Файл: Определение понятий индивид, индивидуальность, личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• 3 й уровень - интеллектуальный (собственнопредставления, знание больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях);

• 4 й уровень - мотивационный (мотивы и поведенческие реакции, способствующие адаптации или влияющие на дезадаптациювболезни, выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр, изменение поведения и образа жизни в условиях болезни).

 

Типология реагирования на заболевание создана A.Е.Личко и Н.Я.Ивановым (1980, 1983)  на основе оценки влияния трех факторов:

-природы самого соматического заболевания,

-типа личности,

-отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе.

Типы объединены по блокам.

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается:

 -гармоничный,

-эргопатический,

-анозогнозический типы.

Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без склонности видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всём активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

Эргопатический. "Уход от болезни в работу". Даже при тяжести болезни и страдания — стремление, несмотря на это, продолжать работу. Характерна сверхответственность, одержимое, стеничное отношение к работе, в ряде случаев выражено ещё в большей степени, чем до болезни.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных её последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьёзным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись "своими средствами". Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что "само всё обойдётся". 

Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптацци в связи с заболеванием. Эмоционально - аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы — «капитуляции» перед заболеванием


Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью:

- тревожный,

- ипохондрический,

- неврастенический,

- меланхолический,

- апатический.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск "авторитетов". В отличие от ипохондрического типа в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому - предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы.

Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требование тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Неврастенический. Поведение по типу "раздражительной слабости". Вспышка раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами.Нетерпеливость. Низкая способность переносить боль.

Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на всё вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

В третий блок входят типы реагирования с интерпсихической направленностью:

        - сенситивный,

        - эгоцентрический,

        - паранойяльный,

        - дисфорический.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.



Эгоцентрический. "Уход в болезнь". Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы - все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих переводятся на "себя". Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как "конкуренты".                          

Паранойяльный. Уверенность, что болезнь - результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Дисфорический. Доминирует мрачно-озлоблённое настроение, постоянный угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким - требование во всём угождать.

Определение основных психических процессов и их изменений в процессе различных заболеваний


           Отдельного рассмотрения заслуживают различные изменения сферы психической деятельности при соматических и психических заболеваниях. И если об изменениях психической деятельности более детально речь пойдет в следующих лекциях, в данной лекции мы приводим основные определения психических процессов и их возможные изменения в процессе болезни.

Психическая деятельность человека включает психические свойства, психические процессы и психические состояния. К психическим процессам, позволяющим человеку познавать окружающую действительность относят: ощущение, восприятие, мышление, память и внимание. Эти процессы называют познавательными. Кроме того, к психическим процессам относятся речь, интеллект, сознание, эмоции, мотивационно-волевая сфера.

Ощущением называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. Это начальный, самый элементарный акт психической деятельности, результат воздействия информации на органы чувств.

Влияние болезни на изменение ощущений: Необычные внутренние ощущения часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного. Качественные характеристики интероцептивных ощущений, звучащие в жалобах больного (боль - ноющая, колющая, сжимающая, тупая; жжение; зуд и т. п.), способствуют более глубокому пониманию врачом состояния пациента и во многом определяют диагностические моменты.


Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира в целом, в совокупности всех их свойств при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Однако, образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений. В каждое восприятие включаются функции мышления, представления, эмоциональные компоненты, прошлый опыт.

Влияние болезни на изменение восприятия: Болезненные изменения процессов восприятия, в форме иллюзий, галлюцинаций, психосенсорных расстройств, своевременно не распознанные врачом, могут внести дополнительные, иногда очень значительные осложнения в мироощущения больного, а, следовательно, и во взаимопонимание между врачом и пациентом. Более того, сложные изменения и расстройства восприятия нередко становятся основанием для неадекватной оценки болезненных переживаний, для гротескно усиленных (гипернозогнозия) или необоснованно недооцениваемых (анозогнозия) представлений больным изменений, происходящих в организме.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.

Влияние болезни на изменение внимания: При соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией, астенией, сильными болевыми ощущениями внимание больного становится истощаемым, появляются трудности в длительной концентрации внимания, снижается объем внимания, появляется рассеянность. В процессе общения врача с пациентом, последний быстро истощается и устает от беседы. Нарушение внимания может быть также показателем наличия органического поражения ЦНС. Таким больным требуется дополнительный отдых после незначительных физических или умственных нагрузок. Поэтому сбор жалоб и анамнестических сведений у данных пациентов будет продуктивным при проведении его в несколько этапов.

Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.

Влияние болезни на изменение памяти: снижение способности к запоминанию новой информации может иметь место как при соматической патологии (чаще при наличии в структуре болезни астенического синдрома), так и при банальном утомлении. Эти проявления обычно самостоятельно устраняются при выздоровлении или отдыхе, и не требуют специфической терапии. Необходимость в медикаментозной коррекции оправдана при наличии
стойкого или прогрессирующего снижения памяти, обусловленного наличием органического заболевания головного мозга (церебральный атеросклероз, инсульт, тяжелая черепно-мозговая травма и др.) или нервно-психической патологии, где ведущим симптомом является нарушение мнестической сферы.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного познания окружающей действительности. Мышление способствует возникновению новых знаний и творчеству.

Выделяют следующие виды мышления:

1) Наглядно-действенное – наиболее простое, элементарное мышление, при котором познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с предметами. Например, ребенок, получив в подарок игрушку, не только рассматривает, ощупывает, пробует ее на вкус, но и спрашивает: „что это?”, и пытается произвести с ее помощью и при ее участии разнообразные действия. Извлекая опыт из данного взаимодействия, человек формирует представление о предмете (явлении) и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные предметы и явления окружающего мира.

2) Наглядно-образное – процесс познания окружающей действительности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы – представления.

И наглядно-действенное и наглядно-образное мышление относятся к конкретному мышлению, связанному с конкретной ситуацией, не способному к широким обобщениям и отвлечениям.

3) Понятийное (абстрактное) - мышление, способное оперировать определенными отвлеченными, непосредственно не связанными с предметами или явлениями понятиями. Человек выполняет мыслительные операции в уме, используя приобретенные ранее понятия, суждения и умозаключения.

К основным операциям мышления относятся:

анализ – операция по расчленению целого предмета, явления, ситуации на части и выявление составляющих их элементов.

синтез – восстановление разбитого анализом целого, вскрывая более или менее существенные связи и отношения, выделенные анализом. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений, позволяющих отнести объекты к одной группе.

обобщение – способность выделить наиболее главное, существенное в познаваемом предмете или явлении.

конкретизация – мыслительная операция, обратная обобщению: из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.