Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно совместно придумать иллюстрации к новой сказке, костюмы и декорации, поиграть в сказки.
Мы предлагаем Вам стать сказочниками на один вечер, и вместе со своими детьми придумать семейную сказку. В добрый путь!
Папка передвижка «Зачем читать детям сказки?»
Приложение 5
Карты В.Я. Проппа
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
-
Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). -
Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга,
Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю, что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Приложение 6
Сказка Братьев Гримм «Горшочек каши» для проведения контрольного этапа исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста (задание №1)
Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
- На, бабушка, - говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: «Раз, два, три, Горшочек, вари!» и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему: «Раз, два, три, больше не вари!» - и он перестанет варить.
- Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.
Обрадовалась мать этому горшку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит: «Раз, два, три, Горшочек, вари!» Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать: «Раз, два, три, больше не вари!» - да мать забыла эти слова, а девочке дома не было. Горшочек варит и варит. Уже вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, а на улице каша, а он все варит и варит.
Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу – горячая каша рекой течет.
Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидела она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула: «Раз, два, три, больше не вари!» И перестал горшочек варить кашу.
А наварил он ее столько, что тот кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.
Только никто не жаловался. Уж очень вкусная и сладкая была каша.
Приложение 7
Сюжетная картинка «Лето красное пришло» для проведения контрольного этапа исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста (задание №2).