Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ребята, а если вы придёте в театр, кем вы будете? (зрителями)
Распределяем роли. Мы с вами уже знаем, кто будут артисты, поэтому они пойдут в гримёрную, готовиться к спектаклю.
После окончания спектакля, артисты кланяются. Аплодисменты!
Итог: Кто вам из артистов больше всех понравился, почему? Как вели себя зрители? Понравилось вам играть в театр?
А теперь театр закрывается, предлагаю артистам отправиться в гримёрку, а зрители наводят порядок в зрительном зале.
Конспект занятия по пересказу рассказа В. Сутеева «Добрая утка»
Цель: учить детей пересказывать близко к тексту короткий рассказ с опорой на схему.
Задачи:
-
Упражнять в умении, рассказывать последовательно. -
Расширять глагольный словарь по теме «Домашние птицы». -
Развивать внимание, память.
Оборудование: мольберт с иллюстрациями к рассказу, тест рассказа В.Сутеева «Добрая утка», карточки с изображением домашних птиц.
Ход занятия:
Дети становятся полукругом около воспитателя. Перед ними мольберт с сюжетной картиной «Птичий двор» Воспитатель обращается к детям:
-
Ребята, посмотрите на картину, кто на ней нарисован? (домашние птицы) -
Каких домашних птиц вы видите? (Утку, курицу, петуха) -
Кто ещё изображён на рисунке? (цыплята, утята) -
Что делают птицы (плавают, гуляют, стоят, плескаются, брызгаются). -
Что ещё могут делать птицы (петь, клевать, пить, крякать, кудахтать, кукарекать).
В: Ребята, а теперь садитесь на стульчики и послушайте рассказ про добрую утку. Чтение воспитателем рассказа В. Сутеева «Добрая утка»
Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в пол минутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!
Беседа по содержанию рассказа:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в пол минутки», что это значит?
В: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ ещё раз, вы послушаете, а потом сами расскажите о доброй утке. Помогут вам вот эти весёлые картинки. Выставляются опорные схемы.
Повторное чтение рассказа воспитателем. Рассказы детей.
Конспект занятия по творческому рассказыванию «Составление рассказов, с помощью карт В.Я. Проппа»
Цель: Составление детьми собственного оригинального речевого продукта посредством использования карт Проппа.
Задачи:
-
Познакомить детей со схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа) -
Научить детей проводить простые обобщения сказочных сюжетов из различных сказок на основе карт Проппа -
Научить детей использовать карты Проппа, как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов. -
Развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания. -
Воспитывать интерес к изучению событийного пространства сказок, желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок
Методы и приемы: проблемная ситуация (волшебник спрятал сказки); работа с наглядными пособиями (картами Проппа); метод вопросов; метод сравнения и обобщения; творческий метод (речевое творчество)
Оборудование и материалы: магнитная доска; набор карт Проппа и вкладышей «Герой», «Злодей», «Жили-были», «Волшебный помощник», «Волшебное средство», «Битва героя со злодеем», «Возвращение домой»; аудиозапись голоса волшебника; детские книги с белыми страницами; альбом для вкладышей; поле для игры с изображением домиков и дороги («Карта»).
Ход занятия
В: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. (достает из корзинки книги). Я принесла вам книгу сказок! Вы любите сказки, ребята?
Дети: Да!
В: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки? (писатели, сказочники, люди).
В: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я порадую вас, почитаю вам ваши любимые сказки. (открывает книгу, а там – чистые страницы). Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась? (хватает следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло). Ай-яй-яй! Как же так? Где же все наши сказки?
(включает запись голоса)
Голос: Ха-ха-ха-ха! Не догадались, противненькие мои! Все ваши сказки я спрятал!
В: Ты? А ты кто такой? И почему тебя не видно?
Голос: Я злой и страшный волшебник, и я невидимый!
В: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда?
Дети: Да.
Голос: Ничего у вас не получится! Все сказки спрятаны!
В: (обращает внимание детей на плакат с картой) Посмотрите, злой волшебник спрятал сказку в домики и запер ее. Чтобы ее расколдовать, нам придется эти домики открыть. Но сначала постараемся вспомнить, что бывает в сказках. Из чего состоят сказки, что и кто в них встречается.
Дети (называют элементы сказки): Зачин, герой добрый, герой злой, волшебный помощник, волшебное средство, конец.
Воспитатель (на каждый ответ достает карту и крепит к доске): С чего обычно начинаются сказки? (зачин, жили-были). Видите, домик, эта карта означает зачин.
Кто живет в сказках? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый и злой. Этот какой? А этот? Молодцы.
Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (звери, птицы, волшебные помощники). Вот карта, на которой есть волшебный помощник.
А с помощью чего герой может одолеть злодея? (волшебные предметы). Посмотрите, на карте нарисовано зелье, значит, карта обозначает волшебный предмет.
Что еще происходит в сказке? Герой встречает злодея или нет? (встречает) Вот, посмотрите, встретились герой и злодей на карте.
Чем заканчиваются сказки? (жили они долго и счастливо, конец). Вот наш герой едет домой с победой, это счастливый конец, правда?
Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы все равно вон сколько всего с вами вспомнили! Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в путь по волшебной карте и зайти подряд во все домики. Готовы? Садитесь за стол.
Дети садятся за стол, воспитатель раскладывает карту на столе.
Воспитатель: Вот и первый домик на нашем пути. Мы с вами вспомнили, с чего всегда начинается сказка. Напомните мне.
Дети: с зачина.
Воспитатель: Давайте проверим, правы вы или нет (открывает окошечко, там – карта «Жили-были»). Смотрите, и тут живет карта! Что эта карта обозначает?
Дети: «Жили-были».
Воспитатель: Это значит, что мы должны придумать начало сказки. Как наша сказка будет начинаться? Где будет происходить? В какое время года?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чтобы нам ничего не забыть, давайте начнем заполнять вот эту пустую книжку картинками. И потом увидим, что получится! (
достает книгу с кармашками, снимает с доски карту «Жили-были», вставляет в первый кармашек).
Воспитатель: Итак, запомним начало нашей сказки: жили-были в (лесу) (зимой). Отправляемся дальше. Кто это живет в следующем домике? (открывает домик, там – карта «Герой»). Кто это, ребята?
Дети: Герой
Воспитатель: А это добрый герой или злой? (добрый) Каких вы знаете добрых героев сказок?
Дети называют
Воспитатель: Кто же будет героем нашей сказки? Как его зовут? Как он выглядит? Какие качества у него есть? Какой он?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его.
Воспитатель: Итак, жил-был (в лесу зимой) … (Иван-царевич, красивый, добрый, сильный). (снимает с доски картинку «Герой», вставляет в книжку). Решил он отправиться в путь-дорогу, на мир посмотреть, себя показать. Идет себе, идет, вдруг видит – избушка. А кто же там живет? Посмотрим! (открывает карту «Злодей»).
Дети: Это злодей.
Воспитатель: Правильно! Каких вы знаете сказочных злодеев? Кто же в нашей сказке будет злодеем? Как его зовут? Какое зло он творит? Что он сделал (герою)?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.
Воспитатель: Опечалился Иван, идет, невесел, головушку повесил. Не знает, как победить злодея. Но тут на пути у него встречается кто? (открывает домик, там – карта «Волшебный помощник»).
Дети: Волшебный помощник.
Воспитатель: Каких волшебных помощников вы знаете? А кто нашему герою будет помогать, кто в нашей сказке будет помощник?
Дети предлагают, воспитатель выбирает 1 вариант, наиболее интересный, запоминает его. Снимает карту с доски, вставляет в книгу.
Воспитатель: Но непросто победить коварного (злодея), даже волшебный помощник не справился. Пошли они дальше вместе с (героем) и что же встретили на пути? (открывает домик, там – карта «Волшебное средство»)
Дети: Волшебное средство
Воспитатель: Какое же средство нашли (герой) с (помощником)?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Как оно поможет одолеть злодея?
Дети отвечают.
Воспитатель: (снимает карту «Волшебное средство» с доски, кладет в книгу). Итак, у нашего (героя
) есть помощник – такой-то, волшебное средство – такое-то. Что герою нужно делать?
Дети: победить злодея.
Воспитатель: Ну, пойдемте дальше, посмотрим, что нам приготовил следующий домик. (открывает, там – карта «Встреча со злодеем»). Встретились добрый (герой) и злой (злодей). Что делал (герой)? Что делал (злодей)? Кто победил? (выбирает ответы детей. Снимает карту с доски, вставляет в книгу).
Воспитатель: Злодей побежден, а путь еще не закончен. Смотрите, последний домик остался. Что в этом домике? (открывает, там – карта «Возвращение домой») Чем закончится наша сказка?
Дети: Герой вернулся домой.
Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела! Куда же делись все карты?
Дети: Они в книжке.
Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать целую историю, которую мы с вами сочинили. Давайте ее вспомним с самого начала.
Воспитатель открывает поочередно карты на страницах книги, дети пересказывают содержание своей сочиненной сказки, воспитатель подсказывает местами. Обязательно вспомнить: жили-были где? Когда? Кто? какой герой был? Кто был злодей? Какой он был? Что плохого он сделал? Кого встретил герой? Какое средство нашел? Как победил злодея? Чем закончилась сказка?
Воспитатель: Вот здорово, мы с вами сочинили настоящую сказку! И победили злого волшебника!