Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


учебно-познавательной

деятельности

ведущая функция



ведомая (квази-ведущая) функция



обратные связи



прогнозируемая функция

Деятельность как процесс состоит из действий и операций

Ученые отмечают дискретность педагогической деятельности, считая, что ее элементарной единицей является педагогическое действие. В психологической трактовке действие — это произвольная преднамеренная опосредованная активность личности, направленная на достижение осознаваемой (локальной) цели (С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Каждое действие состоит из определенных операций. Отличие операций от действия в том. что они не имеют своих целей, представляя ситуативный набор физических движений и/или психических актов, совершаемых в контексте имеющихся условий.

В реальности в рамках проявления профессиональной активности постоянно происходят взаимные переходы в системе ≪операции — действия — деятельность≫. Операции, становясь целенаправленными, тем самым превращаются в действия. Действия, обретая мотив, преобразуются в деятельность. Возможен и обратный ход. Деятельность, утратив мотив, превращается в автоматически производимые действия, а бесцельные действия становятся простыми операциями.

То есть деятельность направлена на реализацию собственных потребностей и мотивов, а действия вытекают из задачи поставленной извне

Вот примеры типичных действий, которые совершает учитель: он входит в класс, задает вопрос, подходит к учащемуся, пишет а доске предложение, объясняет теорему, проверяет тетрадь и т.д. При этом каждый раз совершается целый ряд двигательных и мыслительных операций.

Действие, которое мы намерены осуществить, требует троякого определения:

1) определения цели;

2) определения условий, относящихся к действительности;

3) определения средств, приспособленных как к намеченной цели, так и к существующей действительности.

Цель, условия и средства — вот три элемента практической деятельности.

Сумма действий образуют деятельность по:

1) целеполаганию

2) планированию (отбор содержания образования выбор методов, приемов, средств, технологий)

3) целереализации

4) оценки и контроля

Деятельность как процесс имеет следующую структуру :
  • Целеполагание (что я должен получить в результате своей деятельности)
  • Планирование (чем я должен быть вооружен, чтобы добиться целей, какими шагами я должен приближаться к своей цели )
  • Целереализация (этот этап завершается результатом)
  • Оценка
  • Контроль (идет отслеживание действий субъекта между этапами целеполагания и результатом)

  • Таким образом ,когда мы говорим об организации успешной эффективной деятельности (с точки зрения педагогической праксеологии) мы должны говорить о том, что и учитель должен быть в позиции субъекта и ученик в позиции субъекта. Кроме того субъект должен правильно организовать все структурные этапы своей деятельности :постановка цели, планирование , целереализация, достижение результата и контроль результата

     


Центральная праксеологическая задача, стоящая перед педагогом-профессионалом, заключается в овладении всеми структурными компонентами своей деятельности, а также преобразующим потенциалом ее основных видов, чтобы осуществить педагогическую деятельность успешно.

В философском смысле субъект это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев). Являясь ≪активным делателем≫, субъект самостоятелен в выборе оснований своей деятельности. Они содержатся в его смыслах, ценностях, потребностях. Кроме того, подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, которую осуществляет с момента осознания мотивов и цели до получения результата и способности откорректировать весь ход своих действий на основе оценки результата.

Педагог способен выступить в позиции субъекта, если:

-у него сформирована устойчивая индивидуальная мотивация, касающаяся предлагаемой деятельности;

- он способен к выдвижению (поиску, коррекции) цели, выбору методов и критериев оценки профессиональной деятельности;

- может реализоваться в позиции ≪субъекта-одиночки≫ независимо от числа параллельно действующих коллег, т.е. им освоен индивидуальный механизм достижения цели;

- умеет осуществлять постоянную обратную связь, позволяющую оперативно корректировать ход деятельности;

- качество получаемого на индивидуальном уровне результата соответствует социально принятым нормам.

Критерии правильности педагогического действия.

Правильное действие успешно. Успешность в данном случае означает способность обеспечивать успех деятельности.

Правильное действие полезно.

Правильное действие эффективно, т.е. приводит к нужным результатам при наименьших профессиональных затратах.

Правильное действие технологично. Технологичность — это способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение. Повышению технологичности способствует инструментализация действий. Под инструментализацией подразумевается использование разнообразных методик и технологий, а не просто разрозненных приемов и способов деятельности. Опытный педагог обычно владеет целым спектром как авторских, так и ≪чужих≫ методик и технологий, что обеспечивает ему вариативность действий;



Правильное действие отличается простотой исполнения.

Правильное действие эстетично.

Т. Котарбинский выделил следующие элементы правильного действия:

- большую скорость движения (в пределах задания и действия необходимого органа);

- меньшие усилия выполнения (по субъективному ощущению усталости) ;

- большее приближение к тому, что было намечено (чистота исполнения);

- большую степень автоматизации движений;

- большую непрерывность;

- большую уверенность;

- объединение действий в одно целое (укрупнение, замена нескольких импульсов одним).
  • Проанализируйте Профессиональный стандарт педагога
  • Проанализируйте статью Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27)
  • Выявите праксеологические основы профессионального стандарта педагога

Вопрос 3. Качественная определенность педагогической деятельности

Одним из назначений праксеологии является нахождение в педагогической деятельности того, что определяет ее качественное отличие от других видов профессиональной активности.

 

Теоретическая справка В философском понимании качество — это совокупность всех существенных, относительно устойчивых свойств и характеристик Объекта или явления. Качество понимается как наличие специфических признаков, особенностей, отличающих один предмет или явление от других. Категория качества никогда не сводится к сумме отдельных свойств того или иного объекта. Она выражает целостную характеристику их функционального единства. В социальном плане качество— интегральный показатель соответствия чего-либо определенной норме, эталону, образцу, стандарту.

Итак, специфика профессионального качества определяется:

- предметом труда;

-специализацией функций, необходимых для преобразования этого Предмета;

- своеобразием системы отношений, связывающих людей в процессе совместной трудовой деятельности;

-личностными особенностями, обеспечивающими целостность профессиональной позиции.

Оценка качества педагогической деятельности. Московский ученый М. М. Поташник, анализируя понятие ≪качество≫ применительно к образованию, обращает внимание на объективное существование в научном языке двух основных его трактовок, которые он называет ≪философской≫ и ≪производственной≫.


В производственной трактовке ключевым становится понятие ≪качество продукции≫ как совокупность существенных потребительских свойств продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств и кладется в основу построения эталонов и стандартов. В этом плане качество деятельности педагога может быть обусловлено результативностью процесса обучения, повышением его эффективности, успешным предоставлением необходимых образовательных услуг определенным лицам, которые являются их потребителями. Качество в широком смысле — это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он происходит.

Для педагогической праксеологии особое значение имеют понятия:

-≪качество педагогической деятельности≫;

- ≪качество деятельности педагога≫;

-≪качество педагогического процесса≫:

-≪качество организации образовательного (учебного, воспитательного) процесса≫.

При оценке качества педагогической деятельности целесообразно опираться на весь спектр перечисленных значений. В этом случае необходимо принимать во внимание:
  • характеристику реального состояния педагогической деятельности, обладающей своеобразием и отличающейся определенными признаками;
  • степень ее соответствия установленным нормативам и стандартам осуществления деятельности;
  • меру удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно заинтересован в результатах этой деятельности.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Качество потенциала

Качество цели (целеполагания)

Качество условий: материально-технической базы, программ, УМК, информационно-методической базы, кадрового состава

Качество

образовательного процесса

Качество достижений (результатов)

Уровень физического, психического

и нравственного развития и здоровья

Уровень

обученности

Уровень воспитанности

и готовности

к реализации своего потенциала в жизни

Обучающихся

Педагогов

Рост профессионализма и педагогического мастерства

создавать условия для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов

организовать эффективный образовательный процесс

формировать эффективную систему отслеживания результатов образовательной деятельности на базе определенных критериев оценки

М.М. Поташник

Управление качеством образования –

это значит:


Педагогическая деятельность понимается как особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Особенности педагогической деятельности.

1. цель - формирование и развитие личности

2. творческий и гуманистический характер

3. управленческая деятельность

4. педагогическое взаимодействие. Двусторонность

5. долговременный и непрерывный характер

6. средства деятельности-методы обучения и обучения, сама личность педагога

7. продукт, результат-образованность, воспитанность личности.

Пытаясь выяснить, чем же именно характеризуется профессионально-педагогическое качество, мы обнаруживаем в его структуре следующие признаки:

-наличие системы отношений «учительство — ученичество»;

- направленность профессиональных действий на работу с человеческим качеством;

-особые процедуры организации деятельности, обеспечивающие целенаправленное изменение людей и условий их становления;

- возможность на уровне профессионального самосознания способствовать развитию самой деятельности и преобразованию ее носителей.

Волгоградский ученый Н.К.Сергеев выделяет следующие специфические особенности педагогической деятельности:

- метадеятельностный характер;

- неделимость, невозможность ее «частичного» усвоения;

- неоднозначность, неалгоритмизированность;

- огромную роль чувственно-эмоциональной сферы;

- большое значение компенсаторных возможностей свойств и компонентов личности.

Сластенин: педагогическая деятельность - это управленческая деятельность, это метадеятельность , в том смысле,что она есть деятельность над деятельностью.

 

Педагогическая деятельность, как и любая другая, обладает структурой. Она может быть выделена по разным основаниям (см.работы Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской,А.И.Щербакова, Г.И.Щукиной).

Праксеологическая структура педагогической деятельности складывается из педагогических целей и профессиональных задач; профессиональных действий, процедур, направленных на решение этих задач, а также полученных в итоге результатов и эффектов.

 

Сумма действий образуют деятельность по: