Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1653 г. Кромвель разогнал парламент и Государственный совет. После разгона «охвостья» парламента был учрежден Временный государственный совет. Фактически вся власть перешла в руки Кромвеля. Однако он был вынужден маскировать установленную им диктатуру парламентскими формами. 16 декабря 1653 г. Совет офицеров провозгласил Кромвеля лордом-протектором и разработал конституцию страны под названием «Орудие управления» (полное название «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими»).

Согласно ст. 1 Конституции, законодательная власть принадлежала лорду-протектору и однопалатному парламенту. Пост лорда – протектора объявлялся пожизненным. Он утверждал все билли, принятые парламентом, и при чрезвычайных обстоятельствах мог издавать от своего имени законы. Парламент должен был созываться раз в три года. Право голоса на выборах в парламент получили лица, известные своей честностью, хорошим поведением, имеющие возраст 21 год, владеющие имуществом стоимостью в 200 ф. ст. Число парламентариев от трех наций было различным: от Англии, Уэльса, Джерси – 400, Шотландии и Ирландии – 30. Исполнительную власть в государстве также осуществлял лорд- протектор совместно с Государственным советом в составе от 13 до 21 человека. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. От его имени издавались все официальные документы, назначались должностные лица, присваивались титулы и звания. Он пользовался правом помилования (за исключением осуждений за убийство и измену). Лорд-протектор ведал международными делами. С согласия большинства членов Государственного совета он получил право объявлять войну и заключать мир. Между сессиями парламента лорд-протектор получал право командовать единолично армией и флотом. В чрезвычайных ситуациях он мог вводить и взыскивать налоги без согласия парламента.

Вся территория страны была разделена на 11 военных округов, вся власть в которых перешла к ответственным лично перед лордом-протектором генерал-майорам. С конца 1654 г. Кромвель перестал созывать парламент, а членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. Правда, в 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Власть Кромвеля была сильнее, чем у абсолютного монарха. Перед смертью, 3 сентября 1658 г., Кромвель назначил своим преемником сына Ричарда, который за свою бездарность получил прозвище «Неудачливый Дик». Вскоре он был свергнут Советом офицеров. В самой армии в это время произошел раскол. Все недовольные властью Совета офицеров стали группироваться вокруг расположенной в Шотландии армии генерала Монка, который вскоре занял Лондон и разогнал Совет офицеров. Собравшийся 25 апреля 1660 г. парламент решил восстановить королевскую власть в стране и призвать на престол сына казненного Карла I – Карла II (правил с 1660 по 1685 г.).


Основные черты государственного строя Англии периода протектората Оливера Кромвеля:

1) формально устанавливался республиканский государственный строй, а реально диктаторская система власти

2) высшая законодательная власть была сосредоточенна в руках парламента и лорда-протектора

3) парламент осуществлялся однопалатный, должен был созываться раз в три года, его нельзя было распускать в течении первых 5 месяцев работы, на выборах в парламент устанавливался высокий имущественный ценз и возрастной ценз (21 год). К полномочиям парламента относилась законодательная власть, учреждение налогов и податей

4) имущественный ценз для избирателей был высоким (200 ф. ст.)

Лорд-протектор выбирался на заседании государственного совета.

Полномочия лорд-протектора:

1) главнокомандующий армии;

2) внешняя политика;

3) право помилования;

4) назначение высших должностных лиц;

5) командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента

6) конституция прямо закрепляла должность лорда-протектора за Оливером Кромвелем.

Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти. Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций

Со временем Оливер Кромвель перестал созывать парламент, членов государственного совета стал назначать по своему усмотрению, и таким образом был сформирован режим личной власти Оливера Кромвеля, который по своим основным характеристикам (широтах полномочий, пожизненный статус) напоминал монархическое правление.

Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны.

Все это не находило поддержки ни в республиканских настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника – сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельных военачальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился о восстановлении королевской власти.
43. Реставрация монархии в Англии. Бредская декларация Карла II от 4 апреля 1660 года. Habeas Corpus Act от 26 мая 1679 года.



Личная власть представителя индепендентов по сво­ей сути и форме не могла обеспечить долговременные инте­ресы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укре­пившей свои позиции в ходе революции. Поскольку глав­ным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра­тией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар­тов. По замыслу правящей группировки джентри и бур­жуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний рево­люции. Действительно, в так называемойБредской декла­рации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участ­ников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка поли­тических сил в стране способствовала усилению феодаль­ной реакции. Участники революции преследовались, орга­низации пресвитериан и индепендентов были ликвидирова­ны. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы го­сударства (за исключением наиболее ненавистных Звезд­ной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его преемника Якова II восста­новить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи­цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра­ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов­ление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группиров­ки. Представители придворной аристократии и часть джен­три, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция – купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе ре­волюции, которых поддерживала промышленная буржуа­зия, – образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной груп­пировки в другую. Тем не менее их политические взаимоот­ношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.

Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявле­ниями королевского произвола стало принятие Акта о луч­шем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду­ру получения судебного приказа о предварительной дос­тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о пре­бывании под стражей. Любой подданный, задержанный за «уголовное или считаемое уголовным» деяние (исключая го­сударственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ «habeas corpus», адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ «habeas corpus», шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задер­жания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по су­ществу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяж­кое
уголовное преступление, «habeas corpus» не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи пети­ции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу «habeas corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задер­жанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штра­фы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значе­ние одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде­ния законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка. В то же время можно отме­тить и историческую ограниченность этого закона. Во-пер­вых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых, для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

44. «Славная революция» 1688 года в Англии и формирование дуалистической монархии (акты 1689-1710гг.). Характеристика английской дуалистической монархии.

«Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.

В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.

При Якове II (1685–1688) феодально-абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.

В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах,

• лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы,

• вводить налоги и собирать войско без согласия парламента.

• Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии.

• Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.

• Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.

Значение революции:

новое дворянство и буржуазия получили возможность использовать государственную власть для ускорения капиталистического развития страны путем проведения массовых огораживаний и сгона крестьян с земли, выгодных государственных займов, налогового обложения, колониальных завоеваний, поощрения торговли и промышленности. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы.