Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку Занимательный русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи программы:
развитие лингвистических компетенций учащихся;
формирование любви и уважения к русскому языку;
развитие познавательных способностей младших школьников;
развитие творческих способностей младших школьников;
расширение кругозора учащихся.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
-
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
развитие речи;
развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Особенности программы «Занимательный русский язык» Программа «Занимательный русский язык» позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Содержание занятий в 1 классе.
Тема 1. Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Тема 2. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
Тема 3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Тема 4. Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Тема 5. Звуки и буквы – не одно и то же
-
чем заключается различие между звуками и буквами
Тема 6. Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Тема 7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Тема 8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Тема 9. Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Тема 10. Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Тема 11. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Тема 12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Тема 13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Тема 14. Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Тема 15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Тема 16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Тема 17. Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Тема 18. Поговорим о предложении
7
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
Тема 19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Тема 20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Тема 21. Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Тема 22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Тема 23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Тема 24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
Тема 25. О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки,
-
о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
Тема 26. О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Тема 27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Тема 29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Тема 30. Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Тема 31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Тема 32. Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в
предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Тема 33. Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 1класс
№ | Тема | Кол-во | Дата | | ||
п/п | | часов | | | | |
| план | факт | | |||
| | | | |||
| Наш помощник - язык (4 часа) | | | | ||
1 | Речь устная и письменная. | 1 | | | | |
2 | Что такое слово? | 1 | | | | |
3 | В мире звуков. | 1 | | | | |
4 | Игротека. | 1 | | | | |
| В мире слов и звуков (10 часов) | | | | ||
5 | Звуки и буквы – не одно и то же. | 1 | | | | |
6 | Что такое метограммы? | 1 | | | | |
7 | Жили были гласные и согласные. | 1 | | | | |
8 | Игротека. | 1 | | | | |
9 | Волшебник Ударение. | 1 | | | | |
10 | Такие разные согласные. | 1 | | | | |
11 | Такие разные, разные согласные. | 1 | | | | |
12 | Игротека. | 1 | | | | |
13 | Русские народные загадки. | 1 | | | | |
14 | Зачем шипят шипящие? | 1 | | | | |
| Живые буквы (19 часов) | | | | | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | 1 | | | | |
16 | Игротека. | 1 | | | | |
17 | Привет, пословица! | 1 | | | | |
18 | Поговорим о предложении. | 1 | | | | |
19 | Еще немного о предложении. | 1 | | | | |
20 | Игротека. | 1 | | | | |
21 | Знакомимся с анаграммами. | 1 | | | | |
22 | Что такое текст? | 1 | | | | |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | 1 | | | | |
24 | Игротека. | 1 | | | | |
25 | О безударных гласных | 1 | | | | |
26 | О парных звонких и глухих согласных | 1 | | | | |
27 | Слова – приятели. | 1 | | | | |
28 | Игротека. | 1 | | | | |
29 | Слова – неприятели. | 1 | | | | |
30 | Волшебное слово предлог. | 1 | | | | |
31 | Что за зверь такой - фразеологизм? | 1 | | | | |
32 | Игротека. | 1 | | | | |
33 | Учимся различать слова разных частей речи. | 1 | | | | |
| | | | | |