Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 530
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67. Объединение Германии в XIX столетии. Конституция Германской империи 1871 года.
Объединение Германии через прусскую монархию
В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия «железом и кровью».
По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией.
Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в форме «Северогерманского союза», оформленного договором от 21.08.1866 г., а затем конституцией этого союза от 16.04.1867 г.
Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.
Конституция 1871 г.
По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентов населения.
Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.
Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты – Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов.
Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7).
Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов.
Нижняя палата парламента называлась рейхстагом . Он избирался сначала на 3 года, затем – на 5 лет (с 1887 г.). Ст. 20 конституции декретировала всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в качестве «указа».
Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.
Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано – вплоть до Веймарской конституции 1919.
Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-секретари, которые были практически его заместителями по тому или иному ведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т.п.). Функции имперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось в основном исполнение имперский законов, которые имели преимущества перед законами земель.
Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.
Вывод : Объединение Германии насильственным путем «железом и кровью» привело к образованию реакционного, монархического государства – Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.
68. Общая характеристика Германского гражданского уложения 1896/1900 годов. Категории лиц в ГГУ, их правовой статус.
После политического объединения Германия оставалась в правовом отношении разобщенной страной. В каждом из государств-автономий действовали свои кодексы уголовных и гражданских законов, многие из которых были приняты еще в XVIII в. Эти кодексы имели большее или меньшее влияние на право остальных, смотря по значимости государства, где они действовали. Среди таких кодексов наибольшее значение имело Прусское земское уложение 1794 г. (см. § 66.2), построенное еще на принципах «просвещенного абсолютизма». Наиболее современным сводом гражданского права было Саксонское гражданское уложение 1863 года. В нем была закреплена всеобщая гражданская правоспособность, детально регламентировалась сфера деятельности и прав юридических лиц. Однако в сфере вещного права система Саксонского уложения обладала значительной спецификой, сохраняла институты, нигде более в Германии не распространенные.
В государствах Прирейнской области сохранил свое действие Французский гражданский кодекс 1804 г., принесенный туда наполеоновскими войнами. Каждое из государств, кроме всего, сохраняло свои системы земского права (Landrecht), которые где были, где даже не были кодифицированы. Городские республики ориентировались на исторические своды городского права. Сверх всего, продолжало применяться германское общее право, под которым понимались старые законы времен Священной Римской империи, и получившее повсеместное распространение через юридическое образование рецепированное римское право – со всеми особенностями его традиции в Германии.
Унификация права германской империи первоначально шла путем отдельных крупных законов, которые охватывали области, непосредственно связанные с торговлей и общим экономическим пространством. В 1869 г. был принят общегерманский Торговый кодекс, вступил в силу Вексельный устав (утвержденный еще в 1850 г.). В 1877 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Отдельными законами, кроме всего, были реформированы многие важные институты частного права (о гражданском браке, актах гражданского состояния и т. п.).
Вопрос о принятии общегерманского свода гражданского права стал и вопросом политическим. Консервативная партия под предлогом охраны самостоятельности систем земского права, в особенности Пруссии, высказывалась против такой кодификации. На вооружение, в частности, были взяты старые идеи знаменитого теоретика и историка права, главы исторической школы К. Савиньи о том, что законодательная кодификация противоречит национальному пути развития права и что лучший путь формирования и совершенствования права – это следовать его спонтанному развитию. Препятствием было то, что в принятом в 1871 г. тексте общегерманской Конституции присутствовало лишь полномочие имперских властей регулировать путем общих законов только обязательственное право. (Попытка принять такой общий свод норм обязательственного права потерпела провал еще в 1866 г.). После острой политической борьбы в райхстаге и бундесрате в 1873 г. была принята поправка к Конституции, согласно которой теперь «надзору со стороны империи и ее законодательству подлежит... общее законодательство в гражданском праве» (ст. 4).
