Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплинам Базы данных и системы управления базами данных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 8.
Осипов Д. Л. Технологии проектирования баз данных / Д. Л. Осипов
– Под ред. Мовчан Д. А. – М.: Изд. ДМК-Пресс, 2019 – 498с.
9.
Форта Бен. Язык T-SQL для Microsoft SQL Server за 10 минут. / Бен
Форта. – М.: Издательство: Вильямс, 2017. – 384 с.
10. Нестеров
С.А. Базы данных. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / С.А. Нестеров. – М.: Издательство «Юрайт»,
2016. – 230 с.
11. Грофф, Джеймс Р., Вайнберг, Пол Н., Оппелъ, Эндрю Дж. SQL: полное руководство / 3-е изд. : Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2015. –
960с.
12. Фаулер, Мартин, Садаладж, Прамодкумар Дж. NoSQL: новая методология разработки нереляционных баз данных / Пер. сангл. – М.: ООО
«И.Д. Вильямс», 2013. – 192 с.
13. Бондарь А. Г. Microsoft SQL Server 2014 / А.Г. Бондарь. – СПб.: БХВ-
Петербург, 2015. – 592 с.
14. Ян Робинсон. Графовые базы данных. Новые возможности для работы со связанными данными / Ян Робинсон. – М.: Издательство ДМК Пресс, 2015. –
256 с.
15. Гринченко, Н. Н. Базы данных : разработка клиентских приложений на платформе .NET : учебник для студентов вузов / Н. Н. Гринченко, А. Ю.
Громов, А. В. Благодаров. – М.: издательство КУРС, 2020. – 287 с.
16. Введение в MongoDB. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://metanit.com/nosql/mongodb/1.1.php
. – Свободный доступ. Загл. с экрана.
17. Калашян А. Н. Структурные модели бизнеса : DFD-технологии / А. Н.
Калашян, Г. Н. Калянов ; под ред. Г. Н. Калянова. – М. : Финансы и статистика,
2010.
18. Базы данных. SQL Server. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru-ru/sql/relational- databases/databases/databases?view=sql-server-ver15
. – Свободный доступ. Загл. с экрана.
19. Введение в базы данных. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/toc.html
. – Свободный доступ.
Загл. с экрана.
20. Основы работы с MySQL Workbench: быстрый старт, управление схемой данных. Блог mithrandir.ru. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://mithrandir.ru/professional/soft-and-hardware/mysql-workbench-basics.html
. –
Свободный доступ. Загл. с экрана.
21. Пошаговое руководство. Создание n-уровневого приложения для данных. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru- ru/visualstudio/data-tools/walkthrough-creating-an-n-tier-data-application?view=vs-
2019
. – Свободный доступ. Загл. с экрана.
22. Создание простого приложения для работы с данными с помощью
ADO.NET. [электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru-

20
ru/visualstudio/data-tools/create-a-simple-data-application-by-using-adonet?view=vs-
2019
. – Свободный доступ. Загл. с экрана.
23. Создание базы данных и добавление таблиц в Visual Studio.
[электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru- ru/visualstudio/data-tools/create-a-sql-database-by-using-a-designer?view=vs-2019
. –
Свободный доступ. Загл. с экрана.


21
Приложение 1
Варианты заданий для выполнения курсовой работы
Описания предметных областей для разработки баз данных
1. Автоматизированная информационная система «Индивидуальный
план преподавателя»
Описание предметной области.
Для каждого преподавателя (ФИО, Год рождения, Домашний адрес,
Контактные телефоны) высшего учебного заведения (Код, Название, Краткое название) на каждый учебный год (Год начала учебного года, Год окончания учебного года) формируется индивидуальный план. В индивидуальном плане отражается общий объем работ преподавателя, который он должен выполнить в течение учебного года. Учет работ ведется по следующей форме:

Наименование работы
План
Факт
Осенний семестр
Весенний семестр
Осенний семестр
Весенний семестр
В течение учебного года преподаватель выполняет следующие виды работ
(Код, Название Краткое название): «Учебная работа», «Учебно-методическая работа», «Научно-методическая работа», «Научно-исследовательская работа»,
«Организационно-методическая работа», «Внеучебная работа со студентами»,
«Прочие виды работ». Необходимо вести учет в часах (целых и долях часов) объем запланированных и фактически выполненных объемов работ для каждого преподавателя по семестрам. Для каждого преподавателя также необходимо фиксировать место работы – факультет (Код, Название, Краткое название), кафедра (Код, Название, Краткое название), занимаемую должность (Код,
Название, Краткое название), время работы в этой должности (Дата начала, Дата окончания, Ставка, Дата избрания на должность), кем является преподаватель – штатным сотрудником или совместителем. Также для преподавателя фиксируются:
- ученая степень (Код, Название, Краткое название) – доктор, кандидат; каких наук (Код, Название, Краткое название) – технических, экономических и т.п.; год присуждения;
- ученое звание (Код, Название, Краткое название) – профессор, доцент, с.н.с. и т.п.; год присуждения звания.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- формирование для каждого преподавателя итоговой суммы (в часах) запланированных и выполненных объемов работ по семестрам;

