Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1653 г. Кромвель разогнал парламент и Государственный совет. После разгона «охвостья» парламента был учрежден Временный государственный совет. Фактически вся власть перешла в руки Кромвеля. Однако он был вынужден маскировать установленную им диктатуру парламентскими формами. 16 декабря 1653 г. Совет офицеров провозгласил Кромвеля лордом-протектором и разработал конституцию страны под названием «Орудие управления» (полное название «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими»).
Согласно ст. 1 Конституции, законодательная власть принадлежала лорду-протектору и однопалатному парламенту. Пост лорда – протектора объявлялся пожизненным. Он утверждал все билли, принятые парламентом, и при чрезвычайных обстоятельствах мог издавать от своего имени законы. Парламент должен был созываться раз в три года. Право голоса на выборах в парламент получили лица, известные своей честностью, хорошим поведением, имеющие возраст 21 год, владеющие имуществом стоимостью в 200 ф. ст. Число парламентариев от трех наций было различным: от Англии, Уэльса, Джерси – 400, Шотландии и Ирландии – 30. Исполнительную власть в государстве также осуществлял лорд- протектор совместно с Государственным советом в составе от 13 до 21 человека. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. От его имени издавались все официальные документы, назначались должностные лица, присваивались титулы и звания. Он пользовался правом помилования (за исключением осуждений за убийство и измену). Лорд-протектор ведал международными делами. С согласия большинства членов Государственного совета он получил право объявлять войну и заключать мир. Между сессиями парламента лорд-протектор получал право командовать единолично армией и флотом. В чрезвычайных ситуациях он мог вводить и взыскивать налоги без согласия парламента.
Вся территория страны была разделена на 11 военных округов, вся власть в которых перешла к ответственным лично перед лордом-протектором генерал-майорам. С конца 1654 г. Кромвель перестал созывать парламент, а членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Правда, в 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Власть Кромвеля была сильнее, чем у абсолютного монарха. Перед смертью, 3 сентября 1658 г., Кромвель назначил своим преемником сына Ричарда, который за свою бездарность получил прозвище «Неудачливый Дик». Вскоре он был свергнут Советом офицеров. В самой армии в это время произошел раскол. Все недовольные властью Совета офицеров стали группироваться вокруг расположенной в Шотландии армии генерала Монка, который вскоре занял Лондон и разогнал Совет офицеров. Собравшийся 25 апреля 1660 г. парламент решил восстановить королевскую власть в стране и призвать на престол сына казненного Карла I – Карла II (правил с 1660 по 1685 г.).
Основные черты государственного строя Англии периода протектората Оливера Кромвеля:
1) формально устанавливался республиканский государственный строй, а реально диктаторская система власти
2) высшая законодательная власть была сосредоточенна в руках парламента и лорда-протектора
3) парламент осуществлялся однопалатный, должен был созываться раз в три года, его нельзя было распускать в течении первых 5 месяцев работы, на выборах в парламент устанавливался высокий имущественный ценз и возрастной ценз (21 год). К полномочиям парламента относилась законодательная власть, учреждение налогов и податей
4) имущественный ценз для избирателей был высоким (200 ф. ст.)
Лорд-протектор выбирался на заседании государственного совета.
Полномочия лорд-протектора:
1) главнокомандующий армии;
2) внешняя политика;
3) право помилования;
4) назначение высших должностных лиц;
5) командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента
6) конституция прямо закрепляла должность лорда-протектора за Оливером Кромвелем.
Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти. Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций
Со временем Оливер Кромвель перестал созывать парламент, членов государственного совета стал назначать по своему усмотрению, и таким образом был сформирован режим личной власти Оливера Кромвеля, который по своим основным характеристикам (широтах полномочий, пожизненный статус) напоминал монархическое правление.
Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны.
Все это не находило поддержки ни в республиканских настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника – сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельных военачальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился о восстановлении королевской власти.
43. Реставрация монархии в Англии. Бредская декларация Карла II от 4 апреля 1660 года. Habeas Corpus Act от 26 мая 1679 года.
Личная власть представителя индепендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемойБредской декларации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.
Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, – образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за «уголовное или считаемое уголовным» деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ «habeas corpus», адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ «habeas corpus», шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое
уголовное преступление, «habeas corpus» не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу «habeas corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.
Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона. Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.
44. «Славная революция» 1688 года в Англии и формирование дуалистической монархии (акты 1689-1710гг.). Характеристика английской дуалистической монархии.
«Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.
В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.
При Якове II (1685–1688) феодально-абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.
В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах,
• лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы,
• вводить налоги и собирать войско без согласия парламента.
• Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии.
• Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.
• Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.
Значение революции:
новое дворянство и буржуазия получили возможность использовать государственную власть для ускорения капиталистического развития страны путем проведения массовых огораживаний и сгона крестьян с земли, выгодных государственных займов, налогового обложения, колониальных завоеваний, поощрения торговли и промышленности. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы.