Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 545

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) целеполаганию

2) планированию (отбор содержания образования выбор методов, приемов, средств, технологий)

3) целереализации

4) оценки и контроля

Виды педагогической деятельности

≪Классическими≫, основными (базовыми) видами профессионально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, обучение, педагогическое общение. Так, результатами научения и преподавания являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а результатами воспитательной деятельности — изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения. В общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, формируется опыт пребывания в составе совокупного субъекта, происходит культурная идентификация.

Дополнительные виды профессиональной деятельности: педагогическая поддержка, коррекция, различные виды сопровождения и консультирования.

В общей логике рациональной организации педагогической деятельности профессионалу оказываются необходимыми такие виды деятельности, как диагностическая, организационная, методическая, информационная, коммуникативная, оценочная, рефлексивная и некоторые другие. На разных этапах образовательного процесса при решении вариативных педагогических задач они обеспечивают реализацию функций педагогического труда во всем их многообразии и полноте. Среди разновидностей деятельности, опыт которых изначально сформировался вне педагогической сферы, но впоследствии стал широко использоваться в образовании, отметим педагогическое моделирование и проектирование, педагогический менеджмент, имитационное моделирование.

В силу разветвленности профессионально-педагогической активности довольно сложно выстроить общую классификацию видов педагогической деятельности. В научной литературе можно обнаружить различные варианты их упорядочивания. Так, выделяют следующие виды педагогической деятельности:

базовые и сервисные — например, для сферы образования обучение и воспитание — это базовые виды деятельности, а исследовательская, организационно-методическая — сервисные, обеспечивающие;

теоретические (методическую, научно-педагогическую, исследoвaтeльcкyю) и практические (опытную, экспериментальную, внедренческую);

репродуктивные, продуктивные, традиционные., инновационные (по отношению к существующему культурному опыту);

непосредственно педагогические
(обучение, воспитание, самообразование, просвещение),

организационно-педагогические (управление, диагностика, прогноз, планирование, консультирование, обобщение опыта),

методические (по предметным сферам и направлениям педагогической деятельности),

креативно-педагогические {проектирование, моделирование, имиджирование),

коррекционные (перевоспитание, поддержка).

С праксеологической точки зрения можно также выделить:

метадеятельность — система действий, ≪встроенная≫ в другие виды педагогической деятельности, например в общение, воспитание;

со-деятельность — параллельное действие осуществляемое субъектами ≪про одно и то же≫, но независимо друг от друга;

квазидеятельность (от лат. quasi — как будто) — моделирование, имитация. К этому виду деятельности относится, например, такая форма профессиональной подготовки, как учебная фирма. В системе контекстного обучения квазипрофессиональная деятельность предшествует этапу производственной деятельности;

Внедрение компетентностного подхода в профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, формах и средствах. Практика последних десятилетий показала эффективность ориентации образования на формирование компетентности выпускника как целостного качества, диагностируемого по его различным проявлениям (компетенциям).

Таким образом, понятие «компетентность» имеет следующие характеристики:

- это интегративное качество личности;

- определяется отношением личности к осуществляемой деятельности, совокупностью знаний, умений, навыков, имеющегося опыта деятельности;

- выражается в способности решать нестандартные задачи;

- имеет четкие критерии и показатели сформированнсти.

Выделяются ключевые, базовые, специальные компетенции.

Ключевые компетенции:

- необходимы для любой профессиональной деятельности;

- связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире;

- проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых норм поведения личности в гражданском обществе

 Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и др.)

Специальные компетенции:

- отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности;



- можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

ФГОС ВО выделяются общекультурные , профессиональные , дальше идет конкретизация - в области педагогической области.

Выделяются компетенции родовые, родо-видовые, видовые.



Ключевые

Базовые

Специальные

Общекультурные

Профессиональные

В обл. пед. деятельности

Родовые

родо-видовые

видовые

Рефлексивный этап занятия:

1. Сформулируйте цели занятия (не менее 5). Цель формулируем через действия своей учебно-познавательной деятельности , используя глаголы : перечисляю, характеризую, объясняю, схематические изображаю структуру, выделяю элементы, различаю, сравниваю, выявляю общее, оцениваю и др.

2. Перечислите основные понятия темы

3. Ответьте на вопрос : Достигнуты ли цели занятия? Что необходимо Вам изучить дополнительно, чтобы улучшить результат?