехатронику, охрану окружающей среды, новые виды энергии и материалов.
На конец 2000 г. Южная Корея располагала 96 млрд. долл. валютных резервов, что обеспечивало ей 5-е место в мире. При этом ее внешний долг составлял 136,6 млрд. долл.
2. Перспективы экономических связей России с Южной Кореей
Республика Корея является вторым по значимости торговым партнером России в Юго-Восточной Азии после Китая.
В торговле с Южной Кореей Россия имеет положительное сальдо более чем в 700 млн.долларов. Интересно, что основной статьей российского экспорта в эту страну являются не энергоносители, а товары с более высокой степенью добавленной стоимости. В первую очередь это металлургическая продукция. Хотя в последнее время корейцы проявляют большой интерес и к покупке российских нефти и газа. И, прежде всего, к совместному освоению газового Кавыктинского месторождения в Иркутской области. Основной же статьей корейского экспорта являются автомобили и бытовая электроника. В прошлом году в Россию было ввезено корейских товаров на общую сумму 1,7 млрд долларов.
Для российских предпринимателей, во-первых, главные перспективы в Южной Корее по-прежнему связаны с торговлей товарами. В этой торговле следует ожидать сохранения в ближайшие годы стоимостного преобладания российского экспорта над импортом. Сохраняются благоприятные возможности для поставок из России, прежде всего, лесоматериалов, цветных и черных металлов, энергоносителей. Наращивание экспорта на этих традиционных направлениях предположительно будет зависеть исключительно от ценовой конкурентоспособности соответствующих российских товаров. В ситуации продолжающегося в России «мягкого» снижения курса рубля это не выглядит невозможным.
Вместе с тем стратегические перспективы роста объема таких поставок могли бы подкрепить более существенные южнокорейские инвестиции в соответствующие российские производства. К сожалению, серьезные непосредственные предпосылки для этого только складываются по мере общего улучшения инвестиционного климата в России. Желательно, чтобы российские предприниматели не задержались с подготовкой и согласованием будущих проектов производственной кооперации и совместного предпринимательства с южнокорейскими партнерами на территории РФ.
Гораздо более сомнительны возможности для наращивания поставок из России машинно-технической продукции. Скорее всего, это могло бы произойти со стороны предприятий ВПК с его некоторыми уникальными наукоемкими производствами.
Целесообразно продолжать усилия по продвижению на корейский рынок соответствующих образцов российской продукции, каким бы узким ассортиментом она ни характеризовалась.
Наиболее приемлемыми по конкурентоспособности, качеству и цене импортной продукцией из Южной Кореи остаются на российском рынке наукоемкие виды промышленного сырья и машинно-технической продукции.
Несколько сложнее перспективы продажи в Южную Корею российских технологий. Дело не только в том, чтобы не преувеличивать их действительную коммерческую ценность. Южнокорейцы, как уже отмечалось, сами достаточно хорошо освоили рынок российских технологий и мало нуждаются в коммерческих посредниках. Тем не менее важно иметь в виду, что наибольший интерес они проявляют к российским разработкам в области лазерной технологии, биотехнологии, производства композитных и сверхпрочных материалов, генной инженерии, ядерной энергетики, электроники, аэрокосмической техники.
В 2004г. был подписан двусторонний протокол о режиме импорта корейских товаров в Россию. Документ подписан в рамках процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В результате переговоров с Кореей из 11 тысяч товарных позиций в подписанный во вторник протокол вошли чуть более 900. Средний уровень таможенных пошлин снизится с 10% до 8%. По целому ряду импортируемых из Кореи товаров таможенные пошлины должны снизиться не сразу, а после 3-летнего переходного периода. А для наиболее чувствительных для российской экономики позиций установлен переходный период в шесть лет.
Шестилетний переходный период установлен для произведенных на территории Южной Кореи автомобилей. Интересно, что условия доступа корейских машин на российский рынок будут идентичными тем, которые установлены для европейских автопроизводителей. То есть сразу после присоединения России к ВТО импортные пошлины на автомобили сначала вырастут до 35%, а затем в течение переходного периода они будут снижены до согласованного среднего уровня в 8%.
Однако говорить о том, что переговоры с Южной Кореей завершены, пока рано. Дело в том, что в рамках двусторонних встреч делегации обсуждали не только доступ корейских фирм на отечественный товарный рынок, но и на рынок услуг. А протокол по услугам пока не подписан. Корейские партнеры продолжают настойчиво требовать возможности открытия в России филиалов иностранных банков, а также допуска сюда своих телекоммуникационных компаний. И переговоры по этому поводу продолжаются.
Заключение
В заключение работы сформулируем выводы:
Южная Корея за короткое время превратилась в одного из экономических лидеров развивающихся стран.
Развитие внешнеэкономических связей предопределяет динамику и качественные характеристики южно-корейской экономики. Корея, занимая 12 место в мире по обороту внешней торговли, превратилась в важное связующее звено международного обмена товарами и услугами, капиталами и технологиями.
Однако, в 21 веке Республика Корея сталкивается с необходимостью существенно модифицировать, систематизировать отношения национальной экономики с мировым хозяйством. Потребность в корректировке курса стала необходимой после кризиса 1997-1998 г.г. Ранее правительство ограничивало доступ национальной экономики на внешние рынки, после кризиса же взят курс на развитие интеграционного процесса в мировую экономику.