Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 508
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прежде всего, конгресс утвердил ряд финансово-банковских законов ( чрезвычайный банковский акт, закон о контроле правительства над выпуском ценных бумаг и др. ). Этим законами предусматривалась проверка правительством состояния всех банков и закрытие оказавшихся перед угрозой банкротства, введение страхования банковских вкладов, государственного субсидирования банков и т. д. Декретом президента от 6 марта 1933г. были закрыты все банки США. Разрешение на открытие и на получение правительственных займов выдавалось только «здоровым», т. е. наиболее крупным, банкам.
12 мая 1933г. конгресс принял добавление сенатора Томаса к новому сельскохозяйственному акту, предоставлявшее президенту США право увеличить сумму находящихся в обращении казначейских знаков на 3 млрд. долларов без обеспечения их золотом, снизить золотую стоимость доллара до 50%, чеканить серебряную монету, принять платежи от иностранных государств в счет погашения ими военных долгов серебром в сумме до 200 млн. долларов. Эти мероприятия означали, что США отказываются от золотого обращения и что главная масса золота страны должна сосредоточиться в резервных банках. «Актом золотого резерва», принятого конгрессом официально передавалось в распоряжение казначейства США. В результате этих мер пополнялось государственная казна, что позволяло правительству активнее проводить другие реформы «нового курса», множить прибыли банков и монополий.
Правительство Рузвельта провело ряд законов, направленных на осуществление экономии в бюджете за счет трудящихся масс, например закон о сокращении пенсионного фонда ветеранам войны, акт о 15-процентном сокращении жалованья служащим государственных учреждений.
Краеугольным камнем «нового курса» стал закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Этот закон предусматривал разработку «кодексов честной конкуренции», которыми должны были определяться размеры производства, устанавливаться уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня, распределяться рынки между отдельными конкурентами и предприятиями.
Кодексы после их одобрения президентом США приобрели силу законов. «Кодексы честной конкуренции «были разработаны господствовавшими в той или иной отрасли экономики монополиями и отражали их интересы.
Контроль за проведением в жизнь условий кодексов возлагался на Национальную администрацию восстановления (НРА), представляющую собой огромный административный аппарат. В него входило 8 производственных отделов, специальный отдел по изучению кодексов, плановый, научно-исследовательский и много других. Возглавлял его генерал Джонсон.
НРА одобрил всего около 750 кодексов, охвативших самые различные виды производства. Монополии использовали предоставленные права для принудительного картелирования и вытеснения «непокорных» конкурентов, не подчиняющихся системе кодексов. Осуществление программы НИРА привело к усилению роли крупных монополий, в результате чего исчезло одного миллиона мелких предпринимателей. Значительно возросло прибыли монополий. Чистые доходы 200 крупнейших промышленных корпораций были в 1934г. на 60% больше, чем в 1933г. Однако реальная заработная плата рабочих из месяца в месяц понижалась. «Новый курс» усилил государственно-монополистический капитализм в США.
Под давлением мощного забастовочного движения, охватившего почти всю страну, правительство Рузвельта было вынуждено пойти на определенные уступки рабочему классу, зафиксированные в пунктах 7а и 7б закона о восстановлении промышленности (в дальнейшем пункт 7а был включен в закон Вагнера). В соответствии с этим законом рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Одновременно запрещался детский труд, устанавливались максимум часов работы и минимум заработной платы. Тем самым была легализована система полу безработицы с сокращенной заработной платой, и фактически фиксировался низкий уровень заработной платы для всех рабочих. Во всех кодексах этот минимум был значительно ниже среде почасовой зарплаты 1932г. Для женщин, подростков и рабочих-негров этот минимум был еще ниже.
В целях сокращения безработицы, а также для того, чтобы удалить из крупнейших промышленных центров наиболее активную часть рабочего класса, были развернуты общественные работы, на которые конгресс выделил 3 млрд. долларов.
Составной частью законодательства «нового курса» являлся закон, который предусматривал создание Администрации регулирования сельского хозяйства (ААА), ставившей своей целью повышение цен на сельскохозяйственные товары (путем сокращения посевных площадей) и уменьшение производства хлеба, мяса и других сельскохозяйственные продукцию.
Провозглашая «новый курс», правительство Рузвельта попыталось преодолеть небывало тяжелый экономический кризис. Основной целью «нового курса» являлось укрепление капиталистической системы. Однако президент Рузвельт вынужден был под давлением народных масс пойти на некоторые уступки рабочим (закон Вагнера). «Если бы он не сделал этих уступок, указывал У. Фостер, то массы, исполненные боевого духа, вероятно, пошли бы значительно дальше влево и в открытой борьбе добились бы от предпринимателей и правительства гораздо более существенных реформ».
«Новый курс» сыграл свою роль в обеспечении выхода США из кризиса и усилил позиции монополистической буржуазии. В связи с наступившим оживлением в экономике США в 19351936гг. надобность проведении экстраординарных мероприятий «нового курса» отпала. Крупнейшие финансовые и промышленные магнаты требовали их отмены. 27 мая 1935г. Верховный суд объявил неконституционными ряд законов НИРА. Однако часть законов «нового курса» продолжало оставаться в действии. Во второй половине 1937г. в США начался новый экономический кризис, снизивший производство на одну треть и породивший армию безработных в 11 млн. человек. Это свидетельствовало о том, что искусственные мероприятия «нового курса» не восстановили сил безнадежно больной экономики Соединенных Штатов Америки.
76. Парламентские реформы в Великобритании в XX веке.
В XX в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательное право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно этому закону, право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее пяти фунтов стерлингов либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.
Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.
Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе. Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.
Изменения в государственном строе. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было сильно подорвано значение палаты лордов. Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила, предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал:
финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты.
Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В этот период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства; усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел. Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали наступлению кризиса парламентаризма в Англии.
В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия. Так, в 1920г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим. Этот закон предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь общества. В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Содержание Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно.
Накануне Второй мировой войны в 1939г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка. Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную.
Получило распространение так называемое делегированное законодательство – акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. «Делегирующий акт» наделял исполнительную власть правом издавать нормы в «развитие закона». Это зачастую сопровождалось разрешением в случае необходимости изменять сам делегирующий статут. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д. Делегированное законодательство – одно из проявлений всемогущества кабинета министров.