Файл: перспективы развития особых экономических зон в россии (на примере оренбургской области).doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
-
Оренбургский филиал
Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: Теории и практики управления
Дисциплина: Региональное управление и территориальное планирование
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»
Автор работы: студент 5 курса, группы ГМУ 52-18 заочной формы обучения Романова Ольга Юрьевна Подпись______________________ Руководитель работы: Кандидат экономических наук Седова Анна Владимировна Оценка________________________ Подпись_______________________ «_______»_________________2023г. |
г. Оренбург
2023 г.
Содержание
Введение
Деградация отношений среди гигантов мировой экономики привела к перекрою инвестиционных потоков и неоднозначной экономической ситуацией в стране, что в очередной раз подчеркнуло актуальность инвестирования в развитие регионов. Глубокий системный кризис зацепил практически все отрасли экономики и показал не только болевые точки, но и точки роста. Существуют проблемы, требующие безотлагательного реагирования и решения. Для вывода экономики страны из депрессивного состояния и становления на путь безоткатного развития необходимо выработать эффективные пути развития, определить механизмы их реализации и на региональном уровне.
В существующих реалиях без линковки механизмов взаимодействия между государством и бизнесом, достижение стратегических социально-экономических целей невозможно. В этом случае, создание особых экономических зон, как одной из форм государственно-частного партнерства (ГЧП), представляется наиболее действенным и перспективным инструментом направленным на развитие отдельных территорий и регионов, ориентированных на формирование независимого от внешних факторов производственного потенциала, сферы услуг, и способных эффективно не только заменить ушедших, в связи с мировой геополитической ситуацией, игроков, но и экспортировать свою продукцию на мировые рынки.
Создание особых экономических зон, как инструмента поддержки регионов и стимулирования их саморазвития, рассматривается как проявление в действии, стремления инициатора в лице региона показать открытость и заинтересованность бизнесу на региональном уровне и открыть возможности для всех участников проекта по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности: для частного инвестора (снижение рисков ведения бизнеса в условиях повышенной нестабильности); для государства (оказание содействия в развитии отечественных отраслей экономики); для региона (привлечение инвестиций в экономику и укрепление бюджет образующей структуры региона); для населения, живущего на территории региона, где создана особая экономическая зона (трудоустройство и повышение уровня доходов).
Особая экономическая зона выполняет в данном случае роль триггера динамичного развития региональной экономики, способствующего ускоренному экономическому росту территории.
Однако, несмотря на видимые положительные эффекты от создания особых экономических зон, существует ряд проблем, которые в последние годы спровоцировали волну критики об их (ОЭЗ) неспособности решать приоритетные социально-экономические задачи и отсутствии воздействия на социально-экономическое развитие регионов.
Несмотря на это особые экономические зоны создаются, их становится больше, и в этой связи актуальным встает вопрос о предпосылках, которые послужили основанием для создания на территории Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Оренбуржье», перспективах развития и возможных результатах при достижении целей от ее функционирования.
Предметом исследования курсовой работы выступают особые экономические зоны России.
Объект исследования – особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Оренбуржье».
Цель работы – исследовать особенности создания и перспективное развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Оренбуржье».
Для написания работы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, современная учебная литература, а также последние публикации научных статей ведущих отечественных журналов.
В процессе написания курсовой работы предстоит решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие «Особые экономические зоны»;
2) определить цели, задачи и особенности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации;
3) определить потенциал территории особой экономической зоны «Оренбуржье»;
4) определить метрики эффективности функционирования особой экономической зоны «Оренбуржье».
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа изложена на 40 листах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включает в себя 1 таблицу.
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ
1.1. Особые экономические зоны: с 1980-х годов до наших дней
Идея создания особых экономических зон на территории нашей страны имеет более чем тридцатилетнюю историю. Успешное функционирование свободных экономических зон в различных странах мира и, как следствие, решение ряда проблем для этих стран, таких как: низкий уровень экономического роста, безработица, недостаточность финансовых ресурсов и др., привлекло внимание российских реформаторов. Они понимали, что создание свободных экономических зон (термин «особые экономические зоны» войдет немного позже) может послужить стартом и отсчетной точкой для ускорения социально-экономического развития не только отдельных территорий страны, но и целых национальных хозяйственных систем.
В конце 80-х гг. прошлого столетия были предприняты первые попытки создания свободных экономических зон. Сам процесс был разделен на этапы:
- 1 этап (конец 80-х гг./до начала 90-х гг.). На начальном этапе проводилась работа по зарождению самой идеи зонирования территорий. Разрабатывалась единая концепция свободных экономических зон в государстве, создавались межведомственные рабочие группы при Госплане СССР для отработки, корректировки и воплощения решений по применению на практике инструментов повышения конкурентоспособности страны и увеличения роста уровня социально-экономического развития. Огромные ресурсы были брошены для того, чтобы свободные экономические зоны стали одним из основных инструментов стимулирования межгосударственных отношений. В саму цель закладывалось, что это будут компактные территории с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.
В 1988 г. город Выборг (Ленинградская область) стал пилотной площадкой для обкатки данного механизма на практике. Свободная экономическая зона во многом отражала в себе действующие американские технопарки. Также стоит отметить, что существовали определенные особенности, связанные с необходимостью внедрения иностранных механизмов в реалии советской плановой системы. Преференции на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и предоставлялись в рамках, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
- 2 этап (начало 90-х гг./до июля 2005). Мировые знания и опыт создания свободных экономических зон позволял показывать высокую эффективность функционирования, обеспечивал стабильный рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры хозяйства, и многие руководители республик, областей и краев нашей страны посчитали, что при помощи свободных экономических зон возможно за несколько лет поднять экономику своих регионов, что привело к большому количеству предложений о создании новых свободных экономических зон. Однако, в связи с тем, что процесс создания свободных экономических зон не был достаточно проработан, Правительство РФ столкнулось с рядом проблем. Во-первых, отсутствовала соответствующая законодательная база развития свободных экономических зон. Во-вторых, зонирование территорий свободных экономических зон не имело стратегической направленности. Свободные экономические зоны создавались стихийно и на больших по площади территориях, что лишало Правительство возможности обеспечить их инфраструктурным хозяйством. Также отсутствовало понимание реальных целей и задач свободных экономических зон, в связи с чем можно предположить, что одной из ключевых проблем все же был односторонний фискальный подход и желание получить максимальный доход в бюджеты разных уровней, ставя интересы отечественных инвесторов на последнее место.
Как следствие, действия исполнительной власти в отдельных регионах в рамках создания, развития и поддержания свободных экономических зон имела негативный эффект и привела к дискредитации идеи развития данного инструмента в России. Стоит отметить, что сам бизнес не был готов к «прозрачному» сотрудничеству с государством и были отмечены массовые случаи нарушения предприятиями российского законодательства в процессе инвестиционной, производственной и внешнеэкономической политики. Ключевой инструмент развития и становления бизнеса за счет снижения налогового бремени и замены части налогов на добровольные отчисления в бюджеты регионов не сработал и цель не была достигнута. Выбранные бизнесом пути ведения предпринимательской деятельности в рамках схем минимизации налогов, отсутствие стратегического видения партнерства с государством, привело к миллиардным потерям. Как следствие,
данные шаги привели к тому, что Правительство Российской Федерации стало ликвидировать зоны, покрывающие значительные территории страны. Альтернативой была предложена концепция формирования разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. Территории для формирования особых зон отбирались по двум основным критериям – выгодное географическое расположение и минимизация затрат на инфраструктурное обустройство.
В 1994-1995 гг. на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации были внесены сразу три альтернативных проекта федерального закона «О свободных экономических зонах». Несмотря на то, что впоследствии эти проекты приняты небыли, само рассмотрение законопроектов стало импульсом и определенным сигналом для активизации органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках разработки собственных инструментов и механизмов развития региональной экономики, основывающихся на создании особых экономических зон. К 2005 году в различных субъектах Российской Федерации формально были созданы 24 свободных экономических зон, которые действовали на основании постоянно изменяющихся подзаконных актов.
- 3 этап (2005 – по настоящее время). В июле 2005 года начался очередной виток в становлении и создания свободных экономических зон (по новому законодательству – особых экономических зон). 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который регулирует процесс создания, функционирования, упразднения особых экономических зон в России. В этом законе также закреплено понятие особой экономической зоны – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, реализуемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На первой стадии реализации проекта предусматривалось создание только двух типов особой экономической зоны: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но в 2006 году в закон были внесены поправки, предусматривающие расширение проекта в направлении туристско-рекреационных особых экономических зон, а в последующем периоде и портовых особых экономических зон.
В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно данным сайта Министерства экономического развития Российской Федерации, по состоянию на январь 2023 года функционируют 50 особых экономических зон: