Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Постепенно Парламент приобрел:
1) Право на участие в издании законов.
2) Право решать о поборах в пользу королевской казны.
3) Право контроля над высшими должностными лицами.
4) Право выступать в качестве судебного органа.
Стремясь подчинить себе, государственное управление парламент ввел процедуру импичмента. На протяжении XIII века происходит формирование королевского совета. В него входили: канцлер, казначей, судьи, некоторые министериалы. Королевский совет был высшим исполнительным органом Англии. В XIII главой королевской администрации продолжал быть шериф, а в сотне его помощник – бейлиф. Кроме них были еще корнеры и констебли. Коронеры осуществляли расследование в случае убийства, а констебли были полицейскими.
34. Своеобразие абсолютизма в Англии XVI- первой половины XVII вв.
XVI век в истории Англии характеризовался заметным подъемом английского хозяйства, развитием капиталистических отношений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
При правлении Тюдоров (от Генриха VII, начиная с 1485 г., и до смерти в 1603 г. Елизаветы) происходит усиление королевской власти.
Первый король этой династии Генрих VII (1485 – 1509 гг.) вел непримиримую борьбу с остатками феодальной знати. Так была запрещена свита феодалов, что подрывало военную мощь баронов; объявлялось о монопольном праве короны иметь на вооружении артиллерию, которая могла сокрушать любые крепости и замки. При нем была усилена власть над окраинами – Уэльсом, Корнуэллом и Северными графствами, для чего были учреждены «Северный совет» и «Уэльский совет». «Звездная палата», созданная Генрихом VII для наблюдения за исполнением его статута о запрещении частных военных дружин и вооруженных свит, превратилась в оплот королевского абсолютизма – суд по политическим преступлениям.
При Генрихе VIII в 1537 г. парламент принял статут, согласно которому королевские ордонансы и прокламации были приравнены к закону.
Обладая чертами, характерными для абсолютной монархии, английский абсолютизм отличался все же тремя существенными особенностями.
В Англии усиление королевской власти не повлекло за собой ликвидации парламента. Сохранялось и местное самоуправлением. В городах самоуправление находилось в руках привилегированной части бюргерства, в графствах – в руках дворянства, из числа которых назначались и мировые судьи.
И, наконец, английский абсолютизм не создал постоянной многочисленной армии, т.к. в этом не было необходимости ввиду ее островного положения. Основное внимание короны и парламента было обращено на создание сильного флота, который обеспечивал защиту Англии с моря, ее колониальную и торговую экспансию.
При Генрихе VII была проведена церковная реформа, начало которой относится к 1533 г. Прежде всего была отменена юрисдикция папы в английских судебных делах; осуществлена секуляризация монастырских земель и имуществ. В 1534 г. король был объявлен главой английской церкви. Однако основные принципы католического вероучения не были затронуты Генрихом VII. И все же, порвав с папой, английские реформаторы должны были постепенно отходить от католицизма: король не только стал назначать на церковные должности, но и отделять само вероучение.
Создается специальное учреждение – «Суд прибылей», который должен был следить за поступлениями в королевскую казну с бывших монастырских земель, большая часть которых была продана крупными участками финансистам, мануфактуристам и дворянам. Одновременно шло расхищение церковных имуществ фаворитами короля.
Окончательно торжество реформации произошло при Елизавете (1558 – 1603 гг.), правительству которой приходилось вести борьбу не только с католиками и папой, но и с различными религиозными течениями и сектами. Дело в том, что реформированная англиканская церковь оставалась аристократическим учреждение, сохранившим многое от старой католической церкви: епископат, католическую внешность культа и богослужения. Англиканская церковь стала не только оплотом тюдоровского абсолютизма, но и в последующей борьбе короны с парламентом при Стюартах решительно поддерживала последних в их абсолютистских притязаниях.
В последние годы царствования Елизаветы у буржуазии и нового дворянства все больше стало проявляться недовольство опекой, которую осуществлял абсолютизм над производством и торговлей, стеснял свободу предпринимательской деятельности и конкуренции.
В 1601 г. парламент резко протестовал против политики раздачи короной патентов на монопольное право производства разных товаров и их продажу.
В начале XVII в. развитие капитализма делает в Англии дальнейшие успехи. Развитие новых форм шерстяной промышленности требовало решение вопроса о свободе торговли, предпринимательской деятельности и конкуренции.
Точно также и сельское хозяйство этого периода характеризуется ростом капиталистических отношений. «Огораживания», вызывающие многочисленные жалобы на протяжении всего XVI в., продолжаются и в первые десятилетия XVII в. «Огораживания» вызывали обезземеление деревенского населения. Реакций на дальнейшие огораживания и разорение деревенского населения вызывали многочисленные крестьянские восстания в начале XVII в.
Среди буржуазии и нового дворянства усиливаются оппозиционные настроения по отношению к абсолютизму и англиканской церковности, сохранявшей немало от католицизма в отношении как вероучения, так и богослужебного ритуала. К полному очищению англиканской церкви от католицизма и стремилось пуританское движение, поддержанное многочисленными сторонниками из числа английской буржуазии и нового дворянства.
Среди пуритан было два течения. Умеренные пуритане, выражавшие интересы крупной торгово-финансовой буржуазии и новой знати, желали установления в Англии пресвитерианской государственной церкви, подобно той, которая в это время утвердилась в Шотландии. К началу 70-х годов XVI в. относится организация в Англии первой пресвитерианской общины.
Радикальное направление в пуританстве, выражавшее главным образом интересы джентры и средней буржуазии, осуждало самый принцип государственной церкви в Англии независимых самоуправляющихся общин верующих, отчего их и назвали индепендентами (независимыми). Первая индепендентская община была создана в 1581 г.
Пуританизм был религиозной формой буржуазного мировоззрения. Наряду с требованием церковных реформ строй с его моралью и противопоставляли ему свои идеалы бережливости и стяжательств, осуждая всякие развлечения и роскошь.
35. Общая характеристика «Саксонского зерцала». Земельная собственность и землевладение в «Саксонском зерцале».
Изучение права средневековой Германии (Священной Римской империи германской нации) невозможно без учета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII-XIII вв. В этот период по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началу XIII века в Германии возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти императора. В правовой сфере это привело к закреплению правовой раздробленности (партикуляризму). Основная масса правовых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Необходимо ответить на вопрос: с чем связано принятие подобных статутов, каково происхождение и содержание терминов «мир»: «земский мир», «имперский мир» и др.
Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного (шеффенского) сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского государства (в данном случае право Саксонии), которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного (рыцарского) сословия, и прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее многие положения земского права распространялись и на них.
Чрезвычайно важным для понимания специфики источников и институтов средневекового права является понятие феода, или лена(нем. der Lehn). Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права.
Характерной чертой Саксонского зерцала является закрепление в нем целого ряда важных идейно-политических концепций. Многие из них несут на себе яркую печать позиции автора – Эйке фон Репгау. Сюда следует отнести теорию верховенства права, теорию «двух мечей», теорию происхождения императорской власти и сословий, взаимоотношений между центральной и местной властью в Германии того времени. Эти концепции чрезвычайно важны для понимания особенностей развития германского государства в Средние века, главной из которых является ее раздробленность. Для раскрытия содержания этих теорий следует проанализировать прежде всего следующие статьи Земского права (далее – ЗП): I. 1; III. 52. 1; III. 57. 1, 2; III. 78. 2, 7; III. 42. Многие из этих статей имеют конституционно-правовую природу, так как в них регламентируется порядок избрания германского короля князьями, среди которых ведущая роль принадлежит шести курфюрстам, и его последующая коронация в Риме.
Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII в. Выделение различных категорий свободных и несвободных, благородных и неблагородных лиц было обусловлено особенностями феодальных поземельных отношений и существованием различных судебных систем.
Саксонское зерцало подразделяет все население Саксонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (так называемые семь щитов), и податное сословие – крестьянство.
Рыцарство делилось по степени знатности на ранги. В кн. I ЗП (§ 2 ст. 3) говорится о существовании в Германии «семи военных щитов». Первый щит принадлежал германскому королю, второй – духовным князьям (держатели ленов со скипетром), третий – высшим светским князьям – непосредственным вассалам короля (держатели ленов со знаменем), четвертый – вассалам этих князей (графам). Рыцари с пятого по седьмой «щит» находились в самом низу вассальной лестницы. К ним относились «свободные господа» (вассалы графов), их вассалы и, наконец, однощитные рыцари. Эти разряды образовывали так называемое шеффенское сословие, так как судились они в шеффенских судах графов или маркграфов.
Саксонское зерцало закрепляет и различные категории крестьянства: свободные крестьяне – чиншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ландзассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Следует охарактеризовать каждую из названных групп, помня о том, что статус крестьянина определялся объемом его правомочий относительно земельного участка, а также видами повинностей.
Примечательно в Саксонском зерцале отрицательное отношение его составителя к институту личной зависимости крестьян (ЗП. III. 42).
Характерной чертой феодального землевладения в Германии является длительное сохранение крестьянской общины (марки), о чем свидетельствуют, в частности, ст. 54–56 кн. II ЗП.
Лицо могло потерять свой социальный статус благодаря процедуре лишения прав, являющейся одним из видов наказаний за преступление (ЗП. I. 38, 39).
Завершая общую характеристику Саксонского зерцала, следует определить, каково его историческое значение и влияние на другие источники средневекового права Германии: Швабского и Германского зерцал, право города Магдебурга и др.
Земельная собственность и землевладение в Саксонском зерцале.
Саксонское зерцало знает различные виды ленов: имперские лены (церковные и знаменные), судебные и городские лены. Анализ соответствующих статей ЗП (III. 60. 1; 62. 2; 64. 5), а также положений Ленного права (далее – ЛП) позволит показать их специфику. Одной из ярких особенностей ленного права средневековой Германии является практика «обязательного пожалования леном». В ЗП (III. 60. 1) указывается, что после смерти феодала знаменные лены не могли оставаться незамещенными дольше одного года и одного дня, что также свидетельствует о слабости полномочий германского императора как верховного сеньора.
Отличительной чертой судебных ленов является то, что их держатель, наряду с владением землей, обладал правом судить «банном короля» (т.е. делегированным правом королевского суда). В силу этой особой привилегии устанавливалось, что судебные лены не могли дробиться и передаваться в порядке субинфеодации другим лицам (ЗП. III. 53).
В Саксонском зерцале говорится также о городских ленах, принадлежащих не конкретному лицу, а городу в целом, выступавшему в виде коллективного вассала (ЛП. III. 2).
Держатель лена обладал целым спектром правомочий по отношению к нему: правом владения леном, правом пользования и распоряжения леном (правда, последнее было возможно только с согласия сеньора). Наследник умершего феодала обладал «правом на лен», а в случае если наследник умирал, то близкие родственники обладали правом «ожидания лена».