Файл: Лекции психоанализа. Лекция 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рудневская Мария, гр. ПС5И19/09
Лекции психоанализа.

Лекция 1

Психоанализ – это наука о бессознательном или о бессознательной части психики человека. Наша психика условно подразделяется на сознательную и бессознательную части. Сознательно бессознательная части, конечно, работают как единое целое, но мы это подразделяем искусственно для того, чтобы можно было бы разобраться и понять, а что же это такое бессознательное, как оно работает и какую роль в жизни и психике человека оно играет. Бессознательная часть психики условно можно сказать играет роль 90% в принятии решений, в социальной жизни человека все 95%. И только лишь 10–15% роль сознательной части психики в социальной жизни человека: в принятии решения, в различных социальных взаимодействиях, в отношениях между людьми. Социальная жизнь является основной основой вообще всей человеческой жизни. В социальной культурной жизни конечно же бессознательное играет ведущую роль, что очень важно, когда мы говорим о психоанализе. Психоанализ — это не единая наука. В качестве примера приведу такую метафору - аналогию с биологией. В биологию входит, например ботаника. Ботаника — это биологическая наука. Человек, например учёный, занимается ботаникой, защищает диссертацию, он будет кандидат биологических наук. Существует ещё такая наука в биологии – зоология. Зоология занимается изучением животных. Человек защитил кандидатскую диссертацию, например, он же не будет кандидатом зоологических наук, он будет кандидатом биологических наук. Люди, которые занимаются молекулярной генетикой, биохимией, физиологией — это всё относится к биологии, хотя науки совершенно разные. Молекулярная генетика и ботаника абсолютно разные науки, но тем не менее они относятся к биологии. Вот так и психоанализ, есть классический психоанализ, который создал Зигмунд Фрейд, известнейший австрийский учёный, который жил и работал во второй половине 19 века и в первой половине 20 века. Жил и работал он в Вене в Австрии. Классический психоанализ Фрейда мы ещё называем метопсихология Фрейда. Метопсихология — это то, что находится за психологией сознания, потому что до психоанализа была только психология сознания, а когда появился психоанализ естественно стали изучать бессознательную часть психики, которая как бы находилась за психологией сознания. Метопсихология изучает психологию бессознательного. Потом ещё при жизни Фрейда появилось ещё одно направление в психоанализе, так называемое объектное отношение, потом появилось ещё одно направление эго психология или психология я и т. д. Сегодня мы имеем где-нибудь 5–8 направлений психоанализа. В настоящее время тоже создаются направления, например, ментализация, она используется для терапии очень тяжёлых состояний так называемых пограничных состояний. Но что же объединяет все эти направления в психоанализе? Их объединяет одно, что все эти направления психоанализа изучают бессознательную часть психики человека. И если это касается психотерапии, то можно сказать, что это клинический психоанализ или медицинский психоанализ, но психоанализ занимается не только психотерапией, использование психоанализа в практике психотерапии это одно из направлений психоанализа. Фрейду удалось показать, что проблемы, которые формируются у человека, изначально формируются в бессознательной части психики и причём формируется в его раннем детстве. По сути, первые 2 года жизни являются фундаментом образования всех проблем, которые потом могут проявиться у взрослого человека, с которыми потом клиенты будут приходить к психологам. Существует целый ряд направлений психоанализа, которые занимаются разными подходами в психотерапии. Но для того чтобы можно было бы понять что психоанализ это не только наука о психотерапии, а о роли бессознательного в образовании проблем в психологических и о роли психоанализа или применение психоанализа в терапии различных психологических проблем, дело в том что наша бессознательная она проявляется не только скажем так в создании каких либо наших психологических проблем, наша бессознательная это является создателем всей культуры, вся культура создаётся бессознательной частью психики. Великие поэты разных стран, разных народов, наши великие поэты такие как Пушкин, Лермонтов и современные поэты такие как Вознесенский, Ахмадулина, конечно, их творчество является именно показателем того, как работает
поэтическое бессознательное этих поэтов, конечно это продукт бессознательного. Живопись, литература, архитектура и во многом наука, я имею в виду научные открытия, конечно же они все являются продуктом бессознательного, периодическую таблицу, которую создал Менделеев, ее суть в том, что она ему приснилось. А вот сон как в свое время сказал Фрейд, является королевской дорогой к нашему бессознательному, потому то, что мы видим во сне, является продуктом бессознательного.

Несколько слов об открывателе психоанализа: Зигмунд Фрейд родился в 19 веке в маленьком чешском городе Пршиборе, потом его родители переехали в Вену, в то время Чехия входила в Австро-Венгерскую империю. Мама Фрейда имела свое происхождение из Одессы. Фрейд провел свое детство в Вене, окончил там гимназию, затем поступил в Венский университет на медицинский факультет. Фрейд был очень одаренным юношей, он увлекался наукой и параллельно работал в институте физиологии примерно со 2 или с 3 курса как стажёр. В то время институт физиологии был очень знаменит на весь мир, и Фрейд там очень преуспел, будучи студентом, он много работал с нервными клетками и очень многое сделал в изучении физиологии нервных клеток, говорят он был близок к открытию нейрона. Фрейда очень ценили как научного сотрудника, как учёного, но по окончании института свободного места в институте физиологии не нашлось, и Фрейд вынужден был пойти работать врачом в городскую Венскую больницу. Там он перепробовал достаточно много направлений, начиная с хирургии, терапии, психиатрии и остановился на неврологии. Он занимался нервными клетками, это и послужило тому, что он задержался в неврологии. Но поскольку он был очень пытливым учёным, то стал изучать в то время трудноизлечимые неврологические болезни. Достиг там успехов, написал книгу буквально в короткий срок о своих наблюдениях и открытиях при лечении некоторых неврологических заболеваний. Его заметили и пригласили в Венский университет на медицинский факультет читать лекции по неврологии как приват доцента. В университете был объявлен конкурс, Фрейд его выиграл и отправился в Париж. В то время в Европе была распространена болезнь, называемая истерией. Суть болезни в том, что истерия сомотизировалась, она проявлялась в большинстве случаев в телесных проявлениях, так как параличи, недержание походки, тремор рук и ног, слепота, глухота, немота. И все эти вещи были обратимы. В основном эта была болезнь женщин. Фрейд очень проникся тайной истерии и по возвращении в Вену рассказал о своих впечатлениях своему другу врачу Брейеру. Брейер в свою очередь поделился с Фрейдом случаем из своей прокатки, в литературе он известен как случай «Анна О». У его пациентки были параличи тела, она забыла свой родной язык, она отказывалась пить воду, у нее был бред и галлюцинации. В то время науки психотерапии не существовало. Брейер применял к ней гипноз и во время гипноза пациентка стала рассказывать, что ей трудно сидеть у постели своего больного отца и притворяться, показывая положительные эмоции. Она должна была прятать свое горе в себе, а внешне демонстрировать улыбку. По выходу из гипноза пациентке стало легче, тогда доктор стал повторять свои сеансы. Эта пациентка дала название этому лечению – лечение разговором. Можно сказать, что это был первый психотерапевтический сеанс в мире. Что же происходило? Когда возникала стрессовая ситуация, пациентка держала и подавляла переживания в себе, они у нее накапливались, но когда подавленные чувства

выходили под воздействием гипноза наружу, происходило раскрепощение. Брейер назвал этот процесс катарсисом (с др. греч. – очищение). Так был найден первый психотерапевтический подход для таких сложных состояний, его назвали катарсическим методом. Суть этого метода заключалась в том, что в присутствии терапевта нужно было вспомнить и пережить травмирующее событие, тогда симптоматика отступала. Когда Брейер рассказал это Фрейду, Фрейд очень серьезно воспринял этот рассказ, а поскольку у него в практике было достаточно много истерических больных, он стал пробовать использовать этот подход со своими клиентами и этот подход стал себя оправдывать, это очень помогало клиентам. Но до одного случая. Фрейд не смог загипнотизировать одну свою клиентку. Тогда Фрейд принял решение поехать во Францию к врачу, который использовал гипноз для терапии и повез с собой свою клиентку. Этот врач тоже не смог ее загипнотизировать и признался Фреду, что не все люди поддаются гипнозу. Для Фрейда это был удар, то, что не все больным будет подходить это вид терапии. Он не сразу уехал из Франции и стал свидетелем экспериментов, которые проводил там этот врач гипнотизёр. Он занимался в то время так называемым постгипнотическим внушением. Суть – во время гипноза, он гипнотизировал своего пациента, чтобы, когда тот выйдет из гипноза он сделал то, что ему сказал гипнотизёр во время сеанса. Информация после гипноза где-то была в психике, сохранялась, клиент ничего не знает об этой информации абсолютно, но подчинялся этой информации и делал все согласно этой информации о которой ничего не знал, а потом как-то рационализировал. Эта информация хранилась в бессознательном. Фрейд как ученый сразу оценил, то, что происходило. В то время этот врач Бернгейм занимался еще одними исследованиями, он считал, то, что можно вспомнить то, что происходило под гипнозом. Он проводил эксперименты, и Фрейд присутствовал при этих экспериментах. Он настаивал, что пациенты могут вспомнить, то, что происходило под гипнозом и оказывал на них некоторое давление: «Вы помните», «Вы должны вспомнить» и действительно клиентам кое-что удавалось вспомнить. Фрейд это взял на вооружение, что, если гипноз не работает, как заглянуть в бессознательное? Фрейд стал класть клиента на кушетку, сам садился рядом и клал руку на лоб и говорил: «Сейчас Вы вспомните» или «Сейчас придут какие-нибудь фантазии, Вы мне о них рассказывайте». Этот метод себя оправдал, Фрейду удалось таким способом работать со своими истерическими больными. Работа это была тяжелая и изнурительная как для клиента, так и для терапевта. Но произошла одна ситуация, Фрейд сам о ней не писал, а писали некоторые биографы об этом случае. Примерно произошло следующее, одна из клиенток, когда Фрейд ей клал руку на лоб и давил, говорил: «вы сейчас должны вспомнить», она ему сказала, профессор уберите пожалуйста свою руку с моего лба, вы мне мешаете вообще сосредоточиться, пожалуйста замолчите. И она стала говорить, по сути дела пошёл поток разных мыслей. И вот этот поток разных мыслей как раз то, что Фрейд потом назвал свободными ассоциациями. Клиентка говорила то, что первое приходит в голову, поток, может быть, даже не связанных мыслей, из одного переходила в другое. И Фрейд на это обратил внимание и когда в этом потоке, который шёл разных мыслей, где-то метафорически удавалось понять по сути дела в скрытом таком виде происходило как бы некий рассказ о том, как же всё это изначально начиналось вся эта симптоматика, то есть по сути дела можно было дойти до истоков самого стресса. Надо сказать, что Фрейд в то время занимался очень активно толкованием сновидений, он
готовил книгу Толкование сновидений, которая была уже написана 1895 году, но вышла в свет только лишь в 1900 том году. И здесь конечно же в толковании сновидений Фрейд смог понять, смог расшифровать как ночные сновидения, которые как бы снятся как абракадабра, а на самом то деле что скрывается за этой абракадаброй, что на самом то деле то что снится это символы переживаний, во многом бессознательных переживаний. И если расшифровать эту символику, то можно будет понять, что скрывается на самом деле за этим сновидением, какой истинный смысл скрывается, какое переживание скрывается за этим сновидением. Его исследование сновидений и когда он обратил внимание на этот свободный поток ассоциации как бы внешне не связанных, то Фрейд смог понять, что на самом то деле за этими свободными ассоциациями, за теми, что говорит клиент, это тоже как сновидение, это какая-то символика, которую надо понять. Что за этой символикой что-то скрывается, эти свободные высказанные ассоциации что-то означают. Вот так был открыт метод свободных ассоциаций, главный метод психоанализа. Есть такая русская народная поговорка, которая как раз показывает метод свободных ассоциаций: «что у кого болит, тот о том и говорит», то есть рано или поздно в этом потоке всегда в свободных ассоциациях речь пойдёт о главной проблеме, которая на самом то деле волнует. Фрейд начал задумываться почему же так трудно истерикам вспомнить стрессовую ситуацию, чтобы заново ее пережить рядом с психотерапевтом. Он стал рассуждать как ученый на эту тему и у него возникла гипотеза: на самом то деле стрессовая ситуация является невыносимой для души этих клиентов. Это травма. Тогда эти переживания изгоняются в бессознательное. Фрейд назвал этот процесс – вытеснением. А сам рабочий процесс, который препятствовал возвращению вытесненного материала в сознание, он назвал – сопротивлением. Для того чтобы уберечь сознание от переживаний они вытесняются в бессознательное. Вытеснение – это психологическая защита, открытая Фрейдом. Как работает эта защита? Если объяснить словами: «Это для меня ужасно, я хочу об этом забыть». Происходит вытеснение и человек об этом не помнит. Вытесненный материал стремиться вернуться в сознание, но сила вытеснения его там удерживает и не дает вернуться в сознание. Но психика наша так устроена, что этот вытесненный материал может вернуться в сознание если он изменится до неузнаваемости, например в сновидении. Наше бессознательное эту измененную символику прекрасно понимает. Здесь Фрейд использует метод свободных ассоциаций, они позволяют выйти на сами переживания, которые символизированы во сне или в фантазиях.


Истерия, откуда она взялась? В 19 веке в Европе господствовала Викторианская эпоха. Женщине в этой культуре уделялась роль жены, которая должна была родить и воспитывать ребенка, ухаживать за мужем, за домом и всякое сексуальное проявление было табуировано. Женщины, которые сексуально проявлялись, чувствовали сильнейшее чувство вины. Сексуальные инстинкты локализуются в бессознательной части психики. Представительство инстинктов в психике называется влечением в классическом психоанализе Фрейда. Влечение локализуется в бессознательной части психики. Бессознательная часть психики в виде влечения дает приказ Я клиента, а Я – это часть психики, которая является исполнительным органом. А есть такая инстанция психики человека, которая называется СверхЯ, которая отвечает за мораль, за совесть и определяется культурой общества. В строгую Викторианскую эпоху было очень строгое СверхЯ, которое не позволяло сексуальные проявления. У целого ряда женщин, которые мастурбировали, парализовалась та рука которой они это делали. Это было самонаказание СверхЯ. Когда к Фрейду попадали такие клиентки, важно было эту ситуацию разложить по полочкам и вспомнить что паралич возник во время мастурбации или после мастурбации, когда возникло чувство вины. Важно, что сам паралич как симптоматика представлял символику конфликта. Суть конфликта в том, что бессознательное было стремление мастурбировать, а защитные силы в виде требования СвехЯ, что это низость, противодействовали этому, суммарно возникал психологический конфликт. С одной стороны к Я направляется сила из бессознательного мастурбировать, а с другой стороны идет другая сила на запрет мастурбации. Что делать бедному Я, которая является исполнительным органом? Оно создает истерический невроз в параличе руки которой мастурбировали. Фрейд назвал это истерической конверсией. Это было большое продвижение психоанализа, была открыта психосоматика которая подвергалась психотерапии.

Фрейд создал психосексуальную теорию развития. Фрейд под сексуальностью понимал не то, что мы думаем в обыденной жизни. Мы под сексуальностью понимаем генитальные контакты. Для Фрейда сексуальность абсолютно не была связана с генитальностью, сексуальность для Фрейда было очень широкое понятие. Фрейд начал с того, что выделил специфическую сексуальную энергию, которую назвал либидо. Дальше Фрейд подчеркивая, что сексуальность - это не генитальность, не половой акт, он ввел понятие Эроса (Бог любви, любовь в самом широком смысле слова) и Тонатоса (Бог смерти, различные виды агрессии). Фрейд вводит понятия: стремление к жизни через Эрос и стремление к смерти через Тонатос. Фрейд стал изучать сексуальность в широком смысле слова. Он стал изучать сексуальность ребенка, что вызвало ужасный гнев у людей того времени. Он показал, что значит для него сексуальность, например новорожденный ребенок, в чем проявляется его сексуальность, развитие его сексуальности. Новорожденный ребенок получает максимальное удовольствие от сосания материнской груди и от вкуса материнского молока. Фрейд это назвал оральной сексуальностью. Главный психологический смысл оральной сексуальности у младенца – поглощение, то есть, с одной стороны, он получает удовольствие от сосания, а психологически он поглощает материнское молоко и это поглощение является главным психологическим действием. Развитие сексуальности идет параллельно развитию психики, главный паттерн поведения новорожденного младенца – это поглощение. И если будет фиксация на этой стадии развития, то этот паттерн поглощения во взрослом возрасте будет стремиться поглотить другого человека, будет требовать от него абсолютного принадлежания. Оральная фаза развития – от рождения до 1,5 лет.