Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку Занимательный русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.
Цель программы: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи программы:

развитие лингвистических компетенций учащихся;

формирование любви и уважения к русскому языку;

развитие познавательных способностей младших школьников;

развитие творческих способностей младших школьников;

расширение кругозора учащихся.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект


  • Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения;

формирование и развитие общеучебных умений и навыков; формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект

развитие речи;

развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект

воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Особенности программы «Занимательный русский язык» Программа «Занимательный русский язык» позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Содержание занятий в 1 классе.

Тема 1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
Тема 2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.
Тема 3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
Тема 4. Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
Тема 5. Звуки и буквы – не одно и то же

  • чем заключается различие между звуками и буквами


Тема 6. Что такое метограммы?

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
Тема 7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
Тема 8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
Тема 9. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
Тема 10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
Тема 11. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные
Тема 12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
Тема 13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
Тема 14. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
Тема 15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
Тема 16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
Тема 17. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
Тема 18. Поговорим о предложении

7

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.


Тема 19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
Тема 20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Тема 21. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
Тема 22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
Тема 23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
Тема 24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
Тема 25. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки,


  • о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.


Тема 26. О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
Тема 27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
Тема 28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
Тема 29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
Тема 30. Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
Тема 31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
Тема 32. Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в
предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
Тема 33. Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» 1класс




Тема

Кол-во

Дата




п/п




часов













план

факт



















Наш помощник - язык (4 часа)










1

Речь устная и письменная.

1










2

Что такое слово?

1










3

В мире звуков.

1










4

Игротека.

1













В мире слов и звуков (10 часов)










5

Звуки и буквы – не одно и то же.

1










6

Что такое метограммы?

1










7

Жили были гласные и согласные.

1










8

Игротека.

1










9

Волшебник Ударение.

1










10

Такие разные согласные.

1










11

Такие разные, разные согласные.

1










12

Игротека.

1










13

Русские народные загадки.

1










14

Зачем шипят шипящие?

1













Живые буквы (19 часов)













15

Познакомьтесь: алфавит!

1










16

Игротека.

1










17

Привет, пословица!

1










18

Поговорим о предложении.

1










19

Еще немного о предложении.

1










20

Игротека.

1










21

Знакомимся с анаграммами.

1










22

Что такое текст?

1










23

Что мы пишем с большой буквы?

1










24

Игротека.

1










25

О безударных гласных

1










26

О парных звонких и глухих согласных

1










27

Слова – приятели.

1










28

Игротека.

1










29

Слова – неприятели.

1










30

Волшебное слово предлог.

1










31

Что за зверь такой - фразеологизм?

1










32

Игротека.

1










33

Учимся различать слова разных частей речи.

1