Файл: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплинам Базы данных и системы управления базами данных.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список подразделений предприятия (наименование) и перечень занимаемых им помещений – номер, тип;
- список, отображающий иерархию (дерево) подчинения подразделений предприятия;
- динамика изменения количества площадей помещений у заданного подразделения за заданный период – количество по годам.
17 Автоматизированная информационная система «Скорая помощь»
Описание предметной области.
Лечебное учреждение (Код, Название, Краткое название, Адрес,
Контактные телефоны) оказывает скорую медицинскую помощь населению. В учреждении имеется штат сотрудников, о которых необходимо хранит следующие сведения:
- табельный номер;
- ФИО; дата рождения, пол;
- должность, дата начала работы в данной должности, дата окончания, ставка.
Работа в учреждении круглосуточная – сотрудники работают по 24 часа с последующими выходными днями. Необходимо знать, в какой смене и бригаде
- на заданную дату список подразделений предприятия (наименование) и перечень занимаемых им помещений – номер, тип;
- список, отображающий иерархию (дерево) подчинения подразделений предприятия;
- динамика изменения количества площадей помещений у заданного подразделения за заданный период – количество по годам.
17 Автоматизированная информационная система «Скорая помощь»
Описание предметной области.
Лечебное учреждение (Код, Название, Краткое название, Адрес,
Контактные телефоны) оказывает скорую медицинскую помощь населению. В учреждении имеется штат сотрудников, о которых необходимо хранит следующие сведения:
- табельный номер;
- ФИО; дата рождения, пол;
- должность, дата начала работы в данной должности, дата окончания, ставка.
Работа в учреждении круглосуточная – сотрудники работают по 24 часа с последующими выходными днями. Необходимо знать, в какой смене и бригаде
33
работает тот или иной сотрудник. Закрепление в бригаду осуществляется на основании внутреннего приказа, имеющего номер и дату. В каждой позиции приказа указывается, что конкретный сотрудник с даты 1 по дату 2 работает в бригаде с заданным номером.
Необходимо вести учет сведений о выездах бригад на вызовы. Каждый вызов определяется датой, временем выезда и адресом. Пациент, которому оказывается помощь, может быть описан следующими данными ФИО, возраст
(примерный), первоначальный диагноз. Необходимо также знать ФИО и должности сотрудников выехавшей на вызов бригады (включая водителя и диспетчера). Необходимо также хранить небольшое текстовое описание принятых бригадой мер. Если больной был госпитализирован, либо получил направление на госпитализацию, также необходимо знать в какое учреждение он был направлен (название, адрес). При возвращении бригады фиксируется время прибытия.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список выездов всех бригад учреждения (номер выезда, время, номер бригады, принятые меры);
- на заданную дату описание самого длительного выезда;
- на заданную дату список заданной бригады (табельный номер, ФИО, должность).
18 Автоматизированная информационная система «Ресторанное
меню»
Описание предметной области.
На предприятии, занимающемся ресторанной деятельностью необходимо вести учет рецептуры блюд, выпускаемым предприятием, формирование ежедневного меню. Для каждого блюда (рецепта) фиксируются:
- номер, название, краткое название;
- дата создания блюда, ФИО, дата рождения автора. Если авторов несколько – фиксируется главный.
Для каждого ингредиента, входящего в блюда фиксируется:
- номер, название, краткое название;
- количество в заданных единицах измерения (шт., гр., кг), необходимое для приготовления блюда;
- количество калорий, белков, углеводов на 100 грамм ингредиента.
На каждый день на предприятии формируется меню, включающие следующие данные:
- название предприятия;
- дата;
- список блюд по категориям – закуски, супы, блюда из мяса, рыбы и т.п.
Ежедневно также фиксируется количество заказанных из предложенного меню блюд.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список блюд заданной категории;
34
- на заданную дату необходимое количество заданного ингредиента в соответствии с меню;
- за заданный период список блюд, пользующихся наибольшей популярностью.
19 Автоматизированная информационная система «Изучение спроса
на заданный товар»
Описание предметной области.
О каждом предприятии или организации, информация о которой фиксируется в БД, необходимо хранить следующее: название предприятия
(организации), юридический адрес, контактные телефоны, электронный адрес, адрес сайта предприятия, ФИО контактного лица. Всё это указывается в рекламном листе (прайс-листе), выпускаемом предприятием товара. В прайс- листе указывается дата выпуска листа, реквизиты предприятия, выпускающего товар и список выпускаемых товаров. Каждый товар характеризуется артикулом, названием, ценой за единицу (на дату, указанную в листе), представляемым количеством. В каждом прайс-листе, как правило, содержится много позиций с описанием разных товаров.
В БД также необходимо хранить информацию о потенциальных клиентах заказчиках товара. Для каждого клиента фиксируются:
- для юридических лиц – код, название, краткое название, ИНН, адрес, контактные телефоны, электронный адрес, ФИО контактных лиц;
- для физического лица – ФИО, адрес, паспортные данные (серия, номер, дата выдачи, кем выдан), ИНН.
Также необходимо хранить информацию о заказах клиентов:
- номер, дата заказа;
- позиции заказа, в каждой из которых указывается: номер, название товара, количество требуемого товара.
Необходимо осуществлять следующую обработку данных:
- на заданную дату список клиентов, заказавших товар заданного наименования, требуемое количество товара;
- на заданную дату список товаров заданной категории с указанием цены;
- на заданный период динамика изменения стоимости заданного товара – стоимость по декадам.
35
Приложение 2
Формализованное описание предметной области
Таблица П.2.1– Классы объектов и свойства
Объект \ Свойство Ключ
Тип свойства Ограничения
Процессы
Обязательно сть
1 2
3 4
5 6
Улица
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Тип улицы
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Населённый пункт
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Тип населённого пункта
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Адрес
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Номер дома
Числовой
Целое > 0
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Корпус
Числовой
Целое > 0
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
Квартира
Числовой
Целое > 0
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
Предприятие
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Тип услуги
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
36
Продолжение таблицы П.2.1
Объект \ Свойство Ключ
Тип свойства Ограничения
Процессы
Обязательно сть
1 2
3 4
5 6
Услуги
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Парк
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Зона
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Должность
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Тип полива
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Вид растения
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Полив
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Время
Время
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Норма
Числовой
Целое > 0
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Растение
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Название
УК2
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Дата посадки
Дата
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
37
Продолжение таблицы П.2.1
Объект \ Свойство Ключ
Тип свойства Ограничения Процессы
Обязательно сть
1 2
3 4
5 6
Возраст
Числовой
Целое > 0
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
Физическое лицо
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Фамилия
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Имя
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Отчество
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Телефон
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
Документ об образовании
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Серия
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Название
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Дата
Дата
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Договор о работе
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Серия
Символьный
Не более 30
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Дата начала
Дата
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
Дата окончания
Дата
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
Ставка
Числовой
>0
Ввод, Просм.,
Корр.
М.Б.
График работы
Номер
УК1,
ПК
Числовой
Целое > 0
Генер., Просм.
Д.Б.
Дата
Дата
Ввод, Просм.,
Корр.
Д.Б.
В таблице 1 использовались следующие сокращения: генер – генерация; корр – корректировка; просм – просмотр; ПК – первичный ключ; УК – уникальный ключ; Д.б. – должен быть; М.б. – может быть.
38
Таблица П.2.2 – Связи между классами
Связь классов объектов
Название связи со стороны классов объектов
Тип связи со стороны класса объекта
Опциональ- ность связи класса объекта
Главный
Подчиненный
Главного
Подчинен ный
Глав- ного
Подч
Глав- ного
Подч
1 2
3 4
5 6
7 8
Тип улицы
Улица имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Тип населённого пункта
Населённый пункт имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Населённый пункт
Адрес имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Улица
Адрес имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Парк
Адрес имеет соответст вует
1 1
М.б.
Д.б.
Предприятие
Адрес имеет соответст вует
1 1
М.б.
Д.б.
Предприятие услуги имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Тип услуги услуги имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Физическое лицо
Адрес имеет соответст вует
1 1
М.б.
Д.б.
Физическое лицо
Документ об образовании имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Физическое лицо
Договор о работе имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Должность
Договор о работе имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Парк
Зона имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Зона
Растение имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Растение
Полив имеет соответст вует
1 1
М.б.
Д.б.
Тип полива полив имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Растение
График работ имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
Договор о работе
График работ имеет соответст вует
1
М
М.б.
Д.б.
В таблице 2 использованы сокращения: м.б. – может быть; д.б. – должно быть; КО – класс объектов, главн. – главный; подч. – подчиненный.
39
Приложение 3
Сравнительные характеристики некоторых СУБД
Параметр
СУБД
Oracle
MS SQL Server
Interbase
Access
1 2
3 4
5
Название, версия, фирма производитель.
Поддерживаемые операционные системы.
Требования к аппаратному обеспечению.
Направление разработки.
Поддерживаемая модель данных.
Формат файла БД.
Поддерживаемые объекты БД.
Оптимальный размер БД.
Реализация прав доступа.
Наличие встроенных средств создания резервной копии БД и восстановления БД.
Наличие средств формирования отчетов из БД.
Возможность создания локальной БД.
Технология создания БД и объектов БД.
Поддержка сервера БД.
Поддержка языковых сред.
Средства поддержки ограничения целостности БД.
Удобство разработки и администрирования.
Поддержка многопроцессорности.
Поддержка экспорта и импорта данных других форматов.
Поддержка работы в кластере.
Сложность или простота работы с СУБД.
40
Приложение 4
Рисунок П.4.1 – Схема данных (пример)
41
Приложение 5
Примеры SQL запросов
Показать имя, офис и объем продаж каждого служащего
SELECT name, city
FROM salesreps LEFT JOIN offices ON salesreps.rep_office=offices.office;
Какова средняя стоимость заказа?
SELECT AVG (amount)
FROM orders
Показать цену, количество на складе и общее количество заказанных единиц для
каждого наименования товара, если для него общее количество заказанных
единиц превышает 75% от количества товара на складе.
SELECT description, price, qty_on_hand, SUM(qty)
FROM products, orders
WHERE mfr=mfr_id And product=product_id
GROUP BY mfr_id, product_id, description, price, qty_on_hand
HAVING SUM(qty)>(0.75*qty_on_hand)
ORDER BY qty_on_hand DESC;
Вывести список офисов, для которых плановый объем продаж превышает
сумму плановых объемов продаж всех служащих.
SELECT city
FROM offeces
WHERE target > (SELECT SUM(quota)
FROM salesreps
WHERE rep_office = office).
Вывести список служащих тех офисов, где фактический объем продаж
превышает плановый.
SELECT name
FROM salesreps
WHERE rep_office IN (SELECT office
FROM offices
WHERE sales > target);
Добавить информацию о новом служащем Генри Якобсене.
INSERT INTO salesreps (name, age, empl_num, sales, title, hire_date, rep_office)
VALUES (‘Henry Jacobsen’, 36, 111, 0.00, ‘Sales Mgr’, ‘25-JUL-90’, 13)
42
Скопировать старые заказы в таблицу
OLDORDERS
.
INSERT INTO oldorders (order_num, order_date, amount) SELECT order_num, order_date, amount
FROM orders
WHERE order_date < ‘01-jan-90’
Удалить информацию о Генри Якобсоне
DELETE FROM salesreps
WHERE name = 'Henry Jacobsen'
Увеличить лимит кредита для компании Acme Manufacturing до $60000 и закрепить
ее за Мэри Джонс (идентификатор 109).
UPDATE customers
SET credit_limit = 60000.00, cust_rep = 109 WHERE company = ‘Acme Mfg’.
Увеличить на $5000 лимит кредита для тех клиентов, которые сделали заказ на
сумму более $25000.
UPDATE customers
SET credit_limit = credit_limit + 5000.00
WHERE cust_num IN (SELECT DISTINCT cust
FROM orders
WHERE amount > 25000.00)
43
Учебное издание
Горбачев Дмитрий Владимирович
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы