ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Методология науки».
Задание 1. Провести анализ значений понятия «методология науки», выделив общее и различие.
Значение методологии науки | Общее | Различие |
1. Методология науки – наука о методе познания и преобразования мира. | Учение об организации любой человеческой деятельности. | Понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта). Такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. |
2. Методология науки – наука о совокупности методов познания | Методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. | |
3. Методология науки – это система принципов, способов и форм организации и построения теоретической и практической деятельности. | Тип рационально-рефлексивного сознания направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов … в различных сферах духовной и практической деятельности». «В сфере общей методологии методолог изучает и конституирует «законы» мышления и деятельности как таковые …» Совокупность способов практического и теоретического освоения действительности. Реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования. |
Задание 2. Изучение функций методологии науки и их характеристика.
Функции методологии науки
дескрептивная прескрептивная ретроспективная
служит ориентиром направлена на обращена к прошлому
в процессе исследования регуляцию деятельности
где отражается где отражается где отражается
в исследовании в исследовании в исследовании
Задание 3. Изучить различные философские течения (философский уровень методологического знаний) и заполнить следующую таблицу. По выбору, обязательно 3.
Философское течение | Характеристика основных положений | Как используется в образовании |
1.Экзистенциализм (философия существования). | Основной тезис экзистенциализма: «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Под экзистенцией понимается индивидуальное бытие человека. В философии существования считается, что в человеке изначально заложены основные способности — к познанию, творчеству и нравственному поведению. Но то, насколько человек сумеет реализовать эти способности, зависит исключительно от него самого. Данный подход направлен на выявление сущностных сил человека. | Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь и интенсивная душевная работа. Отсюда — понимание воспитания не как внешнего воздействия, а как самовоспитания. Педагогу отводится роль помощника в сложном процессе духовного становления воспитанника. Философия существования лежит в основе педагогических концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы. |
2.Неотомизм | Учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Мир для людей раздвоен на материальный и духовный. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу. В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естественных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы. | Детский коллектив — это наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой растут и совершенствуются нравственные силы ребенка, при этом коллектив детей не делится по половому признаку. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п.. |
3.Бихевиоризм | Психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Поведение человека определяется не его личными эмоциями, желаниями, целями, особенностями характера, внешними стимулами. Такие стимулы, подкрепляющие то или иное поведение человека, заключены прежде всего в окружающей человека социальной среде. Но факторы подкрепления можно создать и специально с целью формирования у человека заданного, совершенно определенного поведения. Положительные факторы (разные формы поощрения) служат для закрепления желательного поведения. Отрицательные факторы (наказание в разных его видах) заставляют человека избегать нежелательного поведения. | Для бихевиоризма главное — организация внешних условий воспитания и обучения. Ориентируются на воспитание человека, идеал которого соответствовал бы требованиям индустриального общества. Процесс воспитания, развивающийся в соответствии с рекомендациями сторонников бихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» — деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость. Важное место в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса отводится электронно-вычислительной технике. |
Задание 4. Раскрыть сущность системного подхода. (Общенаучный уровень методологического знания).
Основные положения | Подходы в образовании реализующие системный подход |
Система – совокупность, взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Признаки:
| Целостный подход Средовый подход Деятельностный подход Личностно-ориентированный подход Целостный подход |
Задание 5. Охарактеризовать основные методологические подходы. (Конкретно-научный уровень методологического знания).
Название подхода | Основы теоретических положений | Методы и технологии реализующие данный подход. |
Системно-деятельностный | Интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию, т. е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов. | Описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. |
Антропологический | Предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека и позволяет проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового. | В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки педагога. Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т. е. научного обоснования целей педагогической деятельности. Педагогическая антропология выполняет ряд функций, являясь теорией современного педагогического знания; научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения; теоретическим обоснованием педагогических новаций в области образования. |
Аксиологический | Дает возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии личности, что позволяет исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека. | Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. |
Культурологический | Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности. | |
Компетентностный | Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход появился в результате изучения рынка труда и определения тех требований, которые складываются на нем по отношению к работнику. | Компетенция представляет собой открытую систему, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются (актуализируются) и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции. Является своего рода новым видом стандарта, с учетом которого ведется набор персонала, планирование карьеры, определение типа и размера компенсаций, развитие и обучение персонала организации. Это стандарт, который подлежит постоянной коррекции: путем анкетирования, мониторинга уточняются словари и элементы компетенций, они насчитывают десятки, а то и сотни составляющих. Создаются «портфели компетенций» для различных профессий, схемы карьерного роста, оценочные программы, методы стимулирования. |
Личностно-ориентированный | Настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. | Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком. |
Задание 6. Составить логико-смысловую модель «Методология науки».
Задание 7. «Парадигмы»
Цель – выполнив это задание, вы научитесь различать парадигмы в познании, в целом, а, следовательно, и парадигмы в образовании в частности, поймете критерии являющиеся ведущими для сравнения данных парадигм.
Задание: Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»
Методическая подсказка:
-
На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.
Критерии оценки выполнения задания:
Задание оценивается по следующим критериям:
-
Четкость выделения ответов по выделенным критериям -
Полнота выделяемых различий.
«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»
| Критерий для сравнения | Естественнонаучный подход | Гуманитарный подход |
1. | Цель | Построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения | Использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности |
2. | Критерий истинности | Проверяемость и воспроизводимость | Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание |
3. | Основной метод | Индуктивный метод познания | Методы описательной диагностики: самонаблюдение, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности |
4. | Тип взаимодействия | Исследователь сам превращается в источник информации | Личный опыт исследователя, его нравственный мировозреческие установки, ценностные ориентиры, отношения к познаваемому |
5. | Функции | Описательная, познавательная | Объяснительная |
6. | Роль исследователя | Беспристрастная, отстраненная | Вживание в изучаемую реальность, соучастие, сопереживавние, сочувствие другому. Эмоциональная, включенная |
7. | Требования к исследованию | Стремление к объективности познания мира | Познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям |
8. | Область применения | Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности | Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений |
9. | Результат | Стремление к объективности познания мира | Направленность на познание собственно человеческого в человеке. Происходит изменение, развитие субъектов общения |
10. | Ведущие принципы. | Детерминизм | Интенциональность (индетерминизм) |
Тексты для выполнения задания.
Текст № 1
ПАРАДИГМЫ
Остановимся на краткой характеристике данных парадигм познания.
Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию изучение человека, его внутреннего мира по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.
Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к познанию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.