Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет о финансовых результатах (форма №2). Отчет содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров или других доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период;
Отчет об изменении капитала. В отчете об изменениях капитала отражаются показатели, характеризующие формирование уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Данные в форме указываются за отчетный период и за два предыдущих года;
Отчет о движении денежных средств. Цель отчета заключается в предоставлении информации о денежных поступлениях и денежных выплатах организации за период;
Отчет о целевом использовании средств. Отражает поступление средств (членские взносы, целевые взносы, прибыль от предпринимательской деятельности и другое) и расходование денежных средств (расходы на целевые мероприятия, расходы на содержание аппарата управления и другое);
Пояснительная записка. В ней может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, репутация организации, степень выполнения плана, уровень эффективности использования ресурсов организации и другое;
Аудиторское заключение. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации;
Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности и т. д.
Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы.
Сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах.
Как следует из вышеизложенного, большое значение для проведения объективного анализа финансовой деятельности имеет правильно подобранная информационная база. Оптимальность подбора документов в её составе и их достоверность позволяет упростить определение тенденций в развитии организации. В противном случае, избыточность информации, не отражающей реальное положение, усложняет процедуру анализа. От степени правдивости исходных данных зависит достоверность результатов финансового анализа и, следовательно, корректность принимаемых управленческих решений.
1.3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Для выявления и уменьшения масштабов скрытых негативных тенденций в финансовом положении предприятия необходимо вести постоянную аналитическую работу. Системный анализ и оценка финансового состояния поможет, в первую очередь, руководству предприятия избежать кризисной ситуации и банкротства. В классическом варианте финансовый анализ деятельности предприятия основывается на ряде показателей, каждый из которых оценивает отдельную сферу текущего финансового состояния предприятия. В России существует много количественных и качественных показателей, на основе которых производится оценка финансового состояния.
Система количественных показателей4:
Показатели деловой активности, которые позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства:
Активы – это часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение.
Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов. Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получить выручку от прочей реализации, а также от внереализационных операций (аренда, доходы от операций с ценными бумагами). На размер выручки от реализации влияют объем выполненной продукции, её ассортимент, качество, уровень цен, формы расчетов и др.
Валовая прибыль предприятия – показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, работ.
Коэффициент оборачиваемости активов – отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости активов. Этот коэффициент характеризует эффективность использования активов с точки зрения объёма продаж. Показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.
Коэффициент оборачиваемости капитала показывает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия.
Показатели финансовых результатов5.
Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов.
Чистая прибыль – это та часть дохода, которая остается у компании после того, как были погашены все налоги, выплачена зарплата сотрудникам и сделаны другие обязательные платежи.
Показатели платежеспособности.
Денежные средства на расчетных, текущих и валютных счетах в банке.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных ценных бумаг и депозитов. Этот показатель позволяет определить, имеются ли у предприятия ресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая российскими аналитиками 0,2.
Коэффициент срочной ликвидности – отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемые значения 0,8-1.
Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия рассчитывается как частное от деления оборотных активов на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. В состав оборотных активов принято включать денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, запасы сырья, материалов, товаров и готовой продукции. Оптимальное значение 2 или больше.
Показатели финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам. Рекомендуемое значение больше 0,5.
Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала. Оптимальное значение больше 0,5.
Коэффициент маневренности собственных средств - отношение собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств. Характеризует ту часть собственного капитала, которая была направлена на формирование оборотных активов. Оптимальное значение 0,3-0,5.
Ключевой коэффициент оценки финансовой структуры — соотношение между заемными и собственными средствами (финансовый рычаг). Чем ниже этот коэффициент, тем лучше, поскольку, чем больше у компании собственных средств, тем легче ей будет сопротивляться финансовым трудностям. Рекомендуемое значение 0,8-1.
Формулы для расчета количественных показателей приведены в приложении 1 (Приложение 1).
Отбор финансовых коэффициентов осуществляется с ориентацией на следующие критерии6:
1) доступность исходной информации и простота расчёта оценочных показателей, обеспечиваемая использованием данных публичной отчётности предприятий. Это условие делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса, дает возможность оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки;
2) устранение дублирующих коэффициентов, т.е. коэффициентов, связанных очевидной линейной зависимостью.
Установка на использование только финансовых показателей стимулирует достижение лишь краткосрочных результатов. Применение же ещё и нефинансовых показателей позволяет строить долгосрочные стратегии. Это означает, что финансовое будущее компании можно надежно прогнозировать, а ожиданиями инвестора – управлять досрочно, контролируя определенные нефинансовые индикаторы. Ведь, рентабельность или прибыль компании не всегда свидетельствует о ее «здоровье» и успешности, так как финансовые показатели, базируясь на бухгалтерской отчетности, отражают эффективность деятельности компании в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять проблемы в «режиме реального времени». Поэтому есть риск, что когда эти проблемы найдут свое отражение в финансовой отчетности, устранять их уже может быть поздно7.
Кроме того, финансовые показатели позволяют оценить только те эффекты, которые можно выразить в денежном эквиваленте, то есть оценить непосредственный эффект. Однако не всегда существует возможность представить в денежном выражении абсолютно все преимущества, которые получает компания от реализации тех или иных мероприятий. К тому же финансовые показатели характеризуют лишь финансовые аспекты деятельности компании, но не позволяют раскрыть ряд других важных аспектов.
Для оценки успеха и эффективности работы компании в условиях современного бизнеса также не менее важно знать степень лояльности клиентов и эффективность цепочки отношений с ними, определить инновационный потенциал компании и понимать, насколько квалифицированы и мотивированы сотрудники, а также многое другое.
В организациях проводится качественный анализ, который основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях, а именно:
-
описание основной деятельности заемщика и качественный уровень управления предприятием; -
учредители или крупные акционеры; -
сведения о недвижимости, находящейся в собственности или аренде; -
сведения о контрагентах, объемы и сроки контрактов; -
взаимоотношения с зарубежным рынком; -
положение на рынке; -
сведения о ранее полученных кредитах, используемых аккредитивах, гарантиях, поручительствах; -
инвестиционная деятельность – финансовые вложения и т.д8.
Таким образом, анализ финансового состояния предприятия осуществляется на всех стадиях его жизненного цикла: от момента его создания и до момента его ликвидации как самостоятельного субъекта хозяйствования. Процесс осуществления финансовой деятельности предприятия характеризуется широким спектром его финансовых отношений с различными субъектами финансовой системы страны. Анализ финансовых результатов деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. В качестве информационной базы анализа используется полная и достоверная бухгалтерская отчетность. Также очень важно выбрать правильные финансовые и нефинансовые показатели, касающиеся и клиентов, и процессов, и развития организации. Регулярные финансовые отчёты и финансовые показатели должны напоминать руководству компании, что улучшенные качество, сроки выполнения, производительность и развитие новых продуктов являются средством достижения поставленных целей, но не самоцелью. Это даст положительный эффект тогда, когда активы организации будут использоваться на очень эффективном уровне.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