Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, принимают командиры (начальники) действующих там формирований (подразделений).
Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ. Исходными данными для принятия решения о ликвидации ЧС являются: -задача, поставленная вышестоящим органом управления; -данные разведки об обстановке в зоне ЧС;
-выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;
-оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;
-выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.
Для своевременной подготовки и ликвидации прогнозируемой ЧС или для непосредственного проведения ликвидации органы управления, силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СЧС) в пределах конкретной территории в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти РК и органов местного самоуправления переводятся в режим повышенной готовности или режим ЧС.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.
Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.
В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:
– устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);
– локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;
– укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.
В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.
В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).
Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.
Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.
Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.
Очень важно, как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).
Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:
– пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;
– целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;
– сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;
– сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.
Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:
– ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;
– обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;
– сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);
– постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);
– изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.
После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.
Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс увеличения количества ЧС и тяжести их последствий. ЧС носят сложный характер и вызывают массовое поражение людей, значительные потери материальных ценностей и вызывают необходимость проведения сложного комплекса СиДНР. Источниками ЧС могут быть опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЕЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ РАБОТ ПОСЛЕ ЧС
2.1 Порядок организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Организация ликвидации последствий ЧС включает:
- разведку очага поражения, сбор необходимых исходных данных;
- оценку руководительми различного уровня сложившейся обстановки (пожарной, радиационной, химической, аварийной и их сочетанием);
- принятие решений руководителем по организации проведения аварийно-спасательных работ.
В результате оценки обстановки руководители ГО и объектов, на которых проводятся аварийно-спасательные работы, определяют какие мероприятия и в какой последовательности провести в установленные сроки, а также необходимые для этого силы и средства ГО.
Для организованного проведения аварийно-спасательных работ создаётся группа сил и средств ГО. В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования и воинские части ГО. Группировку сил ГО объекта обычно составляют: сводный отряд, спасательный отряд, формирования служб.
Группировка сил и средств ГО должна обеспечить:
- быстрый выход в очаг поражения;
- развертывание и проведение аварийно-спасательных работ в сжатые сроки;
- непрерывность их проведения;
- наращивание усилий по мере расширения фронта работ;
- манёвр силами и средствами в ходе выполнения, своевременную замену формирований, широкое и умелое использование высокопроизводительной техники и аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений;
- удобство в управлении.
Для проведения аварийно-спасательных работ могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства.
В соответствии со сложившейся обстановкой, наличием и состоянием сил и средств, а также объёмом предстоящих работ проведение аварийно-спасательных работ уточняется штабом ГО объекта.
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ. Исходными данными для принятия решения о ликвидации ЧС являются: -задача, поставленная вышестоящим органом управления; -данные разведки об обстановке в зоне ЧС;
-выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;
-оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;
-выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.
Для своевременной подготовки и ликвидации прогнозируемой ЧС или для непосредственного проведения ликвидации органы управления, силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СЧС) в пределах конкретной территории в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти РК и органов местного самоуправления переводятся в режим повышенной готовности или режим ЧС.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.
Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.
Ликвидация ЧС | |
Аварийно-спасательные работы | Другие неотложные работы |
1. Разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ. | 1. Прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках. |
2. Тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ. | 2. Локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях. |
3. Розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений. | 3. Укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ. |
4. Оказание первой доврачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения. | |
5. Санитарная обработка людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. |
В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:
– устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);
– локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений;
– укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.
В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.
В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-самосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматический инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).
Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.
Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах проделывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.
Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями.
Очень важно, как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).
Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:
– пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;
– целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;
– сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;
– сильное задымление без пламени – признак быстрого распространения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.
Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:
– ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем перекрытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;
– обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;
– сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);
– постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распространения);
– изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.
После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.
Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс увеличения количества ЧС и тяжести их последствий. ЧС носят сложный характер и вызывают массовое поражение людей, значительные потери материальных ценностей и вызывают необходимость проведения сложного комплекса СиДНР. Источниками ЧС могут быть опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЕЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ РАБОТ ПОСЛЕ ЧС
2.1 Порядок организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Организация ликвидации последствий ЧС включает:
- разведку очага поражения, сбор необходимых исходных данных;
- оценку руководительми различного уровня сложившейся обстановки (пожарной, радиационной, химической, аварийной и их сочетанием);
- принятие решений руководителем по организации проведения аварийно-спасательных работ.
В результате оценки обстановки руководители ГО и объектов, на которых проводятся аварийно-спасательные работы, определяют какие мероприятия и в какой последовательности провести в установленные сроки, а также необходимые для этого силы и средства ГО.
Для организованного проведения аварийно-спасательных работ создаётся группа сил и средств ГО. В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования и воинские части ГО. Группировку сил ГО объекта обычно составляют: сводный отряд, спасательный отряд, формирования служб.
Группировка сил и средств ГО должна обеспечить:
- быстрый выход в очаг поражения;
- развертывание и проведение аварийно-спасательных работ в сжатые сроки;
- непрерывность их проведения;
- наращивание усилий по мере расширения фронта работ;
- манёвр силами и средствами в ходе выполнения, своевременную замену формирований, широкое и умелое использование высокопроизводительной техники и аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений;
- удобство в управлении.
Для проведения аварийно-спасательных работ могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства.
В соответствии со сложившейся обстановкой, наличием и состоянием сил и средств, а также объёмом предстоящих работ проведение аварийно-спасательных работ уточняется штабом ГО объекта.
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.