Файл: Восстановление разрушенных сооружений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При проведении восстановительных работ следует иметь в виду, что в ряде поврежденных сооружений могут содержаться скрытые запасы прочности и устойчивости конструкции. Это объясняется следующими причинами:

а) в довоенные годы возведение сооружений производилось в соответствии с действовавшими тогда техническими условиями, предусматривавшими завышенные запасы прочности конструкций и заниженные нормы допускаемых напряжений по сравнению с современными техническими условиями;

б) при проектировании и статическом расчете определенного комплекса конструкций они условно расчленяются на отдельные плоские схемы. В действительности же этот комплекс представляет собой пространственную многократно статически неопределимую систему. Поэтому элементы перекрытий сооружений часто не разрушаются, несмотря на подрыв отдельных опор, несущих эти перекрытия;

в) при исключении отдельных элементов из стержневой системы она может нести относительно большую нагрузку за счет жесткости узлов и собственной жесткости отдельных стержней, несмотря на то что теоретически схема этой системы стала геометрически изменяемой;

г) положительное влияние также оказывают свойства пластичности металла и других материалов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что величину снижения допускаемых напряжений вследствие износа, повреждения и коррозии конструкций заранее установить невозможно. Например, для конструкций, подвергавшихся в течение многих лет действию высоких температур (доменные печи и т. п.), возможно снижение допускаемых напряжений против норм на 10—15%.

В зависимости от степени повреждения конструкции разрушенных сооружений можно разбить на следующие группы:

— конструкции, совершенно непригодные для восстановления (такие конструкции расчленяются на части и удаляются за пределы объекта);

— конструкции, которые могут быть восстановлены после правки в демонтированном виде;

— конструкции, которые могут быть восстановлены без демонтажа путем выправления, усиления или замены отдельных поврежденных элементов.

Как показала практика восстановительных организаций во время второй мировой войны и в послевоенный период, при производстве работ по восстановлению разрушенных сооружений должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) минимум демонтажных работ;

2) максимальное использование поврежденных конструкций;

3) подъем конструкций крупными блоками;

4) максимальная механизация работ;

5) широкое применение заранее заготовленных стандартных элементов заводского и полигонного изготовления.

К демонтажу конструкций следует прибегать лишь в случаях сильного их повреждения. Демонтаж осевших или упавших блоков является обычно технически сложной задачей вследствие трудности определения усилий в элементах и точек закрепления нависших или упавших частей сооружения. Кроме того, он связан с большим объемом высотных работ по разрубке и резке поврежденных элементов и требует закрепления соседних элементов путем устройства специальных приспособлений.

При восстановлении металлических конструкций без их демонтажа приходится привлекать верхолазов, рабочих высокой квалификации (сборщиков, клепальщиков, сварщиков), устраивать специальные леса и рештования.

При этом ограничивается фронт работ и снижается производительность труда рабочих. Известно также, что при монтаже крупными блоками необходима более сложная подготовка работ, чем при обычном способе их производства. Однако практика показала, что все затраты полностью окупаются.

Необходимо также максимально использовать поврежденные конструкции, так как изготовление новых связано с затратами металла и других дефицитных (особенно во время войны) материалов и является процессом индивидуальным (немассовым) и, следовательно, весьма трудоемким.

С учетом конкретных местных условий восстановительные работы рекомендуется вести с максимальным укрупнением монтажных элементов в крупные блоки перед их подъемом и установкой.

Выбор конструктивной схемы восстановления сооружения зависит от местных условий, степени повреждения сооружения, наличия строительных материалов и сроков восстановления. Вследствие этого восстановление сооружения не всегда ведется по ранее установленной схеме. Например, в практике восстановления часто встречается сочетание стальных конструкций с железобетонными. Вполне допустима замена железобетонных колонн металлическими и наоборот, а также изменение конструкции восстановленного пролета сооружения по сравнению с конструкцией сохранившихся пролетов.

В большинстве случаев целесообразно применение готовых, обнаруженных вблизи объекта конструкций. Их часто можно найти на том же объекте в виде законченных конструкций (фермы, колонны, балки, железобетонные плиты), демонтированных или недостроенных сооружений или в виде полуфабрикатов в сборных цехах заводов, мастерских или складах металлолома.


Упавшие, смещенные, провисшие или наклонившиеся конструкции могут быть возвращены в проектное положение путем поднятия их на временных опорах, прогонах или шпальных клетках с помощью домкратов или постепенным подклиниванием. При этом необходимо тщательно контролировать, чтобы при подъеме они не перешли свое проектное положение.