Под давлением национал-либералов в июле 1874 г. была назначенапервая комиссия по разработке свода гражданских законов. Собственно комиссии предстояло заняться созданием совершенно новых законов, которые в одинаковой степени подошли бы всем германским государствам, а не в собственном смысле систематизацией права. Лидером комиссии и теоретиком кодификации стал известный правовед, профессор римско-германского праваБ. Виндшейд.Под его руководством к 1887 году был подготовлен обширных размеров проект, составленный по пандектной системе, а также несколько томов сопроводительных материалов, где излагались мотивы выбора той или другой нормы, а также соответствующие нормы права отдельных автономий.
В ноябре 1887 г. проект был опубликован и вызвал резкую критику как в научных юридических кругах, так и в правительстве. Виндшейда раскритиковали за чрезмерное доктринерство, за изложение на уровне учебника, за пренебрежение чисто германскими правилами в угоду римским. Со стороны правительства, в частности О. Бисмарка, проект подвергся осуждению за то, что был далек от необходимых социальных новаций, в частности, пренебрегал гарантиями для бедных классов, которые предусматривались доктриной «социальной монархии» (см. § 69).
В декабре 1890 г. Союзный совет сформировал вторую комиссию по кодификации права. В состав ее были включены представители не только правовой науки, но и финансово-промышленных кругов, крупных политических партий. Комиссия работала более открыто. Поэтому проект постоянно сверялся с предложениями политических партий и научной общественности. Взяв за основу проект Виндшейда, вторая комиссия его существенно переработала,
ввела целые главы и разделы, посвященные новым правовым институтам. Готовый законопроект был особо обсужден на съезде ассоциации германских правоведов, и хотя не вызвал безусловного одобрения, был рекомендован к принятию.
В январе 1896 г. бундесрат передал скорректированный (в части применения международного частного права) проект в райхстаг. Комиссия райхстага внесла значительные поправки. По требованиям национал-либералов был введен более свободный режим деятельности обществ и союзов. По требованию социал-демократов изменены некоторые слишком архаичные нормы брачно-семейного права. В июле 1896 г. райхстаг принял проект уложения в третьем чтении, затем после утверждения бундесратом и императором 18 августа 1896 г. ГГУ стало общегерманским законом. Предусматривалось, однако, что введение в действие нового кодекса откладывается до 1 января 1900 г. Одновременно с ГГУ вошел в силу и новый Торговый кодекс (1897 г.), новые положения о регистрации земельной собственности и др.
Система и общая доктрина уложения
Гражданское уложение было обширным кодексом (2385 ст.). Его юридическая система отличалась от крупнейших сводов частного права рубежа XVIII-XIX вв. и была сходна построению Саксонского гражданского уложения. Такое построение восходило к научной традиции рецепированного в Германии римского права и получило название пандектной системы.
В 1-й книге («Общая часть») были кодифицированы правоположения о статусе лиц как физических, так и юридических, о юридических действиях, волеизъявлении, осуществлении гражданских прав и самозащите. Во 2-й книге («Обязательственное право») излагались порядок ответственности по обязательствам, правила заключения договоров, а также конкретные нормы регулирования отдельных договоров и обязательств. В 3-й книге («Вещное право») были охарактеризованы вещные права, порядок приобретения и утраты собственности и владения, правомочия пользователей и др. 4-я книга посвящалась брачно-семейному праву. 5-я книга – наследственному праву, включая договоры о наследовании.
ГГУ было принято совместно с т. н. Вводным законом (в 218 ст.). Это был своего рода мини-кодекс, где характеризовался порядок применения общеимперского гражданского права. Вводный закон большое внимание уделил взаимоотношению имперского гражданского права с земским законодательством. Это было тем более важно, что большинство предписаний земского права сохранялось нетронутыми. Прямо предусматривалось, что новое гражданское право не связывает своими предписаниями владетельных государей, князей, титулованных владельцев земель особого статуса. Не распространялось оно на разного рода вотчинные права, которые корнями своими уходили в феодальное право земельной собственности: право охоты, использования вод, разного рода регалии, крестьянские права наследственной аренды. Вводный закон стремился снять возможную социальную напряженность из-за неясности новых взаимных