Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Творческое рассказывание сказки «Курочка ряба» на новый лад»
Цель: учить детей творческому рассказыванию.
Задачи:
-
Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать ее, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. -
Учить строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что). -
Развивать речевое творчество дошкольников. -
Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Предварительная работа: чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках; изготовление плоскостного театра для магнитной доски.
Ход занятия:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А её и нету …
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету …
По какой она пойдёт?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо …
У неё чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
В: Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка? (Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил).
Какие жанры сказок вы знаете? (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)
Кто придумывает сказки? (Народ, авторы).
Мы знаем сказки народные и авторские.
-А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки. Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:
1. Сказку ты, дружок, послушай.
Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
Видит: дом –домок
В чистом поле одинок. («Теремок»).
2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,
В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды сбирать… («Маша и медведь»).
3. Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –
Дело было на Руси… Стариков про то спроси.
Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом
Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).
В: Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости? (Рассматриваем героев на магнитной доске).
Ответы детей: (лиса, дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).
В: Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка «Курочка Ряба»?
Я предлагаю вам сочинить сказку «Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои? Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина – Жили-были… Далее происходит чудо… (Курочка снесла золотое яичко). Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы … (Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).
Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло. Мы должны увидеть, что это сказка новая (в домике спрятан в окне цыплёнок, если ребёнок захочет вставить его в свою сказку).
В: Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?
Ответы детей:
- Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!
Конспект занятия по развитию творческих мыслительных способностей «На поляне сказок».
Цель: развитие способности придумывать альтернативные
окончания для сказки.
Задачи:
-
Учить детей придумывать необычные концовки к известной сказке. -
Развивать творческие мыслительные способности детей дошкольного возраста; -
Развивать связную монологическую речь; -
Воспитывать интерес к художественной литературе, к творческому сочинению;
Развивающая среда: предметы и игрушки к игре «Угадай, из какой сказки» (стрела, яичко, хрустальная туфелька, лапоть, яблоко, сапоги, красная шапочка, колосок, расписная ложечка и др.), сундучок, волшебная палочка, соль, зеркало, яблоко, игрушка «Колобок», магнитофон.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудиозаписей со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализация сказок, беседы.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, дети. Сегодня я вас приглашаю на выставку сказочных предметов и вещей. На какую вещь не глянь, сразу сказка вспоминается. Угадайте, из какой сказки появились на нашей выставки эти вещи?
Игровое упражнение «Угадай из какой сказки предмет?» (Дети называют сказки.)
В: Вот видите, сколько в мире сказок, огромное количество! Все они удивительные, волшебные и очень интересные. Ребята, а давайте вспомним, как заканчиваются сказки? (Вспомнить концовки 2-3 сказок, например, «Красная Шапочка», «Муха-Цокотуха», «Царевна-лягушка»: сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть, воротились Иван-царевич с Василисой Премудрой домой, и жили они долго и счастливо.) У этих сказок счастливый конец. А я знаю сказку, которая заканчивается очень грустно. Это русская народная сказка «Колобок». Как она закончилась? (дети рассказывают, чем закончилась сказка)
В: Ребята, мне так жалко Колобка, а вам? Давайте придумаем этой сказке новый счастливый конец. Но у меня условие. Есть у нас на выставке сказочный сундучок с волшебными предметами. Нужно из него взять один предмет и придумать новый счастливый конец сказки о Колобке.
-
Как закончится сказка, если Колобок найдет волшебную палочку? -
Как закончится сказка, если вместо сахара бабушка добавила в тесто соль? -
Если по дороге Колобок найдет волшебное зеркало? -
Если ему попадется волшебное яблоко?
(Дети придумывают конец сказки с волшебной палочкой). А сказку будет рассказывать тот, к кому прикатится Колобок.
Сказки, придуманные детьми, записываются на видео или на магнитофон.
В: Ребята, вы настоящие сказочники! Какая из сказок, придуманных сегодня, вам понравилась больше и почему? (По желанию детей можно прослушать или посмотреть сказки, придуманные ими)
Конспект занятия по развитию речи «Мы сочиняем сказку»
Цель: учить составлять небольшие сказки коллективно, опираясь на предложенный план.
Задачи:
-
Упражнять в подборе антонимов к словам. -
Закреплять умение действовать коллективно, стараясь распределить роли. -
Воспитывать желание быть добрым и вежливым, желание заниматься творчеством.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение. Послушайте, пожалуйста, стихотворение: «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
Здороваться утром: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И все сразу станет простым и доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера.
Вы, ребята, молодцы. Вы очень вежливые и добрые. А кого из сказочных героев вы считаете тоже добрыми и вежливыми?
Д: Принц, Золушка, Фея, зайчик и т. д.
В: А кто по вашему мнению злой и невоспитанный?
Д: Мачеха, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и т. д.
В: Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Угадай сказочного героя». Я не буду называть его имя, а вы попробуйте догадаться о ком идет речь.
-
Этот сказочный герой он не добрый, очень злой. Обижал кукол из своего театра и хотел завладеть золотым ключиком (Карабас-Барабас). -
Этот сказочный герой он не злой, а очень добрый. Он среди овощей оказался всех храбрей? (Чипполино). -
Покупала самовар, а спасал её комар. (Муха-Цокотуха). -
И зайчонок, и волчица – все бегут к нему лечится (Доктор Айболит). -
Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля). -
Сладкий яблок аромат заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, и светло вокруг, как днем (Жар-птица).
В: Молодцы! Вижу хорошо вы сказки знаете. А смогли бы вы придумать свою сказку? (Да) Проходите за столы.
В: Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно придумать сюжет сказки? (Составить план). Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало. А как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются (Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно). Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главных событиях.)
Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.) А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)
В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец)
А теперь ребята все подошли ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
Придумываем название команды, а я запишу на доске.
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
В: Ребята у вас получились выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. (воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану).
Приложение 4
Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»
В каждом доме, в каждой семье есть книжки со сказками и, конечно, их читают детям всех возрастов в дошкольном периоде. И дети их любят. И находят в сказках много удивительного, узнают о времени и пространстве, о неразрывной связи человека с природой и предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.
Сегодня мы поговорим о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Конечно, сразу ребёнку сложно сочинить свою сказку, придумать начало или конец фантастической истории.
Все дети любят сказки. Помогите своему ребенку в этом увлекательном и полезном занятии. Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика. Сказки можно сочинять, о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более "простом" материале.
Существуют разные "рецепты" организации таких творческих тренировок.
На первом этапе можно поиграть в игру закончи сказку "Закончи сказку". Самому начать придумать сказку и попросить ребенка придумать концовку. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что ребенок способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.
В дальнейшем можно предложить ребенку сочинить сказку по предложенной серии картинок, что прекрасно развивает наблюдательность, учить связывать увиденные предметы в некую последовательность событий. Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.
Если в семье двое или несколько детей, можно предложить придумать сказку вместе. Дети будут дополнять друг друга. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру.
Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно предложить детям сочинение сказочного "сериала".