Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 562
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Ius connubii – право вступать в римский брак должно быть у обоих супругов, то есть они должны быть квиритами и принадлежать к латинскому союзу (latini prisci). Ius connubii было в абсолютном смысле (свое право), а в относительном смысле его могло не быть (в отношении сторон в браке), например, члены Сената не могли вступать в брак с вольноотпущенниками и актерами – данное правило отменено Юстинианом (сам был женат на актрисе Феодоре).
6. Отсутствие близкого родства – все родственники по прямой восходящей и нисходящей линии; боковые родственники (братья и сестры, дядья и тетки, племянники и племянницы). Недопустим брак и между свойственниками (попечитель и подопечная, усыновленный ребенок и ребенок, рожденный в браке).
7. Моногамия – при Юстиниане многоженцы карались смертной казнью (как мужчины, так и женщины), однако если имело место заблуждение (malafides), то заблуждавшийся подвергался лишь infamia.
8. Прохождение траурного срока для женщин: 10 месяцев (после прекращения предыдущего брака), при Юстиниане – 1 год. Если нарушение данных правил серьезно, то кроме признания брака недействительным, нарушитель подвергался уголовной ответственности (например, за incestus).
Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.
Вследствие этого и некоторым ветеранам предоставляется императорскими указами право вступать в брак с теми латинянками или иностранками, на которых женились после отставки от военной службы, и дети, рожденные от этого брака, делаются римскими гражданами и состоят под отцовской властью.
Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака. С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.
В самом деле, браки не могуть быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как например между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление – они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.
Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.
17. Вещное право в Риме.
Понятие вещей. Понятие вещей в классический период в римском праве использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.
Термин «вещь» (res) употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.
Наиболее общим образом вещи делились на:
1) вещи Божественного права (священные, святые и религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой они находились, гробницы, скульптуры богов;
2) вещи человеческого права:
– публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;
– частные, принадлежавшие отдельным лицам.
Частные вещи в свою очередь также делились на группы.
Классификация вещей. В римском праве кроме телесных и бестелесных существовали и другие категории вещей:
1) изъятые и не изъятые из оборота;
2) манципируемые и неманципируемые;
3) простые и сложные;
4) потребляемые и непотребляемые;
5) делимые и неделимые;
6) главные и побочные;
7) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные;
8) движимые и недвижимые;
9) телесные и бестелесные.
Изъятые и не изъятые из оборота вещи. Изъятые из оборота вещи (res extra commercium) – это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.).
Не изъятые из оборота вещи (res in commercio) – это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось большинство вещей, не входящих в группу изъятых из оборота.
Манципируемые и неманципируемые вещи. Манципируемые вещи (res mancipi) – это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты.
Италийские земли передавались исключительно через манципацию. Вся земля принадлежала государству. К италийским землям относились следующие змельные участки:
– ager vectigalis – оброчные земли, т. е. земельные участ ки, которые бессрочно (первоначально – на 5-летний срок) и с правом наследования сдавались в аренду;
– ager privates vestigalisque – земельные участки, продаваемые государством или общиной частным лицам. Своеобразие данного способа приобретения земельных участков заключалось в том, что приобретатель становился обладателем права пользования участком (хотя и передаваемого по наследству). К тому же на приобретателя возлагалась обязанность уплачивать арендную плату за пользование приобретенным участком. Данную форму землевладения можно рассматривать как переходный этап между общественным и частным землевладением;
– ager quaestorius – государственная земля, которая продавалась во временное частное пользование с установлением обязанности приобретателя уплачивать арендные платежи. Особенностью данного вида передачи земли в частное пользование было то, что данная сделка могла быть отменена по усмотрению государства и соответствующий земельный участок мог быть вновь обращен в государственную собст венность;
– ager occupatorius – государственные земельные участки, имеющие естественные природные границы (реки, горы и т. п.). Особенностью правового режима данных земельных участков являлось то, что они не обрабатывались до момента передачи в частные руки. Способом приобретения данных земельных участков была оккупация (захват) патрициями. Пользование земельными участками юридически считалось временным, однако фактически земля с течением времени переходила в собственность захвативших ее лиц;
– adsignatio – передача в частную собственность одинаковых (имеющих квадратную форму) земельных участков государственной земли. Эти земельные участки имели небольшой размер; их раздача носила массовый характер и происходила в торжественной обстановке;
– ager locatus ex lege censoria – государственные земельные участки, сдававшиеся в аренду лицу, которое сделало наиболее выгодное предложение (т. е. земельные участки, передаваемые по конкурсу);
– ager colonicus – италийские земли, которые подлежали передаче в частную собственность колонистам.
Манципация проходила в сложной форме и при участии пяти свидетелей. Ошибка хотя бы в одном слове в процессе манципации автоматически приводила к недействительности сделки.
Неманципиуемые вещи (rex пес mancipi) – все остальные вещи.
Различие между двумя группами вещей состояло в способе отчуждения. Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи – traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации – mancipatio). И это не случайно, так как к группе манципируемых относились основные средства производства. Поскольку они принадлежали общине (коллективу), последняя была заинтересована в сохранении права на них. Отсюда понятно введение обряда манципации с целью не допустить потери права на основные средства производства.
Деление вещей на манципируемые и неманципируемые сохранялось вплоть до начала империи.
Простые и сложные вещи. Простые вещи, по выражению Помпония, составляли одно целое, физически однородное единство, как, например, раб, бревно, камень.
Сложные вещи делились на два вида:
а) составные, включавшие несколько связанных между собой тел (шкаф, корабль, дом);
б) состоящие из не связанных между собой вещей, но объединенных общим наименованием (народ, легион, стадо).
Вещи движимые и недвижимые. Движимые вещи (res mobiles) – вещи, которые могут изменять свое положение в пространстве. Движимые вещи могли двигаться сами (животные, рабы) или могли приводиться в движение другими (мебель, домашняя утварь).
Недвижимые веши (res immobiles) – вещи, которые не могут изменять свое положение в пространстве без сохранения целостности. Это дома, строения, земельные участки, недра земли.
Движимые и недвижимые вещи подчинялись почти одинаковым юридическим нормам, и поэтому такое деление не имело особого значения.
Интересно то, что к недвижимости в Древнем Риме относили также созданное чужим трудом на земле собственника. Такие изменения считались составными частями земли и следовали юридическому статусу основной вещи (участка) («superficies solo cedit» – «сделанное над поверхностью следует за поверхностью»).
Недвижимые вещи считались категорией более сложной, и поэтому римляне осторожно относились к изменению правового статуса недвижимости. Например, уже по Законам XII таблиц различались сроки вступления во владение движимым и недвижимым имуществом по давности владения: для движимых вещей этот срок составлял один год, для недвижимых – два года.
В эпоху принципата нормы, регулирующие права на недвижимое имущество, отделились и стали специфическими именно для этой категории вещей. В это же время в отношении недвижимости сложились особые права: суперфиций, эмфитевзис.
Вещи индивидуально-определенные (res species) и определяемые родовыми признаками (res genus). Родовые вещи (res genus) – вещи, имеющие общий род и не имеющие индивидуальности. Такие вещи определялись числом, мерой и весом, т. е. если было невозможно понять, родовая это вещь или индивидуально определяемая, применялось правило: если вещи подсчитываются как определенное количество (например, продаются на вес, объем), то вещь принадлежит к категории родовых. Эта вещь всегда может быть заменена в случае утраты на такую же или несколько таких же вещей: «genus perire non censetur» – «вещи, определяемые родовыми признаками, не погибают».