Файл: Методические рекомендации для вожатых Калуга 2021 год 2 Содержание Цели и задачи в деятельности вожатого стр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ОТДЫХА «РАЗВИТИЕ»
Методические рекомендации для вожатых
Калуга 2021 год

2
Содержание
Цели и задачи в деятельности вожатого……………… ……………………. 3 стр.
Должностные обязанности вожатого………….…………………………….. 4 стр.
Заповеди вожатого ……………………………….………….……...……… …. 5 стр.
Взаимодействие вожатого с воспитанниками, с напарником и с родителями 7 стр.
Специфика и этапы организации смены…………………………………… 8 стр.
Организация отрядной деятельности……………………………………….. 9 стр.
Игры и тренинги ……………………………………………………………… 12 стр.
Организация отъезда…………………………………………………………. 13 стр.

3
Данные методические рекомендации (методика) разработаны для вожатых и воспитателей детских оздоровительных лагерей. Методика поможет вожатому систематизировать и актуализировать работу с детьми, найти общий язык со своим отрядом. В пособии есть практические советы, игры на все случаи лагерной жизни. Успех в работе вожатого зависит от самого вожатого, его гармоничной личности, моральных качеств и коммуникабельности.
Цели и задачи
Цели:
- организация активного отдыха и оздоровления детей.
- реализация знаний и творческих умений;
- гражданско-патриотическое воспитание детей.
На достижение целей направлены следующие задачи:

Оздоровительные:
- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Воспитательные:
- создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
- создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
- содействовать формированию активной жизненной позиции воспитанников;
- создание условий для воспитания культуры общения.

Образовательные:
- практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;

Развивающие:
- развитие способности созерцания окружающего мира;
- создание условий для развития координированности и коммуникативности детского коллектива.

4
Должностные обязанности вожатого
Вожатый в процессе организации деятельности детских оздоровительных лагерей является первоочередной фигурой, на которой строится детская оздоровительная компания, от него зависит организация отдыха ребят, жизнь и их здоровье.
К работе вожатого допускаются лица:
- достигшие 18-летнего возраста;
- прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере;
- осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря;
- в своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему воспитателю и старшему вожатому;
- рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.
Вожатый несет ответственность
:
1. Юридическую ответственность за выполнение инструкций «Об охране жизни и здоровья детей».
2. Персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей.
3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, совершение аморального проступка.
4. За соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
5. За нарушение Правил трудового распорядка, режима лагеря.
6. Материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
7. Вожатому запрещается:
- оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;
- самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения директора или старшего воспитателя;
- допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения директора лагеря;
- употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
- применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);
- пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.


5
Заповеди вожатого
В период работы вожатый для своих подопечных в отряде является главным человеком на этот очень важной ступени жизни детей и должен обладать следующими качествами: дисциплинированностью, ответственностью, инициативностью, работоспособностью, тактичностью, опрятностью, честностью, чуткостью.
Вожатый детского оздоровительного лагеря, обладающий всеми необходимыми качествами для работы с детьми, должен знать и уметь применять на практике следующие постулаты или заповеди:

Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома и руководствуйся идеологией и отношениямиуже установленными.

Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

Каждый имеет право высказывать свое мнение в коллективе.

Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

Умей удивлять и поражать ребят - вожатый должен быть интереснее кино.

Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

Ко всем сотрудникам лагеря относисьс уважением.

Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем.

Знай все о ребятах.

Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".

Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет истрогостью.

Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей.
Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.

Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.

Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.

Если ребенку плохо, поставь себя на его место.

Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.

Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.

Доверяй и тебе будут доверять.
После отдыха в лагере дети помнят отношение к ним, заботу о них, личный пример вожатого. Впечатление оставляют поступки, личные качества наставника. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, дружбу, сплочённость, творческие моменты лагерной смены. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, научить ребенка жить в коллективе.
Дети чувствуют уважение и заботу. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого.


6
Взаимодействие вожатого с воспитанниками, с напарником и с родителями
Чтобы достигнуть положительных результатов при организации детского отдыха, напарники для детей должны быть идеальной лаконичной парой (тройкой). Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия должны походить не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать. Отзовите в сторону и поговорите.
Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны.

Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал
«нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим.

Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.

На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!

Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)

Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых. Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.
Как разговаривать с детьми
Руководствуясь основными правилами поведения с детьми вожатый обязан на качественном уровне уметь общаться с ребятами, тем самым устанавливая полное взаимопонимание для улучшения воспитательного процесса и комфортной адаптации детей в лагере.
Важно:
1. Проявлять терпение
2. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
3. Вожатый должен проявлять неподдельный интерес к рассказам ребят
4. Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.
5. На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.
"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ
 выяснение отношений между вожатыми;
 обсуждение детей;
 обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
 решение вопросов личного характера.


7 6. Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом.
7. Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.
Вожатый - это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить.
Как разговаривать с родителями
Общение вожатого и родителей детей это важнейшая составляющая вожатской деятельности. Чтобы разговор получился лаконичным и продуктивным надо следовать определенным рекомендациям:
1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать.
Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
3. Выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, проблема может быть раскрыта и исчерпана.
6. Если проблема актуальна, то попытайтесь ее решить совместными усилиями с родителями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»
«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…». Родители, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте ихочень внимательно.
7. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка!
8. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо
Вам».


8
Специфика и этапы организации смены
Период
Задачи
Основное содержание
Позиция вожатого
Основные итоги
О
р г
а н
и з
а ц
и о
н н
ы й
1.Познакомить ребят друг с другом и лагерем
2.Создать доброжелательную атмосферу для создания детского коллектива
3.Создать условия для раскрытия способностей каждого
4.Выявить лидеров, интересы, спланировать совместную жизнедеятельность
1.Игры на знакомство
2.Принятие основных законов и правил жизни лагеря
3.КТД на раскрытие творческих способностей и интересов
4.Отрядные огоньки (свечки)
5.Творческие представления вожатского отряда
Самоуправления пока нет, поэтому вожатый непосредственно руководит отрядом.
Ведущая позиция – позиция организатора
К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд – самый лучший, мои вожатые- самые лучшие, мне здесь будет интересно.
Период заканчивается коллективным планированием и открытием смены
О
с н
о в
н о
й
1.Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества
2.Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый день
3.Строить деятельность отряда на принципах самоуправления
4.Создавать отрядные традиции
5.Заботиться о сплочении детского коллектива
1.Проведение работы по общелагерному и отрядному плану
2.Игры, конкурсы, спортивные соревнования, тематические дни,
КТД и др.
3.Работа творческих мастерских
(кружков)
Вожатый руководит отрядом опосредованно – через органы самоуправления.
Позиция вожатого – позиция старшего товарища.
Все дела подготавливаются и проводятся совместно.
Вожатый направляет и координирует деятельность ребят
Осуществление всех планов: закрепление общелагерных и отрядных мероприятий.
Коллектив лагеря управляем. Все ребята любят собираться вместе, петь песни, играть
(отрядные мероприятия,
«Огоньки»).

9
З а к
л ю
ч и
т е
л ь
н ы
й
1.Создать атмосферу дружеского прощания
2.Отметить каждого ребенка за вклад в жизнь лагеря
3.Подвести итоги лагерной смены
4.Подготовить сюрпризы друг другу и лагерю
1.Итоговые выставки, соревнования
2.Итоговые выступления отрядов, мастерских
3.Прощальный концерт вожатых
4.Прощальный костер или огоньки
Вожатый – старший друг, ему можно доверить тайны, спросить совета.
Позиция вожатого – коммуникативная.
Он создает теплую дружескую атмосферу с оттенком легкой грусти, связанной с расставанием.
Решены все поставленные перед началом смены задачи.
Подведены итоги всех проведенных дел.
Оценка деятельности отрядов и вожатых.
Вручены награды и отрядные дипломы
 Период организационный - первые 1-3 дня.
 Период основной - между организационным и заключительными периодами.
 Период заключительный - последние 2-4 дня перед отъездом.
Организация отрядной деятельности
Отряд под руководством вожатого в первые дни смены должен придумать название, девиз, подобрать речевку, песню, оформить отрядное место. Это важнейшие организационные мероприятия способствующие сплочению коллектива и определяющие вектор дальнейшей работы ребят, ориентируя их на активный отдых в лагере.
Название и девиз отряда должны:
- соответствовать возрасту детей;
- быть содержательными;
- отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или ихстремления.
Название отряда должно нравиться ребятам и отражать характер отряда какединого коллектива, объединенного общей идеей.
Девиз отряда это краткое выражение, которому отряд следует в своей деятельности на протяжении всей смены. Девиз обычно произносится на линейках, выступлениях, праздниках (где это требуется) наряду с именем – названием.
Эмблема отряда или рисунок, графический символ, который отражает сущность отряда, проявляющуюся в его названии, девизе, профильности.
Варианты названий и девизов для разного возраста детей
Варианты названий и девизов для младших отрядов:
«Черепашки» – Тише едешь – дальше будешь.
«Радуга» – Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
«Улыбка» – Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс! Вместе веселей!
«ШОК» – Шумные! Озорные! Киндеры!
«Веселые ребята» – Быть веселым – это значит привлекать всегда удачу!
«Веснушки» – Солнца лучик любит нас. Мы «Веснушки» – суперкласс.