ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От 1,5 до 2,5 лет – анальная стадия развития, ребенок получает максимальное удовольствие от выталкивания фекалий и от удерживания фекалий, когда он начинает уже управлять сфинкстером. Параллельно формируются такие паттерны поведения как выталкивание или удержание. Выталкивание – это как бы проявление агрессии, неудержание злости или агрессии. Или сдерживание – формируется другой характер, здесь есть граница, которая протекает между неврозом и психозом.
Эдипальная фаза развития (детская генитальная фаза развития), она определяется тем, что часть тела ребенка стимуляция которого получает, наибольшее удовольствие переходит от ануса к гениталиям у детей обоих полов. В этом возрасте 2,5–3 года дети узнают, что у них есть гениталии, если эти гениталии стимулировать получается удовольствие и у некоторых детей открывается детская мастурбация. В этой же фазе проявляются следующие моменты: мальчик в этой фазе развития, где-то начиная с трёх лет делает свою маму первым сексуальным объектом, а девочка делает папу первым сексуальным объектом абсолютно бессознательно, но где-то в зависимости от развития появляется страх, что отец его накажет, как бы кастрацией. У женщин тоже существует страх кастрации и это вообще показатель развития сильного невроза, когда девочки в общении с папой хотят сделать его своим мужчиной и хотят вытеснить маму из отношению с отцом. Задача эдипального конфликта при нормальном развитии в том, что мальчик должен идентифицироваться с отцом, и после идентификации отдать ему его женщину, то есть маму, а самому взять путь на то, что он вырастет и у него будет своя женщина на которой он женится. То же самое должно происходить и с девочкой, но есть такие гипотезы что этот процесс идёт хуже чем у мальчиков, что в эдипальной фазе девочки иногда чаще застревают. Застревание в эдипальной фазе развития конечно же очень болезненно. Потому что мальчики которые застревают в эдипальной фазе развития, то есть когда мама остаётся для них первым сексуальным объектом, а уже это не мальчик, а юноша и уже у него должны быть свои женщины, а иметь никакие отношения с женщиной такой мальчик не может потому что у него или случается преждевременная эякуляция, то есть он абсолютно не может пенитрировать женщину, то есть войти в ее лоно, сразу же возникает эякуляция или же в данном случае нет эрекции и опять ничего не получается. Такие мужчины не могут иметь сексуальных контактов и это требует серьёзного психологического лечения.
Лекция 2
Помимо классического психоанализа Фрейда очень важной составной частью психоанализа является психоанализ объектных отношений. Если классический психоанализ Фрейда — это психоанализ, который изучает устройство психического аппарата, теорию влечений, теорию психосексуального развития, внутриличностный конфликт и как он происходит, как внутриличностный конфликт создаёт те или иные психологические проблемы. То теория объектных отношений изучает роль материнского объекта в развитии психики младенца, потому что младенец рождается как чистый лист бумаги, у младенца нет никакой информации касающийся социального общения и социального взаимодействия. У новорожденного есть интенсивная программа различных инстинктов, направленных на выживание младенца, то есть внешне младенец выглядит очень беспомощно, но на самом деле он наделён мощными инстинктами выживания, но эти инстинкты направлены на его взаимодействия с матерью. У матери активизируется материнские инстинкты в ответ на появление младенца, который сначала вынашивается, потом рождается, а потом, когда он родится мать его прикладывает к груди, тогда идёт мощная стимуляция выработки молока у матери. Начинается 1 фаза подстройки младенца под мать, а матери под младенца. Им надо установить ритм жизни, днем бодрствовать, а ночью спать, периоды кормления, сколько раз в день, через сколько часов, а также другие всякие процедуры, это и пеленания, смена подгузников, купание, одним словом, расписывается вся младенческая жизнь в определённом порядке. И здесь младенец подстраивается под мать, а мать подстраивается под младенца. У младенца очень ярко выражен инстинкт как найти материнскую грудь, это очень интересно посмотреть, у него голова начинает ходить то в лево, то в право, он ищет сосок и хватает его, как бы нащупывает. Это все абсолютно инстинктивное движение головы младенца, он как радар ищет, это инстинктивная подстройка. Примерно 2 недели жизни новорожденного и матери уходит на эту постройку друг к другу. Маргает Малер назвала этот период безобъектным, поскольку инстинкты младенца больше определяют отношения младенца к матери. Сейчас мы будем говорить о теории объектных отношений Маргарет Малер. Условно следующий период развития младенца называется симбиотической фазой развития. На этой фазе младенец находится в симбиотической связи с матерью. Этот период характеризуется для младенца полным единством с матерью. Он по своим чувствам не отличает тело матери от своего тела, это значит, что младенец воспринимает тело матери как свое тело. Младенец не отличает ни верх, ни низ, если есть какие-то болевые точки, он не знает, то ли это у него что-то болит внутри или же кто-то нападает на него извне. Симбиотическое единство младенца с матерью продолжается в среднем до 5 месяцев. Затем начинает развиваться другая фаза, которую Маргарет Малер назвала по аналоги с рождением цыплят вылуплением, или же назвала как метафору - сход симбиотической орбиты. Эта фраза очень важная, потому что на этой фазе младенец начинает ощущать, что у него есть свое тело и что он в телесном плане имеет отличное тело от матери то, что у матери свое тело, а у него своё тело. Это очень важное открытие
младенца в его психологическом развитии, в развитии Я. Развитие Я начинается с телесного Я. У младенца – тело является продолжением психики младенца, у него психика и тело работают как единое целое. Когда младенец чем-то расстроен у него напрягается лицо, ручки сжимается в кулачки и начинается движения ручек вверх и вниз, ножки тоже вверх и вниз, младенец реагирует всем своим телом на неудовольствие или стрессовые для него явления. И в этом плане очень важно, как писал Фрейд о развитии Я, Я в развитии младенца — это прежде всего телесное Я, то есть ядром Я у человеческого младенца является телесное Я, то есть ощущение его тела.
Следующий важный этап, когда младенец достигает 7–8 месячного - годовалого возраста. Он уже в этом возрасте начинает ползать как минимум на четвереньках по полу, может быть, пытается держась за какие-то вещи пытаться вставать на ножки, то есть начинает овладевать своим телом. Этот процесс овладения своим телом и тот процесс, что он может уже передвигаться, то есть ползать, например, он может подползти к двери и по исследовать комнату, как что там устроено, где кроватка его стоит, появляется такая первая исследовательская деятельность, вдруг открывается перед ним целый мир, его комната вообще это целый новый мир, малыш делает открытия. Вот эта подфаза называется подфаза развития или подфаза практики. Интересно в этой подфазе развития ребёнка то, что примерно с 8 месяцев исходя из теории объектных отношений, мать становится для него либидным объектом, значимым объектом, его опорой, гарантом безопасности. То есть к 8 месяцам считается, что устанавливаются объектные отношения и формируется привязанность ребенка к матери. В раннем детстве отношение к себе, ощущение себя, неразрывно связанно с отношением с объектом, отношение к себе связано с отношением с объектом, то есть в данном случае с матерью. Объект хороший - я хороший, объект плохой - я плохой. Из множества этих сочетаний состоит наше Я. На этой подфазе происходит важная вещь: малыш может пообщаться с мамой, мама может подойти к играющему младенцу, сказать что-либо ласковым голосом, поцеловать, обнять и допустим на небольшой период времени куда-то выйти, например на кухню позаниматься своими делами. А младенец в этот период времени помещает маму в свое Я, память о ней, их тёплое взаимодействие с ней помещает в свое Я. То есть уже внутренняя мама, которую он поместил в свое Я, ему хватает как будто бы зарядилась батарейка на какое-то не очень большое время. И если спустя короткое время мама не появится, то это вызовет стресс у ребёнка, появятся страхи и тогда ребёнок начинает проявлять поведение привязанности. Он начинает плакать, показывая, что он очень расстроен. И очень важно чтобы мама откликнулась на этот плач и требования ребёнка чтобы мама немедленно появилась и успокоила его, что она рядом, что что он находится в безопасности, что он находится под защитой. Мама появляется, берёт ребёнка на руки, целует. Важно чтобы период расставания был очень короткий, а лучше всего чтобы мама не дожидалось, когда ребёнок начнёт показывать поведение привязанности, своим плачем требуя появления мамы, а появится раньше времени и снова подзарядит его как батарейку. А затем снова может выйти и какое-то короткое время заниматься делами, и малыш будет иметь вот эту маму внутреннюю которого поместил внутрь себя. А когда на этой фазе развития мамы очень сильно фрустрируют ребёнка, то есть когда мамы не удовлетворяет эту потребность ребёнка быть на этой фазе рядом, показывать что они поддерживают ребёнка, показывать ему что они вместе с ребёнком, что ребёнок в безопасности, что мать здесь, что мать никуда не денется, что она создаёт безопасность ему, что она любит его, что она с ним. Если этого не происходит на
этой подфазе развития или фазе развития, то может на этой подфазе произойти так называемая фиксация.
Следующая подфаза – подфаза воссоединения, от 1,5 до 2 лет. Характеризуется тем, что ребенок в этом возрасте начинает ощущать свою психологическую индивидуальность. Что он индивид со своими желаниями и чувствами, которые отличаются от желаний матери. При нормальном развитии происходит психологическое отделение ребенка от матери, это происходит бессознательно.
Следующая подфаза при нормальном развитии ребенка – константа либидного объекта, наступает где-то 1,8–2 года. Мать становится постоянным либидным объектом, постоянным объектом любви. Мать становится внутренним объектом, мать внутри его Я, это дает чувство безопасности и уверенности на всю жизнь. Люди, которые имеют константу либидного объекта всегда более уверенные в себе, более легко справляется с различными стрессовыми ситуациями. А люди, которые не имеют такого константного либидинозного объекта конечно же более чувствительны к стрессам, ранимы.
Когда младенцы не переходят на подфазу константа либидного объекта, а застревают на подфазе воссоединения? Эта подфаза воссоединения считается критичной подфазой в развитии, на которой проявляется дефицит развития ребенка – социального развития. Как будет развиваться психика ребенка зависит от отношения матери к ребенку. Младенец нуждается в социальном контакте, причем в активном. В этот социальный контакт младенец включается вместе с мамой, важно, что он слышит интонацию мамы, выражение ее лица. Когда это общение положительное получается объект хороший – я хороший, идет запись своей хорошести. При нарушении этого контакта идет нарушение психики ребенка, вплоть до психоза.
Итак, социальные отношения матери и ребенка, именно повседневные отношения, а не уход являются определяющим в развитии психики ребенка. Например, такая ситуация, когда мама попала в послеродовую депрессию, это равносильно физическому отсутствию матери. В данной ситуации мы можем говорить об эмоциональной брошенности. Здесь очень интересен эксперимент с обезьянами. Новорожденных обезьянок подсаживали к чучелу взрослой самки. Обезьянки воспринимали чучело как свою мать, они прижимались к ней, пытались найти социальное общение, но чучело было невозмутимо. За обезьянками был уход нянечек, но время они проводили с чучелом, то есть с эмоционально мертвой матерью. Дальнейшее наблюдение за этими обезьянками показало, что они значительно отставали в психическом развитии в сравнении с теми обезьянками, которые воспитывались реальными матерями.