Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы. Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета. В результате возникает буквально диктатура кабинета, который может сначала действовать, а уже потом ожидать одобрения своих действий со стороны парламента.
Акт 1949 г. об изменении Акта 1911 г. о парламенте. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Состав этой палаты был следующим:

меньшинство составляли потомки старинной земельной аристократии;

примерно половина членов палаты – пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.;

треть членов палаты лордов – директора компаний.

Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958г. расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение – тормозить начинания избираемой нижней палаты. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них – право назначения премьер-министра. Как правило, назначаемый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Однако в тех случаях, когда лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит С.Болдунну сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или
распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает «базис английской конституции». В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и благодаря своим конституционным правам, в случае необходимости, монархия может стать серьезной резервной силой господствующего класса.
77. Конституция IV Республики во Франции 1946 г. Причины крушения режима IV Республики.

Предпосылкой нового государственного уклада, установившегося во Франции после освобождения и после успешного для страны окончания Второй мировой войны, были военно-политические учреждения, сформированные вне пределов континентальной Франции (главным образом в Алжире, бывшем с конца XIX в. неотъемлемой частью Французской республики). Основной социально-политической силой этих учреждений были национально настроенные военные, объединившиеся вокруг фигуры видного военачальника и политика генерала Ш. де Голля (1890-1970). Военно-политические учреждения были поддержаны и организациями Сопротивления в самой Франции, хотя де Голль и его ближайшие сторонники с осторожностью относились к преобладающему влиянию коммунистов и анархистов в этих организациях.

На основе образованного в Лондоне правительственного комитета «Свободная Франция» (июнь-октябрь 1940 г.), бывшего до известной степени альтернативой коллаборационистскому правительству Петена, де Голль сформировал единое военное командование отступившими частями и управление внеевропейскими департаментами Франции. Разместившееся в Алжире военное командование к 1941 г. преобразовалось в особую правительственную структуру – Национальный французский комитет во главе с президентом и комиссарами. Рядом сним был чисто военный орган – Совет обороны Империи во главе с де Голлем.



Решающим шагом по пути возрождения независимой французской государственности стало оформление в мае 1943 г. Национального совета Сопротивления, куда на основе межпартийного соглашения вошли представители 8 крупнейших групп Сопротивления и 6 политических партий (коммунисты, социалисты, радикалы, христианские демократы и др.) и, параллельно ему, в Алжире, Французского комитета национального освобождения (июнь 1943 – июнь 1944 гг.). Совет Сопротивления (во Франции) действовал на основе равноправного представительства групп и партий под председательством генерального делегата от де Голля. ФКНО поначалу действовал под двойным руководством – де Голля и генерала Жиро (которые как бы отображали политическое участие во Французских делах соответственно Великобритании и США), но с января 1944 г. де Голль был уже единоличным руководителем ФКНО. Программа НСС также признала главенство де Голля (март 1944 г.), высказавшись за республику во главе с ним, экономические реформы, национализацию, признание широких социальных прав трудящихся и т. д. Де Голль и тогда уже довольно ревностно отнесся к попыткам как-то направлять его политическую волю. В некоем подобии авторитаризма он видел политическое спасение Франции: «Наша страна... скоро получит возможность возродиться как нация. При условии, что ею будут управлять, а это исключает существование какой-либо власти параллельно с моей... Порядок, Закон, Справедливость». С ноября 1943 г. в Алжире начала деятельность Консультативная ассамблея (в составе около 100 депутатов, главным образом представителей Сопротивления), которая постепенно стала играть роль парламентарного учреждения. Весной 1944 г. ФКНО принял первые организационные решения об администрации во Франции в период освобождения. При Консультативной ассамблее начались работы по созданию новой конституции.

Благодаря движению Сопротивления, переросшему с лета 1944 г. в общенациональное восстание, и началу военных действий Великобританией и США против Германии в Европе, к концу 1944 г. Франция была освобождена. С 3 июня 1944 г. ФКНО преобразовался во Временное правительство во главе с де Голлем, которое осуществляло полноту управления в стране в период т. н. временного режима (до 1946 г.).

Временное правительство предприняло основные меры по реконструкции хотя бы условно централизованного управления и республиканских институтов. В крупные города были назначены комиссары республики, в департаменты – префекты; постепенно начали восстанавливаться довоенные органы самоуправления. Были ликвидированы полупартизанские части т. н. Французских внутренних сил, гвардия и милиция НСС, руководство воинскими частями полностью перешло в руки «Сражающейся Франции» (де Голля). Организации сопротивления стали преобразовываться в новые партии. Такое сокращение политической роли Сопротивления вызывало противодействие коммунистов, предполагавших развернуть освободительное движение в процессе социальной революции в стране. 9 августа 1944 г. правительство аннулировало основополагающие для вишистского режима акты июня 1940 г., фактически было как бы восстановлено действие основных законов 1875 г.


Окончательное отношение нации к прежнему конституционному строю было выяснено на референдуме 21 октября 1945 г. До этого Временное правительство установило (в 1944 г.) всеобщее избирательное право в стране (и мужчин, и женщин – старше 21 года). Большинство (96%) высказалось за придание новому представительному собранию учредительных прав и тем самым за отмену конституции 1875 г. Параллельно была установлена как бы конституция переходного времени: с вручением исполнительной власти правительству, законодательной – новому Собранию. Из-за несогласий с подчинением правительства Собранию вскоре (в январе 1946 г.) правительство покинул де Голль.

Переходный период знаменовался формированием новой системы политических партий. Основную роль стали играть левые партии – восстановившая свое значение Социалистическая (очистившаяся на съезде в 1944 г. от коллаборационистов), новая католическая Народно-республиканская (образовалась в 1944 г.), стоявшая на позициях социального реформизма, а также небольшой Демократический и социалистический союз Сопротивления (1945 г.). Рядом с ними находилась Французская коммунистическая партия, которая на своем Х съезде (1945 г.) заявила о стремлении «к обновлению и расширению демократии». Хотя социалисты сохраняли критическое отношение к ФКП за «недостаточную демократичность» ее программы и «безоговорочное подчинение СССР». Серьезной политической силой, поддерживающей социалистов, стала Французская конфедерация христианских профсоюзов. Место радикалов-республиканцев, которые утратили свое значение, на правом фланге политического спектра заняли Республиканская партия свободы (1945), объединившая националистов и несоциалистические организации Сопротивления, и Объединение левых республиканцев (апрель 1946 г.). РПС довольно быстро стала по влиянию и численности ее поддерживающих в ряд с тремя большими левыми партиями. Соотношение этих политических сил предопределило решение вопросов о будущем государственном строе и конституции.

На протяжении 40-х – середины 50-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики.

Возникшая в 1947 г. галлистская партия Объединение французского народа (РПФ) выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой». В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительству (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.


Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

Причинами падения Четвертой республики были, как уже подчеркивалось выше: недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, периодические отступления от них на практике, следствием чего явились частая смена правительств, постоянно сотрясавшие страну правительственные кризисы и, в конечном счете, утрата веры французов в реформы. Четвертая республика несла в себе пороки Третьей.
78. Конституция V Республики во Франции 1958 г. Причины политической стабилизации во Франции в эпоху V Республики.

Установление V Республики

Начиная с 1954 г. в Алжире (считавшемся составной частью Республики и разделенном на несколько полноправных департаментов с большим количеством чисто французского населения) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства, попытка парламента найти политические компромиссы, соединенные с целой серий болезненных для национального самолюбия предыдущих внешнеполитических неудач (поражение в войне в Индокитае и признание независимости Вьетнама, поражение в Суэцком конфликте 1956 г.) породили всплеск правых националистических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против правительства под лозунгом «национального спасения». Острая политическая обстановка соединилась с нарастанием идейных противоречий между основными партиями парламентского большинства. Президент выступил с инициативой создания правительства «национального спасения» во главе с де Голлем, которому были бы предоставлены исключительные полномочия.

1 – 2 июня 1958 г. премьером правительства был поставлен де Голль, Собрание предоставило правительству чрезвычайные полномочия, включая право разработки нового проекта конституции. Проект был разработан в июле 1958 г. главным образом с участием Государственного совета, обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Пересмотр конституции был поддержан почти всеми политическими партиями, кроме коммунистов. Общенациональный референдум 28 сентября 1958 г. большинством голосов (17,7 млн. : 4,6 млн.) утвердил новую конституцию – новой Пятой (по общему счету) Республики во Франции.