Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях отсутствия единой собственной администрации восточной зоны, кроме правительств земель и краев, организационно-политическая роль перешла к ЦК СЕПГ, действовавшему под руководством СВАГ. СЕПГ инициировала проведение масштабных экономических реформ, прежде всего аграрной и финансово-промышленной, которые на деле свелись к общей конфискации крупной и средней собственности прежних владельцев и перераспределении ее на социалистических началах. В ходе проведения этих реформ сложился разветвленный партийно-управленческий аппарат, взявший на себя доверенные от СВАГ государственные функции. В качестве единого общественно-политического органа с декабря 1947 г. в восточной зоне стал функционировать Немецкий народный конгресс: он выполнял как бы представительские функции без точных государственных полномочий. Теоретически ННК должен был играть объединительную роль, однако его позиции в западных зонах были незначительны. С началом обособления западных зон в 1948 г. конгресс превратился практически в законосовещательный представительный орган только восточной Германии. Его состав стал определяться на выборной основе – от образовавшихся на Востоке партий и общественных движений. 2-ой ННК (март 1948 г.) образовал Немецкий народный совет, который должен был провести основные мероприятия по конституированию государства в советской зоне оккупации. В мае 1949 г. 3-ий ННК утвердил разработанную СЕПГ конституцию демократически-советского типа, провозгласил образование межпартийного общественно-политического Национального фронта демократической Германии. По сути, государственное обособление восточной зоны было завершено. Официальное провозглашение образования восточного государства – Германской Демократической республики – состоялось 7 октября 1949 г. на сессии Немецкого народного совета, который объявил себя высшим органом государственной власти (Временной народной палатой) и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия.

Боннская конституция 1949 года

Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного федерализма, а также создание правовых гарантий против президентской узурпации власти сравнительно с тем, что было установлено в Ваймарской конституции. Эти внутренние политические и правовые задачи многое предопределили в содержании основного закона восстановленной республики. Для принятия конституции был сформирован особый Парламентский совет – в составе 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства (а также еще 5 делегатов Берлина). В Парламентском совете оказались в итоге представленными все основные политические партии тогдашней Германии: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз (Баварии), СДПГ, Свободная демократическая партия, КПГ и др. 8 мая 1949 г. большинством голосов (53:12) Совет принял конституцию ФРГ. Затем она была утверждена ландтагами земель (кроме Баварии), западными военными губернаторами, и 23 мая 1949 г. Конституция ФРГ вступила в силу.


Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время.

Перспективной особенностью содержания Основного закона 1949 г. было то, что он номинально распространял свое действие и на граждан восточной зоны и адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления «единства и свободы Германии».

Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым государством». Понятие «демократического» подразумевало, что «вся государственная власть исходит от народа» и осуществляется через выборы и голосования (ст. 20). Понятия «социального» и «правового» строя (тесно связанные с традициями германского конституционализма первой половины XIX в.) означали, что интересы общества, закрепленные в праве и законе, первенствуют и перед задачами собственно государственной деятельности и перед интересами частных лиц.

Конституция поставила во главу государственного строя основные права граждан (разд. I): «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека признавались основой всякого человеческого общества и справедливости в мире» (ст. 1). За гражданами закреплялись свободы совести и вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии. Гарантировалась свобода и неприкосновенность собственности. Но вместе с тем декларировалось, что «собственность обязывает, и, пользование ею должно служить общему благу» (ст. 14) с закреплением преимуществ общественной собственности. Важной конституционной оговоркой было положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться «для борьбы против свободного демократического порядка» (ст. 18); возможность лишения основных политических прав, а также гарантий тайны переписки и т. п. определялось специальными институтами конституционного контроля.
Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.



Законодательная власть осуществлялась парламентом. Национальное представительство – бундестаг – избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего прямого избирательного права (с 18 лет) на 4 года. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат, – представительство федеративных земель, члены которого определялись правительствами земель пропорционально количеству населения (свыше 2 млн. жителей – 4 голоса, свыше 6 млн. – по 5 голосов). Бундестаг и бундесрат в равной степени участвовали в законодательстве, однако в случае коллизий определяющим было решение бундестага.

Главой государства федерации считался президент. Он избирался особым федеральным собранием (депутаты бундестага и особые представители земель) на 5 лет. Однако сравнительно с Ваймарской конституцией полномочия президента были небольшими: он представлял ФРГ в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных служащих и судей, вносил предложения о замещении поста федерального канцлера. Основной фигурой правительственной власти стал федеральныйканцлер. Его избирал бундестаг, следуя партийному большинству. Он устанавливал основные положения политики и нес за нее полную ответственность.
Важным новым институтом власти стал Конституционный суд. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Конституционный суд выносил решения об объеме прав других органов власти соответственно конституции, по поводу споров земель, а главное – о конституционности или нет действий органов государственной йласти или законодательных постановлений в отношении прав гражданина (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г.
75. «Новый курс» президента США Ф.Д. Рузвельта и его последствия.

Мировой экономический кризис, разразившийся в капиталистических странах в 1929 г., охватил с октября Соединенные Штаты Америки, поставив всю хозяйственную систему североамериканского капитала перед огромными трудностями.

Это явилось закономерным результатом развития капиталистического способа производства США вообще и хозяйственного «бума» 20х годов в частности.

Американские капиталистические монополии на основе расширения производства, усиления эксплуатации трудящихся масс своей страны и других народов в 19231929 гг. добились увеличения объема промышленной продукции на 20%,
сосредоточили в своих руках

не менее половины производства и потребления всех капиталистических стран. Одновременно с этим для получения сверхприбылей монополии проводили политику искусственного взвинчивания цен на изделия своих предприятий. Покупательная способность трудящихся непрерывно падала.

Все это привело в конце 20х годов к накоплению в США колоссальных запасов товарной продукции, которую негде было сбывать. Не только американской, но и мировой товарный рынок в 1929 г. оказался переполненным до предела, результатом чего явился экономический кризис.

24 октября 1929 г. на Уолл стрите началась паника. Все держатели акций бросились продавать свои ценные бумаги. За 36 месяцев, по данным Института Брукингса, обесценение ценных бумаг выразилось в сумме 160 млрд. долларов. За четыре года кризиса обанкротился 5761 банк, общая сумма вкладов, которых составляла 5 млрд. долларов. К 1933 г. вся банковская система США была поставлена перед угрозой полного краха. Финансовый кризис явился отражением глубочайшего, небывалого в прошлом промышленного кризиса.

В 1929-1932 гг. добыча угля уменьшилось с 544 млн. до 321 млн. тонн, или более чем на 40%;выплавка стали упала с 56, 4 млн. до 13, 7 млн. тонн, т. е. более чем в четыре раза; производство автомобилей сократилось на 80%;из 285 доменных печей работало только 46. Общий объем промышленной продукции снизился на 46, 2%, а стоимость ее с 70 млрд. долларов почти до 31 млрд. долларов.

Промышленный кризис сопровождался кризисом в сельском хозяйстве, которое находилось в состоянии застоя уже в период временной, частичной стабилизации капитализма, а с 1929 г. вступило в полосу глубокого упадка и деградации. Закупочные цены на сельскохозяйственные продукты под давлением монополий были снижены в 34 раза, а на промышленные товары цены упали лишь на одну треть. Быстрыми темпами шло разорение фермеров, которые превращались в арендаторов. В 1920г. 38% ферм обрабатывалось арендаторами, а в 1935г. – 50%. В 1928 – 1932 гг. было распродано за долги и в результате банкротства земель и фермерского имущества на 1 млрд. долларов. Доход сельского хозяйства США в 1932 г. составлял лишь половину от прибыли 1929г.

Кризис также охватил железнодорожный транспорт. Объем железнодорожных перевозок уменьшился за годы кризиса на 52, 7%. Значительно сократилось внутренняя и внешняя торговля. Капиталистические монополии перекладывали последствия кризиса на плечи рабочих, фермеров, ремесленников и на другие категории трудящихся. Закрылись фабрики, заводы, учреждения на улицы были выброшены миллионы людей. Число полностью безработных в стране к концу 1932г. достигло почти 17 млн. человек (каждый второй рабочий стал безработным); несколько миллионов были переведены на неполную рабочую неделю. Безработные ввиду отсутствия социального страхования были лишены средств к существованию, и поставлены на грань голодной смерти. Заработная плата рабочих, занятых в производстве, понизилась в среднем на 35 – 40%. За годы кризиса общий фонд заработной платы сократился примерно с 11, 5 млрд. долларов в год до 5 млрд. долларов.


Миллионы рабочих влачили жалкое, полуголодное существование. Сотни тысяч людей лишились жилищ, миллионы передвигались из одного района страны в другой в поисках работы. В каждом городе вырастали «поселки Гувера», состоящие из землянок и шалашей. В стране организовывались походы протеста безработных, ветеранов войны, разорившихся фермеров. Одним из наиболее трагических был поход ветеранов войны в Вашингтон летом 1932г., в котором участвовало более 25 тыс. человек. Его участники, расположившись лагерем под Вашингтоном, заявили, что они не оставят столицу США, пока конгресс не удовлетворит их требования о выплате пенсий. Правительство Гувера разогнало ветеранов, двинув против них войска, вооруженные пулеметами, пушками и танками.

В движение пришли тысяч фермеров. Летом 1932г. начались забастовки: фермеры прекращали продажу сельскохозяйственных продуктов торговым компаниям, поставлявшим в города молоко, масло, сыр и др. Весной 1933г. во всем центральном районе страны (от штата Небраска до границы с Канадой) происходили частные столкновения между фермерами и полицией, в которых на стороне последней выступали регулярные войска. «Вот к чему пришел хваленый капитализм Соединенных Штатов: пресловутый высокий уровень жизни резко упал, как только прошел период военной конъюнктуры; по этой же причине вся огромная промышленная машина была парализована, а народ голодал и мерз, не имея крова». Наряду с тяжелейшим внутренним положением страны под ударом оказались внешнеэкономические (торговые и финансовые), а также политические позиции США.

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. с наибольшей силой поразил главную страну капитализма США. Республиканская партия во главе с президентом Гувером не могла найти выхода из кризиса. Осенью 1932г., во время президентских выборов, избиратели заболатировали ее кандидата в президенты и отдали в большинстве свои голоса представителю демократической партии. Вновь избранный президент Франклин Делано Рузвельт вступил в должность 4 марта 1933г. , когда биржевая паника достигла своего апогея и выступления масс получили широкий размах. Сам президент признавал положение в стране крайне тяжелым и предупреждал о необходимости срочных мер, чтобы избежать полного краха капиталистического строя.

Президент, под решительный нажимом рабочих, фермеров, средней и мелкой буржуазии, с помощью группы экономистов и социологов, представил конгрессу множество «оздоровительных» законопроектов. За 100 дней работы первая сессия 73-го конгресса принял 70 законопроектов. Они и составили основу «нового курса».