Файл: Методология науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Методология науки».
Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.



Значение методологии науки


Общее


Различие


1. Методология науки – наука о методе познания и преобразования мира.




Учение об организации любой человеческой деятельности.

Понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта).

Такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат.

2. Методология науки – наука о совокупности методов познания

Методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности.

3. Методология науки – это система принципов, способов и форм организации и построения теоретической и практической деятельности.

Тип рационально-рефлексивного сознания направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов … в различных сферах духовной и практической деятельности». «В сфере общей методологии методолог изучает и конституирует «законы» мышления и деятельности как таковые …»

Совокупность способов практического и теоретического освоения действительности. Реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.





Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.

Функции методологии науки
дескрептивная прескрептивная ретроспективная



служит ориентиром направлена на обращена к прошлому

в процессе исследования регуляцию деятельности

где отражается где отражается где отражается

в исследовании в исследовании в исследовании

Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.



Философское течение


Характеристика основных положений



Как используется в образовании

1.Экзистенциализм (философия существования).



Основной тезис экзистенциализма: «Человек есть то, что он сам из себя сделает».

Под экзистенцией понимается индивидуальное бытие человека. В философии существования считается, что в человеке изначально заложены основные способности — к познанию, творчеству и нравственному поведению. Но то, насколько человек сумеет реализовать эти способности, зависит исключительно от него самого.

Данный подход направлен на выявление сущностных сил человека.

Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа. Отсюда — понимание воспитания не как внешнего воздействия, а как самовоспитания. Педагогу отводится роль помощника в сложном процессе духовного становления воспитанника.

Философия существования лежит в основе педагогических концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.

2.Неотомизм

Учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.

Мир для людей раздвоен на материальный и духовный. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Вся система обучения и воспи­тания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

В об­ласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естественных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Детский коллектив — это наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой растут и совершенствуются нравственные силы ребенка, при этом коллектив детей не делится по половому признаку.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п..


3.Бихевиоризм

Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно­стей, факторов, детерминирующих поведение. 

Поведение человека определяется не его личными эмоциями, желаниями, целями, особенностями характера, внешними стимулами. Такие стимулы, подкрепляющие то или иное поведение человека, заключены прежде всего в окружающей человека социальной среде. Но факторы подкрепления можно создать и специально с целью формирования у человека заданного, совершенно определенного поведения. Положительные факторы (разные формы поощрения) служат для закрепления желательного поведения. Отрицательные факторы (наказание в разных его видах) заставляют человека избегать нежелательного поведения.

Для бихевиоризма главное — организация внешних условий воспитания и обучения.

Ориентируются на воспитание человека, идеал которого соответствовал бы требованиям индустри­ального общества.

Процесс воспитания, развивающийся в со­ответствии с рекомендациями сторонников бихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе­мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули­ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального че­ловека» — деловитость, организованность, дисциплинирован­ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу­ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек­тронно-вычислительной технике.



Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).



Основные положения



Подходы в образовании реализующие системный подход


Система – совокупность, взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.

Признаки:

  1. Целостность (система – единое целое);

  2. Связь со средой

  3. Интегративность системы

  4. Деятельность

  5. Целесообразность

  6. Управляемость

Целостный подход
Средовый подход
Деятельностный подход
Личностно-ориентированный подход
Целостный подход


Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).



Название подхода


Основы теоретических положений



Методы и технологии реализующие данный подход.

Системно-деятельностный



Интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию, т. е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов.

Описывает основные психологические условия и
механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Антропологический


Предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о
природе человека и позволяет проектировать образовательный
процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового.

В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки педагога. Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т. е. научного обоснования целей педагогической деятельности. Педагогическая антропология выполняет ряд функций, являясь теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области образования.

Аксиологический


Дает возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии личности, что позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая
служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Культурологический


Культура при этом понимается как специфический способ чело­веческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гу­манистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятель­ности.




Компетентностный


Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход появился в результате изучения рынка труда и определения тех требований, которые
складываются на нем по отношению к работнику.

Компетенция представляет собой открытую систему, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются (актуализируются) и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

Является своего рода новым видом стандарта, с учетом которого ведется набор персонала, планирование карьеры, определение типа и размера компенсаций, развитие и обучение персонала организации.
Это стандарт, который подлежит постоянной коррекции: путем анкетирования, мониторинга уточняются словари и элементы компетенций, они насчитывают десятки, а то и сотни составляющих.

Создаются «портфели компетенций» для различных профессий, схемы карьерного роста, оценочные программы, методы стимулирования.



Личностно-ориентированный


Настоятельно требует призна­ния уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потен­циала личности, создание для этого соответствующих условий.


Ориентация при конструировании и осуществлении педаго­гического процесса на личность как цель, субъект, результат и глав­ный критерий его эффективности.

Основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.




Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».


Задание 7. «Парадигмы»

Цель – выполнив это задание, вы научитесь различать парадигмы в познании, в целом, а, следовательно, и парадигмы в образовании в частности, поймете критерии являющиеся ведущими для сравнения данных парадигм.

Задание: Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»

Методическая подсказка:

  1. На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.

Критерии оценки выполнения задания:

Задание оценивается по следующим критериям:

  • Четкость выделения ответов по выделенным критериям

  • Полнота выделяемых различий.

«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»




Критерий для сравнения

Естественнонаучный подход

Гуманитарный подход


1.

Цель

Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения

Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности

2.

Критерий истинности

Проверяемость и воспроизводимость

Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание

3.

Основной метод

Индуктивный метод познания

Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности

4.

Тип взаимодействия

Исследователь сам превращается в источник информации

Личный опыт исследователя, его нравственный мировозреческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому


5.

Функции

Описательная, познавательная

Объяснительная


6.

Роль исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживавние, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная


7.

Требования к исследованию

Стремление к объективности познания мира

Познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям

8.

Область применения

Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений


9.

Результат

Стремление к объективности познания мира

Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения


10.

Ведущие принципы.

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)



Тексты для выполнения задания.

Текст № 1

ПАРАДИГМЫ

Остановимся на краткой характеристике данных парадигм познания.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию изучение человека, его внутреннего мира по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к позна­нию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.