Файл: Самобытные игры и национальные виды спорта народов Китая.doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
берут свое начало в религиозных практиках, некоторые появились из-за войн, а другие являются простыми развлечениями.
Китайские игры тесно связаны с практической жизнью людей, однако они берут своё начало не только из чисто развлекательных мероприятий, они имеют долгую историю и разные истоки, среди которых в основном можно выделить следующие аспекты (сферы):
1. Религия. Первобытные люди почитали силы природы и преклонялись перед ними, молили богов о защите, как следствие появились некоторые религиозные ритуалы. Например, корни «танца дракона» - в психологии древнего китайского народа, почитавшего дракона как своего предка. Танец был обращен к богам с просьбой ниспослать дождь. С развитием общества религиозным ритуалам (например, жертвоприношениям) постепенно перестали придавать столь серьёзное значение и «от развлечения богов перешли к развлечению людей» [22, с. 130]. Так в итоге появились многие народные увеселения и игры.
2. Магия. Люди раньше пытались управлять природой и обществом, манипулируя вымышленными «сверхсилами» природы. Широкое распространение имели экзорцизм (обычай или обряд в рамках различных религий и верований, применявшийся для изгнания из человека (или места) бесов или другой вселившейся в них силы путём принуждения одержимого лица к прочтению молитвы или иного ритуала той или иной степени сложности) [15], изгнание болезней, молитвы за спокойствие и благополучие и другие ритуалы (обряды). Например, полет воздушного змея - это своего рода колдовство, магический ритуал. Если кто-то заболевал, то симптомы болезни писали на воздушном змее и запускали его в небо, затем обрезали нить, удерживающую змея, и болезнь вместе с ним покидала человека, больше не возвращаясь [22, с. 131].
3. Физический труд. Человек покорял природу, развивал разные виды производственной деятельности, все это также являлось живым источником для зарождения огромного количества развлекательных игр. Большинство из них моделируют хорошо знакомый людям физический труд, эти игры наполнены эстетическим опытом субъекта, очень символичны. Например, ходьба на ходулях (цай гаоцяо). С древности и до сегодняшних дней рыбаки в приморских провинциях используют ходули, чтобы разместить сети в мелких местах и не промокнуть [24, с. 42]. Или игра «коршун ловит цыплят» - лаоин чжо сяоцзи), которая берет свое начало в имитации отношений между людьми и животными, животных между собой в процессе жизнедеятельности. Подобные игры отражают всю глубину понимания природы животных на протяжении их длительного взаимодействия с людьми.
4. Военное дело. Принцип «спрятать военную подготовку за развлечениями» [22, с. 130] имеет отношение к армейской подготовке. Обычно это были коллективные соревнования, состязания в силе, ловкости, точности или смекалке. Среди таких игр были и различные виды борьбы, и соревнования в стрельбе из лука, и даже китайское поло (ТТ - да мацю) [24, с. 22]. Тань Цзянь и Ло Цзин в своей работе приводят в качестве примера игру «перетягивание каната» (бахэ). Первоначально она называлась «цеплять на крючок» (шигоу). Считается, что игра была придумана для Гуншуцзы (одно из имен Лу Баня, знаменитого изобретателя, жившего в период Весны и Осени, 507-444 годы до н. э.). Он учил солдат сражаться на воде, они тренировались грести на лодках, учились тащить буксировочные тросы. К периоду правления Южных и Северных династий игра «цеплять на крючок» из тренировок на воде превратилась в популярное развлечение, а при династии Тан стала распространенной под названием «перетягивание каната» [22, с. 130].
Социокультурные практики китайских традиционных игр и их значимость для культуры китайского этноса трудно переоценить. Во-первых, народные игры способствуют развитию интеллекта у детей. Игра - это не просто физическое действие, это увлекательное обучение, а также комплексная деятельность, сочетающая в себе развитие физических и интеллектуальных навыков и способностей. Раннее детство в жизни человека является ключевым периодом его интеллектуального развития, главным образом за счет игры. Поскольку в это время когнитивные и мыслительные способности детей все еще находятся на низком уровне, то принятие и понимание внешнего мира в основном опирается на образы и действия. Игра помогает расширить детский кругозор, сформировать характер и развить интеллект. Например, играя в «коршун ловят цыплят», дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло; прятки развивают в них находчивость, проворность и быстроту принятия решений.
Во-вторых, традиционные национальные игры помогают культивировать чувство этнической идентичности, воспитывать национальный дух. Традиционные народные игры в Китае обладают длительной историей и богатым культурным наследием. Также им присущ такой важный атрибут, как региональность. Он проявляется в том, что определенные игры практикуют в том или ином регионе Китая. Как следствие, в них ярко выражена национальная идентичность играющих. Так, монгольские игры зачастую носят боевой, соревновательный характер, игры ненцев и орочонов связаны с ловкостью, охотничьими умениями, в играх южан инвентарем зачастую выступает бамбук. Таким образом, народные игры Китая стали эффективной формой развития национальной идентичности и национального духа. Народные игры помогают людям познакомиться с историей и культурой своего этноса, своих предков, что, в свою очередь, усиливает чувство гордости за свой народ. Например, национальную самобытность укрепляют такие народные игры, как «ют нори» (подбрасывание деревянных палочек) у корейцев, «перетягивание черепахи» у национальности ли (разновидность перетягивания каната, когда веревка привязывается к талии двух игроков, каждый должен перетянуть соперника, стоя к нему спиной и упираясь руками в землю) [10] и др. Всеобщее чувство достоинства и непрерывное самосовершенствование являются важными составляющими духовной культуры и социокультурных практик китайцев, а народные игры призваны культивировать этот национальный дух. Такие состязания, как, например, танец дракона, борьба, скачки, гонки на лодках-драконах, перетягивание каната, в дополнение к сильному духу соревнования, развивают у участников чувство коллективной чести и стремление к самосовершенствованию, формируют и поддерживают национальную идентичность.
В-третьих, традиционные игры помогают воспитанию характера и моральных качеств. Игра тесно связана с развитием социальных и личностных особенностей детей младшего возраста, особенно значима ее роль в воспитании и развитии «неинтеллектуальных факторов», таких как самосознание, воля, социальное познание и адаптивность. Игра - это, прежде всего, правила. Игрок должен усваивать и выполнять различные правила, тем самым углубляя понимание социальных законов и формируя нормы социального нравственного поведения. Исполнение ролей и подражание персонажам в ходе игры имеет для детей положительное значение, укрепляется их моральное сознание и нравственная целостность. С точки зрения социальной психологии, дети обладают высокой потребностью в общении, а также способностью к общению; участвуя в игре, они могут не только эффективно расширять рамки своего социального взаимодействия, но и генерировать положительные эмоции, что в будущем поможет им преодолевать негативные настроения. В то же время правила, порядок и традиционная культурная этика, используемые в народных играх, способствуют наследованию и конструированию традиционных ритуалов. Как пишут Тань Цзянь и Ло Цзин в своей статье «Современный анализ китайских традиционных детских дворовых игр», создание народных игр - это создание культурных традиций [21, с. 90].
В-четвертых, народные игры постоянно обогащают литературу, искусство и современный спорт, наиболее тесно связанные с ними танцевальное, театральное и цирковое искусства. Например, китайский народный танец «янгэ» (янгэ) появился в процессе сельхозработ, а именно посадки риса. Предшественником бамбукового цирка является игра «бегущие бамбуковые лошадки» (пао чжума). В качестве другого примера можно привести танец нации чжуан, проживающей в Гуанси-чжуанском автономном районе на юге КНР под названием «Коромысло» (бяньдань у). Он развился из традиционной национальной игры, в которой использовались коромысло и цепь, в эту игру играли в перерывах между работами в поле. «Танец разбрызгивания воды» народности дай берет своё начало от игры «брызгание водой» (пошуй). Кроме того, народные спортивные игры являются источником формирования и развития некоторых современных видов спорта. Например, игра в ручной воланчик (ЛЖ2 - да шоуцзянь) народности мяо постепенно превратилась в игру баньюйцю (ШЗЖ$). Она похожа на бадминтон, но играют деревянной ракеткой, похожей на ракетку для пинг-понга [19, с. 29]. В современных спортивных состязаниях, таких как борьба, стрельба из лука, перетягивание каната, катание на коньках и т. д., можно легко найти следы игровой деятельности ранних исторических периодов.
Независимо от того, насколько трудно определить время и место возникновения той или иной народной игры, производительная деятельность человека, религиозные практики и жертвоприношения, колдовство, социальные обычаи, военные действия, чьи явления слились воедино, - вот основные пути, которыми пришли к нам народные игры и развлечения. Именно на их основе сформировались китайские традиционные игры. В них находит свое отражение культура этого великого народа, тысячелетний уклад его жизни. Недаром монголы, которые завоевали когда-то Китай, но не покорили его народ, придумали пословицу: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Заключение
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что китайские исследователи видели традиционную игру не только как спорт или увеселения, но и как развлекательную деятельность, вызванную физиологическими и психологическими потребностями людей, занимающую большое место в жизни народа. В результате анализа работ У Бинъаня, Ли Пина, Ван Хуэй, Тань Цзяня и Ло Цзин мы сделали выводы, что многие китайские ученые составляли свои классификации игр. В нашей статье мы привели классификацию господина У Бинъаня и на ее основе разобрали пять основных видов китайских игр: сюжетно-ролевые, дворовые, интеллектуальные, «элегантные» и азартные, а также выявили связь игровых социокультурных практик с жизнью народа, их значение для китайской культуры в целом.
1. Азартные игры [Электронный ресурс]. (дата обращения: 29.10.2019).
2. Гулыга А. В. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.
3. Игра «Передай другому» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 25.10.2019).
4. Карточная игра «ецзы си» [Электронный ресурс]. -
5. Народные игры [Электронный ресурс]. (дата обращения: 28.10.2019).
6. Крылова О. Значение игровой деятельности [Электронный ресурс] // Начальная школа. - 2007. - № 3. (дата обращения: 29.10.2019).
7. Новикова О. Н. Игровые практики и конструирование идентичностей: моногр. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. - 131 с.
8. Сороковых Г В., Давыдова О. В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С. 63-69.
9. Традиционный спорт нации ли [Электронный ресурс].
10. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения. Т. 1. Воспитание человека / пер. с нем. И. Д. Городецкого; под ред. Д. Н. Королькова. - 2-е изд. - М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. - 360 с.
11. Хейзинга Й. Ното Меш. Человек играющий. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.
12. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 30.10.2019).
13. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / [пер. Э. Л. Радлова]. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 240 с. - дата обращения: 24.10.2019).
14. Эльконин Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс]. - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 360 с. (дата обращения: 28.10.2019).
Китайские игры тесно связаны с практической жизнью людей, однако они берут своё начало не только из чисто развлекательных мероприятий, они имеют долгую историю и разные истоки, среди которых в основном можно выделить следующие аспекты (сферы):
1. Религия. Первобытные люди почитали силы природы и преклонялись перед ними, молили богов о защите, как следствие появились некоторые религиозные ритуалы. Например, корни «танца дракона» - в психологии древнего китайского народа, почитавшего дракона как своего предка. Танец был обращен к богам с просьбой ниспослать дождь. С развитием общества религиозным ритуалам (например, жертвоприношениям) постепенно перестали придавать столь серьёзное значение и «от развлечения богов перешли к развлечению людей» [22, с. 130]. Так в итоге появились многие народные увеселения и игры.
2. Магия. Люди раньше пытались управлять природой и обществом, манипулируя вымышленными «сверхсилами» природы. Широкое распространение имели экзорцизм (обычай или обряд в рамках различных религий и верований, применявшийся для изгнания из человека (или места) бесов или другой вселившейся в них силы путём принуждения одержимого лица к прочтению молитвы или иного ритуала той или иной степени сложности) [15], изгнание болезней, молитвы за спокойствие и благополучие и другие ритуалы (обряды). Например, полет воздушного змея - это своего рода колдовство, магический ритуал. Если кто-то заболевал, то симптомы болезни писали на воздушном змее и запускали его в небо, затем обрезали нить, удерживающую змея, и болезнь вместе с ним покидала человека, больше не возвращаясь [22, с. 131].
3. Физический труд. Человек покорял природу, развивал разные виды производственной деятельности, все это также являлось живым источником для зарождения огромного количества развлекательных игр. Большинство из них моделируют хорошо знакомый людям физический труд, эти игры наполнены эстетическим опытом субъекта, очень символичны. Например, ходьба на ходулях (цай гаоцяо). С древности и до сегодняшних дней рыбаки в приморских провинциях используют ходули, чтобы разместить сети в мелких местах и не промокнуть [24, с. 42]. Или игра «коршун ловит цыплят» - лаоин чжо сяоцзи), которая берет свое начало в имитации отношений между людьми и животными, животных между собой в процессе жизнедеятельности. Подобные игры отражают всю глубину понимания природы животных на протяжении их длительного взаимодействия с людьми.
4. Военное дело. Принцип «спрятать военную подготовку за развлечениями» [22, с. 130] имеет отношение к армейской подготовке. Обычно это были коллективные соревнования, состязания в силе, ловкости, точности или смекалке. Среди таких игр были и различные виды борьбы, и соревнования в стрельбе из лука, и даже китайское поло (ТТ - да мацю) [24, с. 22]. Тань Цзянь и Ло Цзин в своей работе приводят в качестве примера игру «перетягивание каната» (бахэ). Первоначально она называлась «цеплять на крючок» (шигоу). Считается, что игра была придумана для Гуншуцзы (одно из имен Лу Баня, знаменитого изобретателя, жившего в период Весны и Осени, 507-444 годы до н. э.). Он учил солдат сражаться на воде, они тренировались грести на лодках, учились тащить буксировочные тросы. К периоду правления Южных и Северных династий игра «цеплять на крючок» из тренировок на воде превратилась в популярное развлечение, а при династии Тан стала распространенной под названием «перетягивание каната» [22, с. 130].
Социокультурные практики китайских традиционных игр и их значимость для культуры китайского этноса трудно переоценить. Во-первых, народные игры способствуют развитию интеллекта у детей. Игра - это не просто физическое действие, это увлекательное обучение, а также комплексная деятельность, сочетающая в себе развитие физических и интеллектуальных навыков и способностей. Раннее детство в жизни человека является ключевым периодом его интеллектуального развития, главным образом за счет игры. Поскольку в это время когнитивные и мыслительные способности детей все еще находятся на низком уровне, то принятие и понимание внешнего мира в основном опирается на образы и действия. Игра помогает расширить детский кругозор, сформировать характер и развить интеллект. Например, играя в «коршун ловят цыплят», дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло; прятки развивают в них находчивость, проворность и быстроту принятия решений.
Во-вторых, традиционные национальные игры помогают культивировать чувство этнической идентичности, воспитывать национальный дух. Традиционные народные игры в Китае обладают длительной историей и богатым культурным наследием. Также им присущ такой важный атрибут, как региональность. Он проявляется в том, что определенные игры практикуют в том или ином регионе Китая. Как следствие, в них ярко выражена национальная идентичность играющих. Так, монгольские игры зачастую носят боевой, соревновательный характер, игры ненцев и орочонов связаны с ловкостью, охотничьими умениями, в играх южан инвентарем зачастую выступает бамбук. Таким образом, народные игры Китая стали эффективной формой развития национальной идентичности и национального духа. Народные игры помогают людям познакомиться с историей и культурой своего этноса, своих предков, что, в свою очередь, усиливает чувство гордости за свой народ. Например, национальную самобытность укрепляют такие народные игры, как «ют нори» (подбрасывание деревянных палочек) у корейцев, «перетягивание черепахи» у национальности ли (разновидность перетягивания каната, когда веревка привязывается к талии двух игроков, каждый должен перетянуть соперника, стоя к нему спиной и упираясь руками в землю) [10] и др. Всеобщее чувство достоинства и непрерывное самосовершенствование являются важными составляющими духовной культуры и социокультурных практик китайцев, а народные игры призваны культивировать этот национальный дух. Такие состязания, как, например, танец дракона, борьба, скачки, гонки на лодках-драконах, перетягивание каната, в дополнение к сильному духу соревнования, развивают у участников чувство коллективной чести и стремление к самосовершенствованию, формируют и поддерживают национальную идентичность.
В-третьих, традиционные игры помогают воспитанию характера и моральных качеств. Игра тесно связана с развитием социальных и личностных особенностей детей младшего возраста, особенно значима ее роль в воспитании и развитии «неинтеллектуальных факторов», таких как самосознание, воля, социальное познание и адаптивность. Игра - это, прежде всего, правила. Игрок должен усваивать и выполнять различные правила, тем самым углубляя понимание социальных законов и формируя нормы социального нравственного поведения. Исполнение ролей и подражание персонажам в ходе игры имеет для детей положительное значение, укрепляется их моральное сознание и нравственная целостность. С точки зрения социальной психологии, дети обладают высокой потребностью в общении, а также способностью к общению; участвуя в игре, они могут не только эффективно расширять рамки своего социального взаимодействия, но и генерировать положительные эмоции, что в будущем поможет им преодолевать негативные настроения. В то же время правила, порядок и традиционная культурная этика, используемые в народных играх, способствуют наследованию и конструированию традиционных ритуалов. Как пишут Тань Цзянь и Ло Цзин в своей статье «Современный анализ китайских традиционных детских дворовых игр», создание народных игр - это создание культурных традиций [21, с. 90].
В-четвертых, народные игры постоянно обогащают литературу, искусство и современный спорт, наиболее тесно связанные с ними танцевальное, театральное и цирковое искусства. Например, китайский народный танец «янгэ» (янгэ) появился в процессе сельхозработ, а именно посадки риса. Предшественником бамбукового цирка является игра «бегущие бамбуковые лошадки» (пао чжума). В качестве другого примера можно привести танец нации чжуан, проживающей в Гуанси-чжуанском автономном районе на юге КНР под названием «Коромысло» (бяньдань у). Он развился из традиционной национальной игры, в которой использовались коромысло и цепь, в эту игру играли в перерывах между работами в поле. «Танец разбрызгивания воды» народности дай берет своё начало от игры «брызгание водой» (пошуй). Кроме того, народные спортивные игры являются источником формирования и развития некоторых современных видов спорта. Например, игра в ручной воланчик (ЛЖ2 - да шоуцзянь) народности мяо постепенно превратилась в игру баньюйцю (ШЗЖ$). Она похожа на бадминтон, но играют деревянной ракеткой, похожей на ракетку для пинг-понга [19, с. 29]. В современных спортивных состязаниях, таких как борьба, стрельба из лука, перетягивание каната, катание на коньках и т. д., можно легко найти следы игровой деятельности ранних исторических периодов.
Независимо от того, насколько трудно определить время и место возникновения той или иной народной игры, производительная деятельность человека, религиозные практики и жертвоприношения, колдовство, социальные обычаи, военные действия, чьи явления слились воедино, - вот основные пути, которыми пришли к нам народные игры и развлечения. Именно на их основе сформировались китайские традиционные игры. В них находит свое отражение культура этого великого народа, тысячелетний уклад его жизни. Недаром монголы, которые завоевали когда-то Китай, но не покорили его народ, придумали пословицу: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Заключение
Таким образом, подводя итоги нашего исследования, мы можем сказать, что китайские исследователи видели традиционную игру не только как спорт или увеселения, но и как развлекательную деятельность, вызванную физиологическими и психологическими потребностями людей, занимающую большое место в жизни народа. В результате анализа работ У Бинъаня, Ли Пина, Ван Хуэй, Тань Цзяня и Ло Цзин мы сделали выводы, что многие китайские ученые составляли свои классификации игр. В нашей статье мы привели классификацию господина У Бинъаня и на ее основе разобрали пять основных видов китайских игр: сюжетно-ролевые, дворовые, интеллектуальные, «элегантные» и азартные, а также выявили связь игровых социокультурных практик с жизнью народа, их значение для китайской культуры в целом.
Список использованных источников
1. Азартные игры [Электронный ресурс]. (дата обращения: 29.10.2019).
2. Гулыга А. В. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.
3. Игра «Передай другому» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 25.10.2019).
4. Карточная игра «ецзы си» [Электронный ресурс]. -
5. Народные игры [Электронный ресурс]. (дата обращения: 28.10.2019).
6. Крылова О. Значение игровой деятельности [Электронный ресурс] // Начальная школа. - 2007. - № 3. (дата обращения: 29.10.2019).
7. Новикова О. Н. Игровые практики и конструирование идентичностей: моногр. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. - 131 с.
8. Сороковых Г В., Давыдова О. В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С. 63-69.
9. Традиционный спорт нации ли [Электронный ресурс].
10. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения. Т. 1. Воспитание человека / пер. с нем. И. Д. Городецкого; под ред. Д. Н. Королькова. - 2-е изд. - М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. - 360 с.
11. Хейзинга Й. Ното Меш. Человек играющий. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.
12. Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 30.10.2019).
13. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / [пер. Э. Л. Радлова]. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 240 с. - дата обращения: 24.10.2019).
14. Эльконин Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс]. - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 360 с. (дата обращения: 28.10.2019).