Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебно-познавательной
деятельности
ведущая функция
ведомая (квази-ведущая) функция
обратные связи
прогнозируемая функция
Деятельность как процесс состоит из действий и операций
Ученые отмечают дискретность педагогической деятельности, считая, что ее элементарной единицей является педагогическое действие. В психологической трактовке действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность личности, направленная на достижение осознаваемой (локальной) цели (С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Каждое действие состоит из определенных операций. Отличие операций от действия в том. что они не имеют своих целей, представляя ситуативный набор физических движений и/или психических актов, совершаемых в контексте имеющихся условий.
В реальности в рамках проявления профессиональной активности постоянно происходят взаимные переходы в системе ≪операции — действия — деятельность≫. Операции, становясь целенаправленными, тем самым превращаются в действия. Действия, обретая мотив, преобразуются в деятельность. Возможен и обратный ход. Деятельность, утратив мотив, превращается в автоматически производимые действия, а бесцельные действия становятся простыми операциями.
То есть деятельность направлена на реализацию собственных потребностей и мотивов, а действия вытекают из задачи поставленной извне
Вот примеры типичных действий, которые совершает учитель: он входит в класс, задает вопрос, подходит к учащемуся, пишет а доске предложение, объясняет теорему, проверяет тетрадь и т.д. При этом каждый раз совершается целый ряд двигательных и мыслительных операций.
Действие, которое мы намерены осуществить, требует троякого определения:
1) определения цели;
2) определения условий, относящихся к действительности;
3) определения средств, приспособленных как к намеченной цели, так и к существующей действительности.
Цель, условия и средства — вот три элемента практической деятельности.
Сумма действий образуют деятельность по:
1) целеполаганию
2) планированию (отбор содержания образования выбор методов, приемов, средств, технологий)
3) целереализации
4) оценки и контроля
Деятельность как процесс имеет следующую структуру :
- Целеполагание (что я должен получить в результате своей деятельности)
- Планирование (чем я должен быть вооружен, чтобы добиться целей, какими шагами я должен приближаться к своей цели )
- Целереализация (этот этап завершается результатом)
- Оценка
- Контроль (идет отслеживание действий субъекта между этапами целеполагания и результатом)
Таким образом ,когда мы говорим об организации успешной эффективной деятельности (с точки зрения педагогической праксеологии) мы должны говорить о том, что и учитель должен быть в позиции субъекта и ученик в позиции субъекта. Кроме того субъект должен правильно организовать все структурные этапы своей деятельности :постановка цели, планирование , целереализация, достижение результата и контроль результата
Центральная праксеологическая задача, стоящая перед педагогом-профессионалом, заключается в овладении всеми структурными компонентами своей деятельности, а также преобразующим потенциалом ее основных видов, чтобы осуществить педагогическую деятельность успешно.
В философском смысле субъект — это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев). Являясь ≪активным делателем≫, субъект самостоятелен в выборе оснований своей деятельности. Они содержатся в его смыслах, ценностях, потребностях. Кроме того, подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, которую осуществляет с момента осознания мотивов и цели до получения результата и способности откорректировать весь ход своих действий на основе оценки результата.
Педагог способен выступить в позиции субъекта, если:
-у него сформирована устойчивая индивидуальная мотивация, касающаяся предлагаемой деятельности;
- он способен к выдвижению (поиску, коррекции) цели, выбору методов и критериев оценки профессиональной деятельности;
- может реализоваться в позиции ≪субъекта-одиночки≫ независимо от числа параллельно действующих коллег, т.е. им освоен индивидуальный механизм достижения цели;
- умеет осуществлять постоянную обратную связь, позволяющую оперативно корректировать ход деятельности;
- качество получаемого на индивидуальном уровне результата соответствует социально принятым нормам.
Критерии правильности педагогического действия.
Правильное действие успешно. Успешность в данном случае означает способность обеспечивать успех деятельности.
Правильное действие полезно.
Правильное действие эффективно, т.е. приводит к нужным результатам при наименьших профессиональных затратах.
Правильное действие технологично. Технологичность — это способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение. Повышению технологичности способствует инструментализация действий. Под инструментализацией подразумевается использование разнообразных методик и технологий, а не просто разрозненных приемов и способов деятельности. Опытный педагог обычно владеет целым спектром как авторских, так и ≪чужих≫ методик и технологий, что обеспечивает ему вариативность действий;
Правильное действие отличается простотой исполнения.
Правильное действие эстетично.
Т. Котарбинский выделил следующие элементы правильного действия:
- большую скорость движения (в пределах задания и действия необходимого органа);
- меньшие усилия выполнения (по субъективному ощущению усталости) ;
- большее приближение к тому, что было намечено (чистота исполнения);
- большую степень автоматизации движений;
- большую непрерывность;
- большую уверенность;
- объединение действий в одно целое (укрупнение, замена нескольких импульсов одним).
- Проанализируйте Профессиональный стандарт педагога
- Проанализируйте статью Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27)
- Выявите праксеологические основы профессионального стандарта педагога
Вопрос 3. Качественная определенность педагогической деятельности
Одним из назначений праксеологии является нахождение в педагогической деятельности того, что определяет ее качественное отличие от других видов профессиональной активности.
Теоретическая справка В философском понимании качество — это совокупность всех существенных, относительно устойчивых свойств и характеристик Объекта или явления. Качество понимается как наличие специфических признаков, особенностей, отличающих один предмет или явление от других. Категория качества никогда не сводится к сумме отдельных свойств того или иного объекта. Она выражает целостную характеристику их функционального единства. В социальном плане качество— интегральный показатель соответствия чего-либо определенной норме, эталону, образцу, стандарту.
Итак, специфика профессионального качества определяется:
- предметом труда;
-специализацией функций, необходимых для преобразования этого Предмета;
- своеобразием системы отношений, связывающих людей в процессе совместной трудовой деятельности;
-личностными особенностями, обеспечивающими целостность профессиональной позиции.
Оценка качества педагогической деятельности. Московский ученый М. М. Поташник, анализируя понятие ≪качество≫ применительно к образованию, обращает внимание на объективное существование в научном языке двух основных его трактовок, которые он называет ≪философской≫ и ≪производственной≫.
В производственной трактовке ключевым становится понятие ≪качество продукции≫ как совокупность существенных потребительских свойств продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств и кладется в основу построения эталонов и стандартов. В этом плане качество деятельности педагога может быть обусловлено результативностью процесса обучения, повышением его эффективности, успешным предоставлением необходимых образовательных услуг определенным лицам, которые являются их потребителями. Качество в широком смысле — это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он происходит.
Для педагогической праксеологии особое значение имеют понятия:
-≪качество педагогической деятельности≫;
- ≪качество деятельности педагога≫;
-≪качество педагогического процесса≫:
-≪качество организации образовательного (учебного, воспитательного) процесса≫.
При оценке качества педагогической деятельности целесообразно опираться на весь спектр перечисленных значений. В этом случае необходимо принимать во внимание:
- характеристику реального состояния педагогической деятельности, обладающей своеобразием и отличающейся определенными признаками;
- степень ее соответствия установленным нормативам и стандартам осуществления деятельности;
- меру удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно заинтересован в результатах этой деятельности.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Качество потенциала
Качество цели (целеполагания)
Качество условий: материально-технической базы, программ, УМК, информационно-методической базы, кадрового состава
Качество
образовательного процесса
Качество достижений (результатов)
Уровень физического, психического
и нравственного развития и здоровья
Уровень
обученности
Уровень воспитанности
и готовности
к реализации своего потенциала в жизни
Обучающихся
Педагогов
Рост профессионализма и педагогического мастерства
создавать условия для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов
организовать эффективный образовательный процесс
формировать эффективную систему отслеживания результатов образовательной деятельности на базе определенных критериев оценки
М.М. Поташник
Управление качеством образования –
это значит:
Педагогическая деятельность понимается как особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Особенности педагогической деятельности.
1. цель - формирование и развитие личности
2. творческий и гуманистический характер
3. управленческая деятельность
4. педагогическое взаимодействие. Двусторонность
5. долговременный и непрерывный характер
6. средства деятельности-методы обучения и обучения, сама личность педагога
7. продукт, результат-образованность, воспитанность личности.
Пытаясь выяснить, чем же именно характеризуется профессионально-педагогическое качество, мы обнаруживаем в его структуре следующие признаки:
-наличие системы отношений «учительство — ученичество»;
- направленность профессиональных действий на работу с человеческим качеством;
-особые процедуры организации деятельности, обеспечивающие целенаправленное изменение людей и условий их становления;
- возможность на уровне профессионального самосознания способствовать развитию самой деятельности и преобразованию ее носителей.
Волгоградский ученый Н.К.Сергеев выделяет следующие специфические особенности педагогической деятельности:
- метадеятельностный характер;
- неделимость, невозможность ее «частичного» усвоения;
- неоднозначность, неалгоритмизированность;
- огромную роль чувственно-эмоциональной сферы;
- большое значение компенсаторных возможностей свойств и компонентов личности.
Сластенин: педагогическая деятельность - это управленческая деятельность, это метадеятельность , в том смысле,что она есть деятельность над деятельностью.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, обладает структурой. Она может быть выделена по разным основаниям (см.работы Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской,А.И.Щербакова, Г.И.Щукиной).
Праксеологическая структура педагогической деятельности складывается из педагогических целей и профессиональных задач; профессиональных действий, процедур, направленных на решение этих задач, а также полученных в итоге результатов и эффектов.
Сумма действий образуют деятельность по: