Файл: Тема Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений социальнопедагогической деятельности и координации детского движения 3 Тема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три группы девиантного поведения:
-
Антисоциальное поведение -
Асоциальное поведение -
Аутодеструктивное поведение
Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Итак, формы антисоциального поведения:
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2.Асоциальное поведение
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
Итак, формы асоциального поведения:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3.Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Итак, формы аутодиструктивного поведения:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
-
После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия? -
Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение) -
Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:
нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.
ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.
-
Семья -
Наследственность
-
Проблемы в подростковом возрасте -
Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
Поражение нервной системы в родах
Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
Физические дефекты
Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика
Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …
Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает Межличностный стресс
Взаимоотношения со сверстниками.
-
Конфликтное отвержение со стороны сверстников -
Вымогательства денег, давление, шантаж; -
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения -
Принуждение совершать поступки против воли
Взаимоотношения с учителями
-
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях; -
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; -
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; -
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:
-
постоянное желание восставать против чего-либо -
непризнание авторитетов -
сильное стремление к независимости -
отчужденность -
ощущение собственного провала -
чувство безнадежности -
потеря уверенности в себе -
неспособность устанавливать близкие отношения -
подверженность влиянию со стороны сверстников
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.
В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории
Алгоритм действий:
-
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) -
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты -
Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений -
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); -
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. -
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. -
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Проект решения совещания педагогов.
-
Разработать по данной теме памятку для родителей и педагогов -
Рассмотреть на заседании МО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании обучающихся с девиантным поведением -
Рассмотреть на заседании МО учителей – предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня обученности.
Рефлексия.
-
Самая важная мысль совещания для Вас? -
Самая спорная мысль совещания, по Вашему мнению? -
Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после совещания?
Заключение
На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК).
Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона.
В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п.
Например, СПК г. Архангельска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-политической работы, организации досуга, поддержания общественного порядка, благоустройства и материального обеспечения микрорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях.
Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность). Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно-досуговой сферы:
- призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства личности и ее жизненные силы;
- осуществляется в свободное время личности;
- предполагает добровольность и активность подопечного;
- обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.
Список литературы
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 623 с. -
Алексеев А.С. Психологическая служба в системе социальной работы // Школа – 1999 г. – №1. – С. 14–19. -
Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 240 с. -
Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. – 1996. – №5. – С. 35–38. -
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с. -
Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. – Мн., 2004 г. – с. 28–36. -
Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – №1. – 2001. – С. 33–36. -
Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей / Библиотека администрации школы. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»/под ред. Гуткиной Л.Д., 1996. – С. 44–54. -
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, – 544 с. -
Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. -
Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994 – 199 с. (Часть 2) – С. 181–183.