22
- список преподавателей, у которых фактическое значение выполненных работ превышает плановое (факультет, кафедра, ФИО, уч.степень, уч.звание, должность, семестр, кол-во перевыполненных объемов работ);
- список преподавателей заданной кафедры, имеющих заданную ученую степень на заданную дату.
2. Автоматизированная информационная система «Обслуживание
заказов клиентов»
Описание предметной области.
Предприятие (Код, Название, Краткое название) осуществляет доставку разных товаров (Код, Название, Краткое название) населению. Прием заказов от населения осуществляет специальная служба (Код, Название, Краткое название) предприятия.
Для того чтобы стать потребителем услуг предприятия каждый абонент должен зарегистрироваться, при этом фиксируются его ФИО, адрес, телефон и паспортные данные (Серия, Номер, Дата выдачи, Кем выдан). Каждый абонент в течение дня может сделать несколько заказов (Дата, Время), заказу присваивается номер.
В каждом заказе может содержаться несколько товаров, для каждого указывается количество товара, единица измерения (Код, Название, Краткое
Название), цена за единицу товара, общая стоимость товара. Заказ также имеет итоговую сумму. При формировании бланка заказа, который будет подписан абонентом при получении товара фиксируется, оплачен заказ, или абонент получает товар в кредит. Также на бланке заказа указывается: реквизиты предприятия (название, адрес, контактные телефоны); ФИО и должность оператора, приявшего заказ; ФИО, должность сотрудника, доставившего заказ.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- список товаров (код, наименование), пользующихся наибольшим спросом (максимальное количество позиций заказов) у населения за заданный период;
- динамика изменения стоимости заданного товара за заданный период по месяцам;
- список наименований улиц, на которых проживают абоненты предприятия по убыванию числа абонентов.
3. Автоматизированная информационная система «Прохождение
преддипломной практики студентами вуза»
Описание предметной области.
Студенты высшего учебного заведения (Код, Название, Краткое название) в период подготовки дипломной работы (проекта) проходят преддипломную практику. Для каждого студента (Номер зачетной книжки, ФИО), обучающегося на определенной специальности (Код, Название, Краткое название), факультете


23
(Код, Название, Краткое название), форме обучения (Код, Название, Краткое название) фиксируется место прохождения преддипломной практики – предприятие (Код, Название, Краткое название), адрес предприятия, ФИО, должность руководителя от вуза, ФИО, должность руководителя от предприятия, срок прохождения практики (Дата начала, Дата окончания). В базе данных также необходимо вести данные о сроках защиты практики для каждой группы, оценке, полученной студентом за практику. При вводе данных о месте прохождения практики для каждого студента необходимо помечать – планирует ли студент в дальнейшем работать на данном предприятии, варианты ответов - да, нет, не знаю.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- количество студентов, проходивших практику на заданном предприятии в заданный период;
- перечень предприятий (название, адрес) по алфавиту, на которых проходили преддипломную практику студенты заданной специальности за заданный период;
- на заданную дату список студентов заданной специальности и потока (год обучения), не имеющих оценку за практику.
4. Автоматизированная информационная система «Лицензионное
программное обеспечение организации»
Описание предметной области.
Необходимо вести учет и анализ информации о лицензионном программном обеспечении (ПО), установленном на компьютерах организации
(Код, Название, Краткое название). Для каждого компьютера фиксируется инвентарный номер, тип (рабочая станция или сервер), местоположение – в каком подразделении (Код, Название, Краткое название) организации компьютер установлен. Компьютеры могут передаваться из подразделения в подразделение, при этом необходимо знать сроки (Дата начала, Дата окончания) нахождения компьютера в подразделении и на основании какого документа он перемещается (Номер документа, Дата документа), тип этого документа (приказ, распоряжение и т.п.). При установке лицензионного ПО фиксируется, куда установлено ПО – на какой компьютер, название продукта, его тип (среда разработки прикладных программ, среда администрирования БД, операционная система, антивирусная программа и т.п.), фирма производитель, срок действия лицензии (Дата начала, Дата окончания), дата установки, цена за единицу ПО.
При этом также необходимо фиксировать информацию об организации, продавшей программное обеспечение – название, адрес, контактные телефоны, адрес сайта.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список подразделений, на компьютерах которых установлено не лицензионное ПО;


24
- список лицензионного ПО, количество лицензий на это ПО (по убыванию) на заданную дату;
- список подразделений, количество компьютеров у подразделения (по убыванию) на заданную дату.
1   2   3   4

5. Автоматизированная информационная система «Арендная плата за
нежилые помещения»
Описание предметной области.
Организация (Код, Название, Краткое название, Адрес, Контактные телефоны, электронный адрес) сдает в аренду помещения. Каждое помещение характеризуется следующими показателями:
- адрес;
- площадь – кв.м.;
- площадь подвала – кв.м. (при наличии);
- коэффициент подвала – значение от 0 до 1;
- коэффициент технического обустройства помещения (КТ) – значение от
1 до 2.
Арендная плата зависит от базовой ставки за 1 кв.м. (в рублях), которая утверждается документом (Номер, Дата) агентства Госкомимущества России.
Формула расчета месячной арендной платы (МАП):
МАП = (базовая ставка/12 * площадь помещения + базовая ставка/12 * площадь подвала * коэффициент подвала) * КТ.
При изменении базовой ставки МАП изменяется со следующего месяца после даты изменения ставки. Оплата производится ежемесячно.
Договор об аренде может заключаться как с организациями
(Юридическими лицами), так и с физическими лицами. В договоре об аренде помещения, имеющего номер, дату фиксируется дата начала аренды, дата заключения аренды. Для юридического лица в БД заносятся название, адрес,
ИНН, номер и дата лицензии о деятельности. Для физического лица – ФИО, паспортные данные (Серия, Номер, Дата выдачи, Кем выдан), ИНН и адрес.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- итоговая сумма оплат за текущий месяц (на заданную дату);
- список арендаторов (тип, название, адрес и другие характеристики арендуемого помещения) на текущую дату;
- список помещений, не сданных в аренду на текущую дату.
6 Автоматизированная информационная система «Списание
основных средств»
Описание предметной области.
Основные средства - это имущество организации, предприятия со сроком полезного использования. На предприятии (Код, Название, Краткое название) имеется перечень основных средств разного типа (мебель, вычислительная

25
техника, оборудование, инструменты и т.п.), закрепленных за подразделениями предприятия. Закрепление осуществляется на основании определенного документа, имеющего номер, дату, в нем указан срок закрепления средства за подразделением. При списании имущества предприятия создается комиссия, в которую входят руководитель предприятия, главный бухгалтер, главный инженер, главный энергетик, главный механик, руководитель подразделения, где находится средство, материально ответственный в подразделении. При списании средства формируется документ, имеющий номер, название, дату и подписи членов комиссии. В каждом документе может быть указано сразу несколько списываемых средств, для каждого указывается:
- инвентарный номер;
- название;
- принадлежностью к типу;
- дата постановки на учет в подразделении;
- плановый срок эксплуатации (год, месяц);
- балансовая стоимость (в рублях), определяемая при постановке средства на учет.
Для каждого средства также указывается дефект, ставший причиной списания (Код, Название) – износ, поломка, не имеющая восстановления, утрата и др.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список (наименование) средств, закрепленных за каждым подразделением, балансовая стоимость средства;
- динамика списания средств заданного наименования (количество) за заданный период по месяцам;
- на заданную дату список комиссии по списанию.
7. Автоматизированная информационная система «Аттестация
сотрудников предприятия»
Описание предметной области.
Предприятие (Код, Название, Краткое название) периодически проводит аттестацию сотрудников на соответствие ими занимаемой должности. Каждый сотрудник за время работы может проходить несколько аттестаций.
Для проведения аттестации (Дата) необходима следующая информация:
ФИО сотрудника, дата рождения, место работы (Код, Название, Краткое название) подразделения, занимаемая должность (Код, Название, Краткое название), ставка, дата начала работы, дата окончания работы контракта), название, номер и дата приказа о назначении на должность. Необходимы также следующие сведения:
- сведения об образовании – какое заведение окончил, документ об образовании, квалификация по образованию (инженер, учитель, экономист);
- дата начала трудового стажа;
- дата начала стажа по специальности;