Файл: Тема Знакомство с особенностями организации, функционирования и опытом деятельности государственных, общественных, частных учреждений социальнопедагогической деятельности и координации детского движения 3 Тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три группы девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение

  • Асоциальное поведение

  • Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.


Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

Итак, формы антисоциального поведения:

Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство

Мелкое хулиганство

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

2.Асоциальное поведение

Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:


Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

Итак, формы асоциального поведения:

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика

3.Аутодеструктивное поведение –

Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:


Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

Итак, формы аутодиструктивного поведения:

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

Ситуации.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия?

  2. Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)

  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?


Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:

нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.

Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.

Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.

ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.

Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.

  • Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.



Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика

Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает Межличностный стресс

Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников

  • Вымогательства денег, давление, шантаж;

  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

  • Принуждение совершать поступки против воли

Взаимоотношения с учителями

  • Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:

  • постоянное желание восставать против чего-либо

  • непризнание авторитетов

  • сильное стремление к независимости

  • отчужденность

  • ощущение собственного провала

  • чувство безнадежности

  • потеря уверенности в себе

  • неспособность устанавливать близкие отношения

  • подверженность влиянию со стороны сверстников


Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.

В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории

Алгоритм действий:

  1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)

  2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

  3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений

  4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

  5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.

  6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.

Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

Проект решения совещания педагогов.

  • Разработать по данной теме памятку для родителей и педагогов

  • Рассмотреть на заседании МО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании обучающихся с девиантным поведением

  • Рассмотреть на заседании МО учителей – предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня обученности.


Рефлексия.


  • Самая важная мысль совещания для Вас?


  • Самая спорная мысль совещания, по Вашему мнению?


  • Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после совещания?



Заключение


На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК).

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона.

В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п.

Например, СПК г. Архангельска работают, опираясь на свои секции, в числе которых: секция массово-политической работы, организации досуга, поддержания общественного порядка, благоустройства и материального обеспечения микрорайона, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, работы с молодежью, проживающей в общежитиях.

Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность). Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно-досуговой сферы:

- призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства личности и ее жизненные силы;

- осуществляется в свободное время личности;

- предполагает добровольность и активность подопечного;

- обусловлена национально-этническими особенностями и традициями.

Список литературы


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 623 с. 

  2. Алексеев А.С. Психологическая служба в системе социальной работы // Школа – 1999 г. – №1. – С. 14–19.

  3. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 240 с. 

  4. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. – 1996. – №5. – С. 35–38. 

  5. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с. 

  6. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. – Мн., 2004 г. – с. 28–36. 

  7. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – №1. – 2001. – С. 33–36. 

  8. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей / Библиотека администрации школы. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»/под ред. Гуткиной Л.Д., 1996. – С. 44–54.

  9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, – 544 с. 

  10. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. 

  11. Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994 – 199 с. (Часть 2) – С. 181–183.