Файл: Мурманский педагогический колледж.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания [15].

    1. Виды сказок, их влияние на развитие речи детей

Сказка (нем. Märchen, франц. Conte, англ. Tale до XVII века у русских: баснь, байка) – один из самых крупных, интересных, но и необычно сложных видов народной словесности. И хотя сказку мы легко узнаем среди других народных рассказов, но в науке до сих пор не выработано бесспорное ее определения. Определение сказки, которое бы учитывало и исторические этапы ее жизни, пока невозможно, так как построенные учеными картины прошлой жизни сказки все спорны. Поэтому к определению сказки удачнее подходить, наблюдая ее современное состояние.

Современная же сказка может быть определена так. Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно – стилистическим построением [13].

Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение на ребят.

В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы [4].

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.


В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков [13].

Сказка является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Любая сказка – это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.

На вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку?", можно ответить следующим образом: «Сказку, читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества» [4].

Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий "банк жизненных ситуаций". И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет "откладывать" знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности [17].

Дети, которые воспитываются на русских народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Вот почему так важно бережно относиться к устному народному творчеству. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Виды сказок:

  • Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

    • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

    • сказки о животных, природе, растениях, явлениях;

    • бытовые сказки;

    • страшные сказки;

    • волшебные и фантастические сказки.


  • Дидактические, в форме учебного задания;

  • Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

  • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

  • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать [4].

По сложившейся в литературоведении традиции существует еще другое деление сказок. Это три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.

1) Сказки о животных.

Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием народа, которое досталось от прошлых эпох.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем – то похожи на человека, а чем – то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке [4].

2) Волшебные сказки.

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Волшебную сказку отличают от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудо касается не только отдельных сторон повествования, но и образно – сюжетной основы сказок.

В них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.


Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения [4].

3) Бытовые сказки.

Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием.

Детям дошкольного возраста наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин – помещик, царь – князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость [4].

Особенности сказки:

  • Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;

  • Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;

  • Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

  • Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.


Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка [13].

    1. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок

Работы психологов и педагогов О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова, О.С. Ушакова и др. доказывают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей: в этот период происходит становление всех видов художественной деятельности; делаются первые попытки создания новой продукции на основе накопленного художественного и жизненного опыта, овладения различными способами творческого действия.

Разновидностью детского творчества является литературное, или словесное, творчество – «деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений» [9].

В методике развития речи большое значение придается обучению детей старшего дошкольного возраста созданию собственных литературных произведений, в том числе и сказок [16].

Интерес к совместному творчеству, двигателем которого является детское воображение, в старшем дошкольном возрасте наблюдается у многих детей. сочиняя сказку, ребенок должен произвести анализ известных ему сюжетов и образов, а затем синтезировать новое явление: новую композицию, образы героев и т.д.

Главная роль в реализации цели обучения детей сочинению сказок – развитие словесного творчества старших дошкольников – принадлежит подходам (коммуникативно – деятельному, интегративному, личностно – ориентированному) как стратегическим направлениям, определяющим все остальные компоненты технологии [9].

Принципы развития речи и словесного творчества дошкольников:

  1. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности ребенка будет обеспечена созданием специальных речевых ситуаций на основе использования игровых приемов, вызывающих интерес дошкольников к слушанию и чтению сказок, стимулирующих к творческому рассказыванию.

  1. Обязательность эмоционального переживания для рождения авторского замысла.

Потребность в коммуникации порождает замысел речи, связанный с предметным содержанием, темой и целью высказывания. Замысел всегда имеет личностный характер, для его возникновения необходима работа мышления и воображения ребенка. Кроме того, выполнение творческого задания должно быть эмоционально актуальным для дошкольника, затрагивать все струны души ребенка.