Характерным примером восстановления поврежденных конструкций в первоначальное положение следует также считать подъем просевших аэродромных и автодорожных железобетонных плит покрытия способом нагнетания раствора или поддува песка, подъем на шпальных клетках обрушенного пролетного строения моста и т. п. Стоимость таких восстановительных работ во много раз меньше стоимости возведения аналогичных конструкций заново.

Обычно возвращению конструкций в проектное положение препятствует жесткость искривленных и деформированных элементов, например стержней, которые в большинстве случаев при разрушении получают удлинение за пределами текучести стали. Для устранения сопротивления некоторых деформированных металлических элементов (стержней арматуры или стоек и связей ферм) их разрезают и сваривают вновь после возвращения конструкций в исходное положение.

При сильных искривлениях и других деформациях разрушенные конструкции могут быть расчленены на отдельные части, которые вновь соединяют между собой (сваркой, бетонированием и т. и.) после подъема в проектное положение.

Европейский опыт восстановления в послевоенный период разрушенных городов показал различный подход в отдельных странах к вопросу о целесообразности их восстановления. В то время как в России в максимально короткие сроки были восстановлены и реконструированы все разрушенные населенные пункты и крупные города, даже такие, как полностью разрушенный Сталинград, в Чехословакии, Польше, Югославии, а также в значительной мере во Франции, Италии, Дании и других странах Европы доминировал принцип сохранения исторически сложившейся старой застройки. В Западной Германии ряд сильно разрушенных населенных пунктов вообще не восстанавливали, а строили вблизи них с применением совр&менных индустриальных методов новые, пренебрегая ради экономической выгоды традиционными, патриотическими, историческими и архитектурно-художественными соображениями.

Опыт послевоенного восстановительного периода показал принципиальную целесообразность восстановления капитальных каменных зданий, разрушения которых от воздействия ФАБ имели местный характер, при условии, что постройка до повреждения не была физически и морально устаревшей и соответствовала современным требованиям эксплуатации. Исключение составляли старые дома, которые не имели исторической или архитектурно-художественной ценности и реставрация которых не могла считаться достаточно мотивированной.


Во многих случаях капитальное восстановление производилось с одновременной реконструкцией городов, их микрорайонов, отдельных поврежденных зданий, в процессе которого расширялись улицы, надстраивались, пристраивались и передвигались здания, а также улучшалась внутренняя планировка квартир. Сопровождалось реконструкцией также и капитальное восстановление промышленных сооружений, коммуникаций и различных военных и промышленных объектов (расширение и спрямление автомобильных дорог, удлинение и наращивание по толщине покрытий взлетно-посадочных полос аэропортов и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае -- обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

От качества проведения аварийно-спасательных и других видов работ в зоне ЧС зависит жизнь и здоровье людей, тем или иным образом вовлеченных в условия чрезвычайных обстоятельств. В целях обеспечения оперативных, слаженных действий всех служб, занятых ликвидацией последствий ЧС, а также гарантирования профессиональной и социальной защищенности спасателей высшими государственными органами РК принят ряд нормативных актов, регламентирующих порядок проведения работ и обозначающих статус сотрудников спасательных подразделений.

Для достижения наибольшей эффективности работ на месте ЧС требуется комплекс мер, включающий законодательную базу, фонды экономической поддержки, специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи. Не мене важен и организационный аспект, позволяющий координировать действия специальных спасательных служб разных уровней в чрезвычайных условиях.


Как показывает статистика, количество аварий и других ЧС не сокращается. Во многом данное обстоятельство объясняется сложной экономической ситуацией, изношенностью основных производственных и жилищных фондов, коммуникаций. Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы ГО и ЧС, усиления всесторонней государственной поддержки служб спасения, наращивания процесса обмена передовым мировым опытом в области организации спасательных и иных неотложных работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Закон Республики Казахстан от 11.04.2014 N 188-V 3PK
    «О гражданской защите»

  2. Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы, ВМКГЗ 2021

  3. Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.)

  4. Завьялов В. Н. Гражданская оборона. Учебное пособие. – М.:2009

  5. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже ХХ1 века / В.И. Осипов // Вестн. РАН. - 2001. - N: 4

  6. Основы безопасности жизни. - 2003. - N: 3.

  7. Белов С.В. «Безопасность жизнедеятельности», Москва, из-во «Высшая школа», 2004 год.

  8. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №6. — С. 78—86.

  9. Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н. Управление промышленной безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — №3. — С. 85—90.

  10. Г.Цвилюк «Школа безопасности», ЭКСМ-2005г.

  11. Костров А.М. ГО. Учебник – М, 2003г.

  12. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. - М.: ВАСОТ. 1993.

  13. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВАСОТ. 1993.

  14. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992

  15. Леонтьева И.Н., Гетия А.Л. Безопасность жизнедеятельности. М.: 1998

  16. Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.- М.: ВАСОТ. 1993.