Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) целеполаганию
2) планированию (отбор содержания образования выбор методов, приемов, средств, технологий)
3) целереализации
4) оценки и контроля
Виды педагогической деятельности
≪Классическими≫, основными (базовыми) видами профессионально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, обучение, педагогическое общение. Так, результатами научения и преподавания являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а результатами воспитательной деятельности — изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения. В общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, формируется опыт пребывания в составе совокупного субъекта, происходит культурная идентификация.
Дополнительные виды профессиональной деятельности: педагогическая поддержка, коррекция, различные виды сопровождения и консультирования.
В общей логике рациональной организации педагогической деятельности профессионалу оказываются необходимыми такие виды деятельности, как диагностическая, организационная, методическая, информационная, коммуникативная, оценочная, рефлексивная и некоторые другие. На разных этапах образовательного процесса при решении вариативных педагогических задач они обеспечивают реализацию функций педагогического труда во всем их многообразии и полноте. Среди разновидностей деятельности, опыт которых изначально сформировался вне педагогической сферы, но впоследствии стал широко использоваться в образовании, отметим педагогическое моделирование и проектирование, педагогический менеджмент, имитационное моделирование.
В силу разветвленности профессионально-педагогической активности довольно сложно выстроить общую классификацию видов педагогической деятельности. В научной литературе можно обнаружить различные варианты их упорядочивания. Так, выделяют следующие виды педагогической деятельности:
базовые и сервисные — например, для сферы образования обучение и воспитание — это базовые виды деятельности, а исследовательская, организационно-методическая — сервисные, обеспечивающие;
теоретические (методическую, научно-педагогическую, исследoвaтeльcкyю) и практические (опытную, экспериментальную, внедренческую);
репродуктивные, продуктивные, традиционные., инновационные (по отношению к существующему культурному опыту);
непосредственно педагогические
(обучение, воспитание, самообразование, просвещение),
организационно-педагогические (управление, диагностика, прогноз, планирование, консультирование, обобщение опыта),
методические (по предметным сферам и направлениям педагогической деятельности),
креативно-педагогические {проектирование, моделирование, имиджирование),
коррекционные (перевоспитание, поддержка).
С праксеологической точки зрения можно также выделить:
метадеятельность — система действий, ≪встроенная≫ в другие виды педагогической деятельности, например в общение, воспитание;
со-деятельность — параллельное действие осуществляемое субъектами ≪про одно и то же≫, но независимо друг от друга;
квазидеятельность (от лат. quasi — как будто) — моделирование, имитация. К этому виду деятельности относится, например, такая форма профессиональной подготовки, как учебная фирма. В системе контекстного обучения квазипрофессиональная деятельность предшествует этапу производственной деятельности;
Внедрение компетентностного подхода в профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, формах и средствах. Практика последних десятилетий показала эффективность ориентации образования на формирование компетентности выпускника как целостного качества, диагностируемого по его различным проявлениям (компетенциям).
Таким образом, понятие «компетентность» имеет следующие характеристики:
- это интегративное качество личности;
- определяется отношением личности к осуществляемой деятельности, совокупностью знаний, умений, навыков, имеющегося опыта деятельности;
- выражается в способности решать нестандартные задачи;
- имеет четкие критерии и показатели сформированнсти.
Выделяются ключевые, базовые, специальные компетенции.
Ключевые компетенции:
- необходимы для любой профессиональной деятельности;
- связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире;
- проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых норм поведения личности в гражданском обществе
Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и др.)
Специальные компетенции:
- отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности;
- можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.
ФГОС ВО выделяются общекультурные , профессиональные , дальше идет конкретизация - в области педагогической области.
Выделяются компетенции родовые, родо-видовые, видовые.
Ключевые | Базовые | Специальные |
Общекультурные | Профессиональные | В обл. пед. деятельности |
Родовые | родо-видовые | видовые |
Рефлексивный этап занятия:
1. Сформулируйте цели занятия (не менее 5). Цель формулируем через действия своей учебно-познавательной деятельности , используя глаголы : перечисляю, характеризую, объясняю, схематические изображаю структуру, выделяю элементы, различаю, сравниваю, выявляю общее, оцениваю и др.
2. Перечислите основные понятия темы
3. Ответьте на вопрос : Достигнуты ли цели занятия? Что необходимо Вам изучить дополнительно, чтобы улучшить результат?