Файл: Контрольная работа по дисциплине Социология на тему 17. Формальная и неформальная структуры организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новичков всячески ㅤ ущемляется - их ㅤ заставляют выполнять ㅤ грязную или ㅤ унизительную работу, подвергают ㅤ оскорбительным эпитетам ㅤ (социологи называют ㅤ такую процедуру ㅤ “церемонией деградации”). Все ㅤ это делает ㅤ индивидов психологически ㅤ и эмоционально ㅤ восприимчивыми к ㅤ тем ролям ㅤ и принципам, принятия ㅤ которых требуют ㅤ от них ㅤ принудительные формальные ㅤ организации.
Индивиды также ㅤ вступают в ㅤ формальные организации, созданные ㅤ с практическими ㅤ целями,- в утилитарные ㅤ организации. Университеты, корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы, правительственные ㅤ и частные ㅤ фонды принадлежат ㅤ к числу ㅤ формальных организаций, созданных ㅤ людьми для ㅤ выполнения насущных ㅤ повседневных задач.
Утилитарные ㅤ организации представляют ㅤ собой нечто ㅤ среднее между ㅤ добровольными и ㅤ принудительными организациями: членство ㅤ в них ㅤ не является ㅤ ни полностью ㅤ добровольным, ни исключительно ㅤ обязательным. К примеру, никто ㅤ не будет ㅤ заставлять вас ㅤ поступить на ㅤ работу в ㅤ корпорацию, но если ㅤ вам понадобятся ㅤ средства к ㅤ существованию, вам просто ㅤ необходимо будет ㅤ согласиться на ㅤ эту должность.
1.3 Управление ㅤ в формальных ㅤ организациях
Разумеется, центральной осью ㅤ функционирования формальных ㅤ организаций является ㅤ управление. Сущность социологического ㅤ подхода к ㅤ управлению состоит ㅤ в выделении ㅤ трех компонентов. Первый
ㅤ - целенаправленное управляющее ㅤ воздействие, включающее целеполагание ㅤ и целеосуществление, составляет ㅤ ядро управления. Такое ㅤ воздействие бывает ㅤ внешним (когда ㅤ орган управления ㅤ находится за ㅤ рамками самих ㅤ объектов), а также ㅤ самоуправлением (когда ㅤ воздействие осуществляется ㅤ подразделением или ㅤ субъектом, входящим в ㅤ состав самого ㅤ объекта). Второй - социальная ㅤ самоорганизация, т.е. спонтанные процессы ㅤ внутри-коллективного регулирования ㅤ (лидерство, “шкала престижа”, неформальное ㅤ группообразование, социальные нормы). Оба ㅤ названных компонента ㅤ образуют третий ㅤ - организационный порядок, включающий ㅤ в себя ㅤ как продукты ㅤ “прошлого” управленческого труда ㅤ (решения, объективированные в ㅤ стабильной должностной ㅤ структуре, административном распорядке), так ㅤ и систему ㅤ стихийно сложившихся ㅤ правил и ㅤ норм отношений ㅤ в коллективе. Оптимальное ㅤ соотношение данных ㅤ элементов предполагает ㅤ их интеграцию ㅤ на основе ㅤ использования возможностей ㅤ и учета ㅤ границ каждого ㅤ из них, снятия ㅤ возможных противоречий. Так, руководитель ㅤ заинтересован как ㅤ можно больший ㅤ объем решений ㅤ (приказов, заданий) перевести из ㅤ формы разовых ㅤ воздействий в ㅤ форму долговременного ㅤ порядка или ㅤ “подключить” спонтанные регуляторы ㅤ к целям, поставленным ㅤ перед организацией. Методы ㅤ управления - это ㅤ комплекс социальных ㅤ методов целенаправленного ㅤ воздействия на ㅤ работников, группы и
ㅤ коллективы. На каждом ㅤ уровне управление ㅤ сталкивается со ㅤ специфическими проблемами, а ㅤ значит, и вырабатывает ㅤ соответствующие методы, одни ㅤ из них ㅤ применимы в ㅤ каждом из ㅤ трех случаев, применение ㅤ других ограничено ㅤ каким-либо одним ㅤ случаем. По отношению ㅤ к отдельному ㅤ работнику предприятия ㅤ можно выделить ㅤ разные виды ㅤ воздействия (методы ㅤ социального управления) на ㅤ его поведение:
- прямое ㅤ (приказ, задание);
- через мотивы ㅤ и потребности ㅤ (стимулирование);
- через систему ㅤ ценностей (воспитание, образование ㅤ и т.д.);
- через ㅤ окружающую социальную ㅤ среду (изменение ㅤ условий труда, статуса ㅤ в административной ㅤ и неформальной ㅤ организации и ㅤ др.).
Применительно к ㅤ группе, входящей в ㅤ производственный коллектив ㅤ предприятия, используются следующие ㅤ методы социального ㅤ управления:
- целенаправленное формирование ㅤ состава группы ㅤ (по квалификационным, демографическим, психологическим ㅤ признакам, количеству, размещению рабочих ㅤ мест и ㅤ т.д.);
- сплочение группы ㅤ (посредством организации ㅤ соревнования, совершенствования стиля ㅤ руководства, использования социально-психологических ㅤ факторов и ㅤ т.п.).
На уровне ㅤ социальной организации ㅤ предприятия используются ㅤ методы:
- согласования формальной ㅤ и неформальной ㅤ структур (преодоление ㅤ противоречий между ㅤ запланированными и ㅤ действительными связями ㅤ и нормами);
- демократизации ㅤ управления (посредством ㅤ повышения роли ㅤ общественных организаций, широкого
ㅤ привлечения работников ㅤ к выработке ㅤ общих решений, выборности ㅤ некоторых руководителей ㅤ производства, развития трудовой ㅤ активности и ㅤ т.д.);
- социального планирования ㅤ (повышение квалификации ㅤ работников, совершенствование социальной ㅤ структуры коллектива, улучшение ㅤ благосостояния и ㅤ другие мероприятия).
1.4 Формальные ㅤ группы: типы и ㅤ характеристики
Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это - формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит как подразделение в организационную структуру и штатное расписание предприятия.
Существуют различные типы формальных групп.
Группа руководителя (команда), состоящая из руководителя предприятия и непосредственных заместителей и помощников руководителя. Типичную команду составляют директор компании со своими заместителями. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким-либо отделом и его продавцы. Однако, несмотря на то, что они входят в его цепь команд, продавцы не являются членами командной группы президента компании, потому что они не подчинены ему напрямую.
Функциональная группа, объединяющая руководителя и специалистов функционального подразделения (службы, отдела, бюро, группы), которые реализуют общую функцию управления и имеют близкие профессиональные цели и интересы. Например, отдел качества заинтересован в сокращении процента брака и приемке продукции с первого предъявления.
Производственная группа, включающая в себя руководителя и рабочих, занятых изготовлением определенного вида деталей (работ) на нижнем уровне управления (звено, бригада, участок). Члены группы совместно работают над одним заданием, стимулируются за конечный результат, а различия между ними связаны с разделением видов работ между членами группы в зависимости от квалификации рабочих. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
Комитет - это группа внутри организации, которой делегируются полномочия высшего звена руководства для выполнения какого-либо проекта или задания. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением, и в их состав могут входить работники других организаций (главы администрации районов, крупные ученые, общественные деятели).
Индивиды также ㅤ вступают в ㅤ формальные организации, созданные ㅤ с практическими ㅤ целями,- в утилитарные ㅤ организации. Университеты, корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы, правительственные ㅤ и частные ㅤ фонды принадлежат ㅤ к числу ㅤ формальных организаций, созданных ㅤ людьми для ㅤ выполнения насущных ㅤ повседневных задач.
Утилитарные ㅤ организации представляют ㅤ собой нечто ㅤ среднее между ㅤ добровольными и ㅤ принудительными организациями: членство ㅤ в них ㅤ не является ㅤ ни полностью ㅤ добровольным, ни исключительно ㅤ обязательным. К примеру, никто ㅤ не будет ㅤ заставлять вас ㅤ поступить на ㅤ работу в ㅤ корпорацию, но если ㅤ вам понадобятся ㅤ средства к ㅤ существованию, вам просто ㅤ необходимо будет ㅤ согласиться на ㅤ эту должность.
1.3 Управление ㅤ в формальных ㅤ организациях
Разумеется, центральной осью ㅤ функционирования формальных ㅤ организаций является ㅤ управление. Сущность социологического ㅤ подхода к ㅤ управлению состоит ㅤ в выделении ㅤ трех компонентов. Первый
ㅤ - целенаправленное управляющее ㅤ воздействие, включающее целеполагание ㅤ и целеосуществление, составляет ㅤ ядро управления. Такое ㅤ воздействие бывает ㅤ внешним (когда ㅤ орган управления ㅤ находится за ㅤ рамками самих ㅤ объектов), а также ㅤ самоуправлением (когда ㅤ воздействие осуществляется ㅤ подразделением или ㅤ субъектом, входящим в ㅤ состав самого ㅤ объекта). Второй - социальная ㅤ самоорганизация, т.е. спонтанные процессы ㅤ внутри-коллективного регулирования ㅤ (лидерство, “шкала престижа”, неформальное ㅤ группообразование, социальные нормы). Оба ㅤ названных компонента ㅤ образуют третий ㅤ - организационный порядок, включающий ㅤ в себя ㅤ как продукты ㅤ “прошлого” управленческого труда ㅤ (решения, объективированные в ㅤ стабильной должностной ㅤ структуре, административном распорядке), так ㅤ и систему ㅤ стихийно сложившихся ㅤ правил и ㅤ норм отношений ㅤ в коллективе. Оптимальное ㅤ соотношение данных ㅤ элементов предполагает ㅤ их интеграцию ㅤ на основе ㅤ использования возможностей ㅤ и учета ㅤ границ каждого ㅤ из них, снятия ㅤ возможных противоречий. Так, руководитель ㅤ заинтересован как ㅤ можно больший ㅤ объем решений ㅤ (приказов, заданий) перевести из ㅤ формы разовых ㅤ воздействий в ㅤ форму долговременного ㅤ порядка или ㅤ “подключить” спонтанные регуляторы ㅤ к целям, поставленным ㅤ перед организацией. Методы ㅤ управления - это ㅤ комплекс социальных ㅤ методов целенаправленного ㅤ воздействия на ㅤ работников, группы и
ㅤ коллективы. На каждом ㅤ уровне управление ㅤ сталкивается со ㅤ специфическими проблемами, а ㅤ значит, и вырабатывает ㅤ соответствующие методы, одни ㅤ из них ㅤ применимы в ㅤ каждом из ㅤ трех случаев, применение ㅤ других ограничено ㅤ каким-либо одним ㅤ случаем. По отношению ㅤ к отдельному ㅤ работнику предприятия ㅤ можно выделить ㅤ разные виды ㅤ воздействия (методы ㅤ социального управления) на ㅤ его поведение:
- прямое ㅤ (приказ, задание);
- через мотивы ㅤ и потребности ㅤ (стимулирование);
- через систему ㅤ ценностей (воспитание, образование ㅤ и т.д.);
- через ㅤ окружающую социальную ㅤ среду (изменение ㅤ условий труда, статуса ㅤ в административной ㅤ и неформальной ㅤ организации и ㅤ др.).
Применительно к ㅤ группе, входящей в ㅤ производственный коллектив ㅤ предприятия, используются следующие ㅤ методы социального ㅤ управления:
- целенаправленное формирование ㅤ состава группы ㅤ (по квалификационным, демографическим, психологическим ㅤ признакам, количеству, размещению рабочих ㅤ мест и ㅤ т.д.);
- сплочение группы ㅤ (посредством организации ㅤ соревнования, совершенствования стиля ㅤ руководства, использования социально-психологических ㅤ факторов и ㅤ т.п.).
На уровне ㅤ социальной организации ㅤ предприятия используются ㅤ методы:
- согласования формальной ㅤ и неформальной ㅤ структур (преодоление ㅤ противоречий между ㅤ запланированными и ㅤ действительными связями ㅤ и нормами);
- демократизации ㅤ управления (посредством ㅤ повышения роли ㅤ общественных организаций, широкого
ㅤ привлечения работников ㅤ к выработке ㅤ общих решений, выборности ㅤ некоторых руководителей ㅤ производства, развития трудовой ㅤ активности и ㅤ т.д.);
- социального планирования ㅤ (повышение квалификации ㅤ работников, совершенствование социальной ㅤ структуры коллектива, улучшение ㅤ благосостояния и ㅤ другие мероприятия).
1.4 Формальные ㅤ группы: типы и ㅤ характеристики
Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это - формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит как подразделение в организационную структуру и штатное расписание предприятия.
Существуют различные типы формальных групп.
Группа руководителя (команда), состоящая из руководителя предприятия и непосредственных заместителей и помощников руководителя. Типичную команду составляют директор компании со своими заместителями. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким-либо отделом и его продавцы. Однако, несмотря на то, что они входят в его цепь команд, продавцы не являются членами командной группы президента компании, потому что они не подчинены ему напрямую.
Функциональная группа, объединяющая руководителя и специалистов функционального подразделения (службы, отдела, бюро, группы), которые реализуют общую функцию управления и имеют близкие профессиональные цели и интересы. Например, отдел качества заинтересован в сокращении процента брака и приемке продукции с первого предъявления.
Производственная группа, включающая в себя руководителя и рабочих, занятых изготовлением определенного вида деталей (работ) на нижнем уровне управления (звено, бригада, участок). Члены группы совместно работают над одним заданием, стимулируются за конечный результат, а различия между ними связаны с разделением видов работ между членами группы в зависимости от квалификации рабочих. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
Комитет - это группа внутри организации, которой делегируются полномочия высшего звена руководства для выполнения какого-либо проекта или задания. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением, и в их состав могут входить работники других организаций (главы администрации районов, крупные ученые, общественные деятели).