Файл: Кафедра юриспруденции Форма обучения заочнаяочнозаочная выполнение практических заданий по дисциплине история государства и права России Группа 22Ю211в Студент Е. А иванова москва 2022 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История государства и права России
Группа 22Ю211в
Студент Е.А Иванова
МОСКВА 2022
1)Петр I - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
Период правления Петра I принято считать этапом становления абсолютизма в России, однако предпосылки формирования этой политической системы можно проследить и у его отца, царя Алексея Михайловича, и гораздо раньше — у Ивана IV Грозного. Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.
Абсолютизм — разновидность монархии, при которой контроль над всеми рычагами управления государством находится в руках верховного правителя (императора/царя) или людей лично им назначенных.
Признаки абсолютизма – создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников. Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы. Введение единого государственного законодательства и административного устройства. Введение единых мер и весов. Образование государственной церкви. Проведение единой государственной экономической политики.
Петр I с ранних лет интересовался армией, войной и всеми сопутствующими вещами, его характер развивался в духе дисциплины и субординации — условия определившие его стремление к полному контролю за государством и всеми его сферами.
Огромная площадь страны при её существенном отставании в развитии инфраструктуры и промышленности требовала жесткого государственного контроля.
Великая Северная война со Швецией 1700-1721 года показала необходимость срочных реформ армии, промышленности и административного аппарата — всё это требовало колоссальных денежных и человеческих ресурсов, а также влекло за собой необходимость преобразований в экономической и социальной сфере.
Проводимые царем реформы часто вызывали отторжение и даже открытое недовольство, бунты — в таких условиях Петр I принял решение сформировать вертикаль власти из лично преданных и доверенных лиц, ужесточить полицейский надзор.
2) Укажите черты уголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.
Начало XVIII в. связано с распадом средневековых уголовно правовых понятий и средневекового символизма. Традиционная религиозно-карательная доктрина московского периода при Петре I по степенно уступает место буржуазным уголовно-правовым понятиям и категориям. Некоторые принципы, усвоенные впоследствии буржуазной наукой (виновность, ответственность на основе закона и т. д.), формировались стихийно, независимо от господства тех или иных буржуазных идей. В XVIII в. уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои, законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам.
К концу столетия на развитие уголовного права стали оказывать воздействие теоретические концепции французского Просвещения, позднее, в первой половине XIX в., появляются теоретические труды отечественных юристов (О. Горегляд, С. Баршев и др.), в которых сказывается влияние германских школ уголовного права. Понятие преступного в субъекте преступления в петровской идеологии государство занимало особое место попечителя подданных, и потому действие, направленное "ко вреду государственному", расценивалось как преступление. В указе 1714 г. преступлением называлось то, что "вред и убытки государству при чинить может". При Петре I в обиход входят термины "преступление и проступок", суть которых в нарушении закона. Сохраняется множество специальных определений отдельных деяний (злодейство, кража, бунт, разбой и т. д.). Но вред государству понимался широко, а законодательство не было рассчитано на все случаи. В указе 1714 г. разъяснялось, что вред наказуем и тогда, когда на это нет указания в законе, говоря современным языком
, допускались аналогии. В Манифесте Екатерины II (1763 г.) ситуация уточнялась в пользу господства закона: надо, чтобы "люди боялись законов, и никого, кроме них, не боялись".
В Уставе благочиния 1762 г. разграничивались проступки (полицейские нарушения) и уголовные преступления. Господство идеи о преступлении, предусмотренном законом, к началу XIX в. закрепляется и в Своде законов 1832 г. окончательно устанавливается.
Преступление понимается как нарушение закона путем посягательства на права власти, безопасность общества или частных лиц. В Петровскую эпоху совершенствуются понятия крайней необходимости и необходимой обороны, совершенствуется положение субъекта преступления и понятие виновности. Как и в Уложении 1649 г., деяния, совершенные по неосторожности, не наказывались, необходимо было наличие умысла. В отношении политических преступлений наказывался умысел, с 1714 г. фискалы тайно доносили "о всяком злом умысле против государя", возмущениях и бунтах. В вопросах возраста привлечения к ответственности ясности не было. Сохранялось старое правило не применять наказания до семи летнего возраста, снижать его для не достигших 15 лет, хотя в этих случаях могли применяться телесные кары. В середине XVIII в. возраст "малолетства" устанавливается в 17 лет для мужчин и 12 лет - для женщин. В Своде законов 1832 г. возраст привлечения к ответственности устанавливался с семи лет, применение наказаний дифференцировалось в зависимости от возраста. Во время правления Петра I закон установил, что психически больные освобождаются от наказаний, но практика в отношении душевнобольных преступников четко не прослеживается. Поначалу они отдавались на попечение монастырей, по мере развития медицины помещались в психиатрические заведения.
3) К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?
Конституция была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции; 3) Конституция советской власти; 4) Активное и пассивное избирательное право; 5) Бюджетное право; 6) О гербе и флаге РСФСР.
Устойчивое положение советской власти сказывалось на основных положениях Конституции и прежде всего на формулировках сущности и задач государства. Статья 9 прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящее своей целью полное подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации человека и по строение социализма. По форме государственного устройства советское государство признавалось Федерацией Советских национальных республик.
Достаточно своеобразно закреплялись конституционные права и свободы граждан. Во-первых, они носили ярко выраженный классовый характер и предоставлялись
только трудящимся. Значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии. Во-вторых, Конституция не содержала перечня конституционных прав и свобод, предоставляемых трудящимся и не раскрывала их содержание. Конституция не закрепляла право граждан на образование. Для этого у государства не было ни материальных средств, ни необходимых кадров. Ставилась лишь задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Остальные слои населения должны были учиться за свой счет.
Конституцией предусматривались 2 конституционные обязанности: трудиться и защищать социалистическое отечество. Конституция закрепляла структуру и порядок формирования, а также компетенцию центральных органов государства: Всероссийский Съезд Советов, ВЦИК, СНК и наркоматов, а также конституционные принципы формирования местных советов и предметы их ведения.
Избирательное право предоставлялось лицам, достигшим ко дню выборов 18 лет, из числа рабочих и служащих, а также крестьян и казаков-землевладельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли. Основанием лишения избирательных прав признавались, прежде всего, случаи получения лицом нетрудовых доходов, в виде процента с капитала, доходов с предприятий и т.д. Избирательное право рабочих и крестьян было неравным. Выборы делегатов на всероссийские съезды Советов производились по норме: от городских советов - 1 делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских съездов советов - 1 делегат на 125 тыс. жителей.
Конституция закрепляла право советской власти «вторгаться в право частной собственности» или, иначе говоря, осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства.
Недостатков в Конституции было много, но, несмотря на это, она оказала заметное влияние на рабочих других стран. Права, предоставленные ею трудящимися России, стали требовать рабочие Англии, Франции, США и других стран от своих правительств, ведя активную борьбу за их реальное осуществление в условиях буржуазного государства.
4) Ответьте на тестовые вопросы:
1. Какие органы нового типа стали создаваться в едином Русском государстве на рубеже XV – XVI вв.:
А. приказы;
Б. органы сословного представительства;
В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:
А. гражданско-правовая;
Б. гражданско-правовая и судопроизводство;
В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:
А. сильное влияние римского права;
Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;
В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:
А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;
Б. Соборное Уложение 1649 г.;
В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:
А. она получила международное признание;
Б. была ограничена Сенатом;
В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:
А. зарубежный фактор;
Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;
В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:
А. две;
Б. три;
В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:
А. учреждал Государственную думу;
Б. предоставлял политические права подданным;
В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:
А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней