Файл: Определение понятий индивид, индивидуальность, личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного познания окружающей действительности. Мышление способствует возникновению новых знаний и творчеству.

Выделяют следующие виды мышления:

1) Наглядно-действенное – наиболее простое, элементарное мышление, при котором познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с предметами. Например, ребенок, получив в подарок игрушку, не только рассматривает, ощупывает, пробует ее на вкус, но и спрашивает: „что это?”, и пытается произвести с ее помощью и при ее участии разнообразные действия. Извлекая опыт из данного взаимодействия, человек формирует представление о предмете (явлении) и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные предметы и явления окружающего мира.

2) Наглядно-образное – процесс познания окружающей действительности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы – представления.

И наглядно-действенное и наглядно-образное мышление относятся к конкретному мышлению, связанному с конкретной ситуацией, не способному к широким обобщениям и отвлечениям.

3) Понятийное (абстрактное) - мышление, способное оперировать определенными отвлеченными, непосредственно не связанными с предметами или явлениями понятиями. Человек выполняет мыслительные операции в уме, используя приобретенные ранее понятия, суждения и умозаключения.

К основным операциям мышления относятся:

анализ – операция по расчленению целого предмета, явления, ситуации на части и выявление составляющих их элементов.

синтез – восстановление разбитого анализом целого, вскрывая более или менее существенные связи и отношения, выделенные анализом. Таким образом, анализ расчленяет проблему, а синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений, позволяющих отнести объекты к одной группе.

обобщение – способность выделить наиболее главное, существенное в познаваемом предмете или явлении.

конкретизация – мыслительная операция, обратная обобщению: из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

абстрагирование – операция выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и явлений, которые в действительности не существуют; проявляется в способности личности мыслись отвлеченными категориями.


построение суждений и умозаключений – заключительный этап мыслительного процесса, приводящий к новому знанию.

Определение основных психических процессов и их изменений в процессе различных заболеваний


Влияние болезни на изменение мышления:У пациентов пожилого возраста вследствие атеросклеротических изменений, а также у лиц, имеющих достаточно серьезную органическую патологию головного мозга (эпилепсия, тяжелая травма черепа, хроническая интоксикация алкоголем, серия перенесенных инсультов) можно наблюдать замедление скорости ассоциативной деятельности, так называемая вязкость, тугоподвижность мышления. Для таких пациентов характерно чрезмерно подробное, детальное, обстоятельное изложение жалоб и анамнестических данных, что требует от врача терпеливого, внимательного отношения, необходимого не только для правильной постановки диагноза, но и для установления доверительных взаимоотношений с больным в процессе лечения. Наиболее глубокую дезорганизацию ассоциативной деятельности можно наблюдать у больных шизофренией и расстройствами шизофренического спектра, что более подробно изложено в разделе „общей психопатологии”.

Речь – специфически человеческая форма психической деятельности, использующая средства языка, находящаяся в единстве с мышлением и возникшая в процессе общественно-трудовой деятельности.

Интеллект (ум)не является частной функцией психической деятельности, а включает в себя совокупность всех познавательных процессов и является основой функционирования мышления. Психологи рассматривают интеллект, как совокупность врожденной скорости психических реакций и приобретенных знаний, умений, способность к логическому мышлению, оригинальности, находчивости.

Влияние особенностей интеллекта на лечебный процесс. Интеллектуальные особенности могут создавать трудности во взаимоотношении врача и больного. Наиболее значительные изменения интеллекта проявляются в состояниях разной степени его снижения в виде олигофрении (врожденной интеллектуальной недостаточности) или деменции (приобретенного слабоумия). Малые степени недостаточности интеллекта приводят к неполному, неглубокому осмысливанию обстоятельств медицинского обследования и лечения, к трудности усвоения абстрактных категорий, суждений и умозаключений. Массивные состояния слабоумия вызывают беспомощность в решении даже простейших, обыденных вопросов жизни, в том числе и обстоятельств медицинского вмешательства. Больному со сниженным интеллектом необходимо умело и в доходчивой, простой форме излагать вопросы, инструкции и рекомендации. Особым видом остановки развития личности на ювенильной ступени является 

психический инфантилизм. Такие больные отличаются, в первую очередь, незрелостью эмоций, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, поверхностью суждений. Они легко попадают под чужое влияние, в силу своей психической незрелости склонны недооценивать тяжесть своего состояния, в связи с чем могут нарушать предписания врача, диету, общий внутрибольничный режим.

Эмоции –это субъективное отношение человека к объективной действительности и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность объективной реальностью и результатами собственных действий.

Влияние болезни на эмоциональное состояние человека.Эмоции могут существенно преображать психологическое состояние больного и усложнять процедуру его взаимоотношений в том числе, при оказании медицинской помощи. Некоторые соматические болезни сопровождаются состоянием депрессии. Эти больные часто подавлены, мрачны, малоактивны. Они испытывают тревогу в ранние предутренние часы, разбитость и слабость. Формируется пессимистический взгляд на обстоятельства жизни, чувство безысходности и нередко болезненно обостренная самокритика. Депрессии могут встречаться как самостоятельное заболевание, на фоне которого развивается соматическая патология, так и представлять собою реакцию личности на факт болезни.

При подъеме настроения, которое выражается в эйфории (мнимое благополучие), все психические проявления больного приобретают более оживленный, ускоренный характер. На высоте таких состояний оценка больным обстановки оказывается поверхностной, фрагментарной. Сопутствующее субъективное чувство приятного, радужного настроения приводит к тому, что представления о собственных болезненных переживаниях сглаживаются, больной недооценивает свое состояние, критика к болезни понижается. В этом состоянии больные иногда нарушают режим приема медикаментов и общий режим отделения. Важно помнить, что приподнятое настроение, не соответствующее реальному состоянию больного может возникать при целом ряде серьезных патологий, таких как онкологические заболевания, состояния гипоксии различной этиологии, нарушения церебрального кровообращения, травматического поражения головного мозга и др

Определение основных психических процессов и их изменений в процессе различных заболеваний


Наряду с такими растянутыми во времени состояниями измененной эмоциональности у отдельных больных приходится наблюдать 
аффекты (бурно протекающие эмоциональные изменения). На высоте этих состояний сознание нередко сужается, результатом чего оказывается неполная, несовершенная оценка ситуации, а в связи с этим – неправильные поступки и действия (патологический аффект).

При соматических заболеваниях, сопровождающихся изнурительным болевым синдромом, у пациентов могут отмечаться неврастеноподобные состояния, что проявляется раздражительной слабостью, лабильностью эмоций. В процессе беседы при утомлении больные могут дать реакцию раздражения, заплакать, отказаться от дальнейшей беседы. Иногда такое поведение может выглядеть неадекватным, так как беседа,по мнению врача, не носила эмоционально значимого характера для больного.

На фоне наличия соматического заболевания психическая деятельность пациентов может отреагировать появлением тревоги – то есть ожидания неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий. Примером может служить тревога у больных кардиального профиля.

Двигательно-волевая активность (поведение) человека детерминируется социальными и биологическими механизмами и складывается из отдельных действий: инстинктивных, волевых, автоматизированных.

Волевые качества личности: 1) инициативность; 2) самостоятельность, независимость; 3) решительность (в принятии решения); 4) настойчивость в исполнении решения; 5) самоконтроль, выдержка, самообладание; 6) последовательность и принципиальность.

Эти личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к его осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.

Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей. Критерием нарушения сознания является отсутствие ориентировки в собственной личности, месте и времени, нарушение восприятия и оценка реальной ситуации больным, в том числе изменяется понимание самой болезни и обстоятельств медицинского обследования и лечения, что выражается в болезненных высказываниях пациентов, их неадекватном поведении. Подобное состояние требует своевременного распознавания и правильной врачебной тактики. Нарушения сознания нередко встречаются у больных соматическими расстройствами, в связи с чем знание врача критериев ясного и патологически измененных состояний сознания представляется актуальным.