Файл: Практическое 4 Психология темперамента, характера и способностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое №4: «Психология темперамента, характера и способностей»
-
Понятие о темпераменте (определение, теории, проявление,психологические хар-ки, портреты, структура, учёт в обучении, в трудовой дея-ти и в семейной жизни)
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Темперамент представлен индивидуальными свойствами психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида. Они включают особенности поведения и степень равновесия реакций на жизненные воздействия. Как правило, темперамент рассматривается с позиции биологической подструктуры личности, поскольку он является ее фундаментом и проявляется через различную силу и глубину эмоций, эмоциональную впечатлительность, энергичность действий. В индивидуальном плане темперамент можно отразить с помощью устойчивых особенностей психической жизни индивида. Не существует хорошего или плохого темперамента, так как каждый из них обладает своими положительными сторонами. Способности человека не зависят от темперамента. Мы это можем увидеть на примере двух великих людей: А. С. Пушкина (холерик), М. И. Глинки (меланхолик). Считается, что свойства темперамента обусловлены биологически. Они являются врожденными. Тем не менее, их воздействие на формирование и развитие характера (поведения) индивида огромно. Темперамент во многом предопределяет поступки человека, включая его индивидуальные проявления. По этой причине его невозможно рассматривать в отдельности от личностных свойств.
Принято выделять следующие основные свойства темперамента.
• Сензитивность или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает
• Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Люди различаются по степени выраженности реакций на одинаковые внешние или внутренние стимулы.;
• Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, как он преодолевает препятствия на пути к поставленной цели;
• Пластичность / ригидность. Противоположные св-ва, которые проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к меняющимся условиям и внешним воздействиям или, наоборот, инертно, с трудом меняя свои привычки и суждения;
• Темп реакций. Характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов
Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникнет;
• Интроверсия / экстраверсия. Противоположная пара свойств, определяющих, чем обусловлены реакции и поведение человека: собственными представлениями, образами, мыслями, связанными с прошлым и возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт).
Названные свойства темперамента отличаются от других сфер личности (способностей или мотивационной сферы) по ряду признаков:
• динамичность • устойчивость
• онтогенетическая «первичность» - свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве
• статистическая частота их проявления
• признак максимальности;
• обусловленность генотипическими свойствами нервной системы – все перечисл. характеристики непосредственно зависят от врожденных особенностей нервной деятельности.
Структура темперамента
В структуре темперамента принято выделять три основных компонента:
активность – пассивность, которая проявляется во всех сферах жизни индивида (на работе, в школе, дома, во время отдыха) и может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;
эмоциональность - безэмоциональность: частота и сила эмоциональных реакций в ответ на ситуации-стимулы. Определяет особенности возникновения, протекания и угасания эмоций, их знак (отрицательные или положительные эмоции) и модальность (страх, гнев, радость и т.д.);
особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики (быстрая или медленная речь, походка, движения и т.д.).
Выделяют три основных системы объяснений темперамента, на которых основаны наиболее распространенные его классификации. Это:
1. Гуморальная теория, акцентировавшая связь темперамента с жидкими средами организма.
2. Конституциональная или морфологическая теория, исходившая из представлений о физической конституции человека (строении его тела) как главной биологической предпосылки его темперамента.
3. Нейрофизиологическая теория, соотносившая типы темперамента с устойчивыми типами нервной системы
Учение о темпераменте Учение восходит к воззрениям древнегреческого врача Гиппократа, который описывал тип темперамента в зависимости от соотношения в человеческом организме различных жидкостей (кровь, желчь и лимфа). Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, стали использовать понятие «tеmреrаmеntum» (необходимое соотношений частей). Этим словом они обозначали пропорции жидкости при их смешивании.
Более подробную классификацию типам темперамента дал римский врач и анатом К. Гален во II веке до н. э.). В последующем античные медики стали ограничивать количество типов темперамента четырьмя. В соответствии с воззрениями древних людей, типы темперамента могли определяться следующим соотношением жидкостей: Преобладает кровь («сангвис» – «кровь») – сангвинический темперамент;
Преобладает лимфа («флегма» – «слизь») – флегматический темперамент;
Преобладает желтая желчь («холэ» – «желчь») – холерический темперамент;
Преобладает черная желчь («мелайн холэ» – «черная желчь») –меланхолический темперамент. В дальнейшем данные названия утрачивают статус научных, но сохраняются в качестве исторических. С античных времен учение о темпераменте претерпевает большое количество изменений, но на протяжении развития обогащается новыми знаниями. Если обобщить все теории, то выделяют 3 базовые системы взглядов: гуморальную теорию, соматическую теорию и учение Павлова о высшей нервной деятельности.
Гуморальная теория включает воззрения древних античных ученых и более современные концепции И. Канта и П. Ф. Лесгафта. В конце 18 века Кант утверждал, что в основу темперамента ложатся индивидуальные особенности крови. П. Ф. Лесгафт полагал, что темперамент обусловлен свойствами системы кровообращения (например, на него влияет толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, форма сердца). Перечисленные особенности предопределяют быстроту и силу кровотока, а следствием становится длительность реакции на раздражители и возбудимость организма.
Соматическая теория развивалось в начале ХХ века, определяя тип темперамента через зависимость от телосложения человека. Э. Кречмер и У. Г. Шелдон как яркие представители этой концепции поставили прямую зависимость между ростом (полнотой) человека и особенностями его темперамента.
Астеник или лептосоматик - отличается хрупким телосложением, высоким ростом, узкими плечами, плоской грудной клеткой, длинными и тонкими конечностями, вытянутым лицом;
2. Пикник– человек с выраженной жировой тканью, полный, малого и среднего роста, выпуклой грудной клеткой, выступающим животом, круглой формой черепа и короткой шеей;
3. Атлетик– характ-зуется развитой мускулатурой и крепким телосложением; обычно имеет высокий или выше среднего рост, широкие плечи и узкие бедра;
4. Диспластик– человек с непропорциональным строением тела, плохо сформированный с различными деформациями.
Учение Павлова о высшей нервной деятельности рассматривает свойства темперамента в зависимости от свойств нервной системы. Ученый писал, что тип высшей нервной деятельности (ВНД) можно определить с помощью трех свойств нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.
сильный – уравновешенный – подвижный;
· сильный – уравновешенный – инертный;
· сильный – неуравновешенный;
· слабый.
Краткая характеристика типов темперамента Личность каждого индивида неповторима, поскольку одинаковых людей нет. С рождения индивид наделяется определенными, характерными только для него психологическими свойствами. Они могут одинаково проявляться в разных видах деятельности вне зависимости от содержания, оставаясь сравнительно постоянными в течение всей жизни.
Выделяют четыре типа темперамента: Сангвиник, Холерик, Меланхолик, Флегматик. Сангвиник — это человек с повышенной реактивностью и высоким порогом чувствительности. Для него присуща быстрота ума, находчивость, быстрая речь и включение в новую работу.
Люди с холерическим темпераментом отличаются небольшой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Такой человек, как правило, не обуздан, нетерпелив, не сдержан, вспыльчив. Он является более инертным, чем сангвиник, поэтому в этом случае находит проявление большая устойчивость стремлений и интересов.
Для флегматика характерна высокая активность, которая значительно преобладает над малой реактивностью и эмоциональностью. Такого человека сложно как рассмешить, так и опечалить. У него отсутствует находчивость, он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новому.
Меланхолик — это человек, обладающий высокой чувствительностью и малой реактивностью. Даже несущественный случай вызывает у него слезы. Он слишком часто обижается, проявляя болезненную чувствительность. Мимика и движения всегда невыразительны. Он тихо говорит и мало двигается. Обычно меланхолик не уверен в себе и робок. Любая трудность может заставить его опустить руки, при этом он легко утомляется и обладает низкой работоспособностью.
ЗАМЕЧАНИЕ 1 Психологи говорят о преобладании у человека одного или двух типов темперамента. При этом считается, что тип темперамента врожденный. Ученым так и не удалось до конца выяснить, от каких именно свойств врожденной организации зависит темперамент.
Учет типов темперамента в учебной и трудовой деятельности.
У флегматиков обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность, несвоевременность своих реакции они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают занятия и операции, включающие статичные позы, медленные и плавные движения, добиваясь в такой работе больших успехов.
Общаясь с флегматиками, нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований – ему надо дать некоторое время.Флегматик с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.
Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, стимулируя их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
.Меланхолики меньше устают и раздражаются, чем представители других типов темперамента, при выполнении однообразных действий. Однако при больших нагрузках они быстро устают и работоспособность их снижается. Им также противопоказаны стрессовые ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».
С меланхоликами предпочтительнее индивидуальная беседа и косвенные виды предъявления требований – совет, намек и т.п.
У меланхолика при публичном порицании начинает развиваться глубокая и длительная обида, при этом нарастает подавленность и неуверенность в себе.
Новая необычная ситуация меланхолика пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. Педагогу следует развивать в таких детях общительность, чувство коллективизма, воспитать чувство дружбы и товарищества.
Сангвиник.Особая подвижность, реактивность сангвиника может принести выгоду, если работа требует от него смены общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Нужно иметь ввиду, что сангвиникам часто недостает терпения и настойчивости – они работают с увлечением только до тех пор, пока дело их интересует; потеряв интерес, легко могут бросить начатое дело и заняться чем-то другим.Сангвиник легче воспринимает замечание в виде шутки.Сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает.