Файл: Самобытные игры и национальные виды спорта народов Китая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра физической культуры и спорта

РЕФЕРАТ

на тему: самобытные игры и национальные виды спорта народов Китая

Выполнил: Пшеничный Ю.В. 4 курс ФК

Руководитель: Доктор педагогических наук,

Профессор Пасюков П.Н.

Южно-Сахалинск

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. История игр в Китае 4

1.1. Основные понятия самобытных игр и национальных видов спорта народов Китая 4

1.2. Обзор самобытных игр и национальных видов спорта народов Китая 6

Список использованных источников 17


Введение

Традиционные игры являются неотделимой частью китайской культуры. Многие ученые Китая проявляли интерес к исследованию этого феномена. В статье рассматриваются особенности подхода китайских ученых к определению феномена китайской традиционной игры. В КНР под традиционными играми «юси» понимают народные игры, а также азартные развлечения, широко распространенные в жизни народа. Так как Китай населяют представители 56 национальностей, то существует большое количество разнообразных игр. Следовательно, классификации традиционных игр разнятся по количеству видов и принципам игровой деятельности. В процессе изучения классификаций игр, выполненных различными китайскими учеными, авторы статьи выделяют приблизительно пять основных видов игр (включая игры, в которые играют дети): сюжетно-ролевые, дворовые, интеллектуальные, игры для компании и азартные.

В работе проанализированы пути возникновения игр, связанные с религиозными воззрениями древних китайцев, магическими ритуалами, физическим трудом и военным делом. Игра - это не просто физическое действие, комплексная деятельность, сочетающая в себе развитие физических и интеллектуальных навыков и способностей, но также способ формирования национальной идентичности. Поэтому значение социокультурных практик для формирования этнического самосознания трудно переоценить.

Китай - это государство, чья культурная традиция считается одной из самых древних в мире. На протяжении развития китайской истории народ этой великой страны создавал, накапливал и передавал свои культурные достижения, жизненные устои, духовные ценности новым поколениям, новым народам, вливавшимся в эту многонациональную семью.


Как пишут Г. В. Сороковых и О. В. Давыдова, культура государства - это сочетание культур его регионов в целом, так как региональная культура, развиваясь, питается из двух источников, один из которых - внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума, а второй - взаимодействие с другими культурами [9, с. 63].

Поэтому, изучая культуру Китая, человек рано или поздно сталкивается с традиционными китайскими играми, в которые китайский народ играет уже не одно столетие, и даже не одно тысячелетие. В современной литературе, посвященной культуре Китая, практически не уделяется внимания этому виду деятельности человека. В нашей статье мы попытаемся взглянуть на феномен «традиционная игра» с позиций таких китайских исследователей, как У Бинъань, Ли Пин, Ван Хуэй, Тань Цзянь и др.; определить, какие источники возникновения игр выделяются этими учеными. Также перед нами стоят задачи: рассмотреть, существуют ли классификации игр в Китае, на каких принципах они основаны; проанализировать влияние игровых практик на культуру народа Китая, значение игровой деятельности для формирования духовной культуры.

ГЛАВА I. История игр в Китае



1.1. Основные понятия самобытных игр и национальных видов спорта народов Китая


Что же такое игра? Откуда она пришла? Игра - это вид деятельности, которая исходит из физиологических потребностей человека, но при этом остается развлечением. Об этом говорили такие ученые, как Кант (см. [2, с. 24]), Ф. Шиллер [14], Г. Спенсер (см. [7, с. 19]), К. Бюлер (см. [16]), Ф. Фрёбель [11, с. 76-77]. Человеку необходимо удовлетворять свои потребности, поэтому очевидно, что культура имеет прочные связи с игрой. И концепция игровой культуры Йохана Хёйзинги в настоящее время является одной из самых распространенных. В своей работе «Ното Меш. Человек играющий. В тени завтрашнего дня», посвященной социокультурной концепции игры, он определяет игру так: «Игра есть добровольное поведение или занятие, которое происходит внутри некоторых установленных границ места и времени согласно добровольно взятым на себя, но, безусловно, обязательным правилам, с целью, заключающейся в самом этом занятии; сопровождаемое чувствами напряжения и радости, а также ощущением инобытия в сравнении с обыденной жизнью» [12, с. 41].

В большом энциклопедическом словаре «Цыхай» («Море слов») термин «игра» объясняется следующим образом: «Игра - это одна из разновидностей спорта. Подразделяется на интеллектуальные и подвижные виды. В первую категорию входят шахматы, кубики, игры с картами и т. п. Во вторую категорию в основном входят массовые, наполненные духом соперничества, игры с сюжетом и правилами, например, догонялки, эстафеты, а также развлечения с такими предметами, как мячи, биты, веревки и т. д.» (см. [8]).



Многие эксперты и ученые в Китае, такие как Ян Иньшэнь, Ма Гоцзюнь), Ма Шуюнь , Лю Шилинь, Ван Хуэй , Ли Пин, Цай Фэнмин, Лу Юцюань, Лу Шинань и др., исследовали традиционные китайские игры, давали определения этому феномену.

Например, Ли Пин в своей работе «Исследование китайских традиционных игр» писал: «Игра представляет собой развлекательную деятельность, вызванную физиологическими и психологическими потребностями людей» [20, с. 1].

Однако, как нам кажется, определение игры не должно ограничиваться только одной нацией, одним регионом или одной эпохой, это должно быть обобщенное абстрактное понятие деятельности в относительно длительных временных и больших пространственных рамках. По-видимому, самым приемлемым определением «народной игры» является определение, сформулированное У Бинъанем: «Народная игра - это увеселительная, развлекательная деятельность, традиционно занимающая большое место в жизни народа. В основном они популярны среди детей, однако их также часто включают в развлекательные мероприятия для взрослых во время праздников и фестивалей» [17, с. 333].


1.2. Обзор самобытных игр и национальных видов спорта народов Китая


В Китае под традиционными играми «юси» понимают народные игры, а также развлекательные игры, широко распространенные в жизни народа. Другое их название - «ваньшуа». Некоторые игры в процессе своего развития постепенно дополнялись, и, в конце концов, из них сформировались спортивные игры и цирковое искусство.

Как и в любой другой стране мира, в Китае существует бесчисленное множество народных игр. Это объясняется не только долгой историей Китая, но и большим количеством национальностей, с течением длительного времени объединившихся и проживающих на территории современного КНР. Поэтому вопрос классификации видов народных игр интересовал многих ученых. Принципы, по которым могут классифицироваться игры, тоже могут отличаться: по возрасту аудитории (детские и взрослые), по количеству участников (индивидуальные и коллективные), по наличию игрового инвентаря (с инвентарем или без) и пр. Принципом же, который используется чаще всего, является принцип классификации по типу игровой деятельности. Некоторые китайские ученые используют классификацию из трех типов (Чжун Цзинвэнь), некоторые из пяти типов [17, с. 333-335]. Даже есть классификации из 11 (китайский энциклопедический ресурс Байду Байкэ) [5] и 13 типов (Ма Гоцзюнь) [23, с. 3]. Однако приблизительно их все же можно разделить на пять основных видов (включая игры, в которые играют дети):


1. Сюжетно-ролевые игры в помещении - это игры, в которых дети подражают жизни взрослых, имитируют социальную жизнь, например, игры в различные моменты из семейной жизни («дочки- матери», «мама на кухне»), профессиональноролевые игры («я - повар», «доктор-больной», «учитель и ученики»), имитация ситуаций из жизни («на почте», «в магазине», «пикник», «чайная вечеринка») и пр. Как отмечает китайский ученый Ян Цзюнь, в таких играх детям нравится подражать близкой, знакомой жизни взрослых. Они могут выбирать себе партнеров, разрабатывать свои сюжеты и использовать игрушки [25, с. 174].

2. Дворовые игры (игры на свежем воздухе). Широкий смысл понятия «дворовые игры» относится ко всем народным играм и развлечениям вне помещения, на свежем воздухе, независимо от сезона. Например, «прятки» (чжо-мицан), «коршун ловит цыплят» (лаоин чжуа сяоцзи), «потерянный платок» (дю шоуцзюань), «обруч» (гунь техуань), «перетягивание реки» (перетяги вание каната, бахэ), «классики» ( тяо гэфан, - тяо фанцзы, тяоцзянь, тяо гэцзы) и др. Многие из этих игр - это коллективные догонялки, большинство носит соревновательный характер. Но есть игры, которые присущи определенному периоду года. В настоящее время всем известны развлечения первого месяца по лунному календарю: запускание воздушных змеев ( фан фэнчжэн), разгадывание загадок на бумажных фонариках (дэнми, вэньху, цай дэнми, да ху), танцующие драконы ( у лун, танцующие львы у ши), «избиение весны» или «избиение весеннего быка», когда разноцветной плетью избивают глиняного или бумажного быка, которого носят во время обряда встречи весны (да чуньню) и т.д. В пятый месяц по лунному календарю китайцы любят такие традиционные развлечения, как борьба (шуайц-зяо), качание на качелях (тан цюцянь), «состязание на травах», когда перетягивали свернутые петлей травинки (доу цао) и т.д. Игры середины осени - сражение паланкинов (цзяоцзы чжань), бои сверчков (доу сишуай), игра в земляные шарики, наподобие городков (да дигуньцю) [18, с. 674].

3. Интеллектуальные игры. Их разновидностей больше всего. В основном это игры, разработанные с целью развития интеллекта. Их можно разделить на два вида: первые служат для развития непосредственно интеллекта. Это игры на закрепление знаний, памяти, игры-головоломки. Они сочетают мозговую деятельность с гибкими и изобретательными практическими навыками. Среди интеллектуальных игр можно назвать такие, как различные загадки, «состязание трав», когда соревновались в знании названий окружающих растений - цветов, трав, деревьев (доу байцао), множество видов шахмат и шашек, танграм (цицяобань), головоломка «кольца в 9 звеньев» (цзюляньцюань) и т.д. Вторые - развивают умения. Наиболее распространенными играми являются скороговорки (жаокоулин), плетенки на пальцах (фань цзяоцзяо), вырезание из бумаги (цзяньчжи), оригами (чжэчжи) и пр.


4. Игры для компании, или, как их называет Ван Хуэй, «элегантные игры» [24, с. 67]. Они часто используются во время вечеринок, застолий, банкетов, так как раскрепощают гостей, дают возможность каждому блеснуть своими знаниями или талантами, настраивают на праздничное веселье. Это могут быть различные конкурсы, викторины, моментальные спектакли по ролям или с движениями. И зачастую связаны с выпивкой. Наиболее известной игрой является «Винный (застольный) приказ» (Щ-ф - цзю лин), существовавший в древние времена, по правилам игры один человек становится «офицером винного ордена», а остальные по очереди исполняют его приказы. В знаменитом романе китайского писателя Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» есть такие слова: «Застольный приказ все равно что военный, ему обязаны подчиняться все. За нарушение - штраф!» [13]. Нарушители наказываются штрафной чаркой вина. Также из элегантных игр можно назвать известную еще с эпохи Тан игру «Барабан и цветок» (цзигу чуань хуа) [3] как тип игры «передай другому», «дрейфующие винные чарки» ( цюйшуй люшан) [24, с. 67], чайные соревнования (ЖШ - мин чжань, или- ча) [24, с. 72], метание стрел в кувшин (тоуху) [24, с. 85] и пр.

5. Азартные игры - это игры на выигрыш и проигрыш. Еще в период Воюющих государств существовала игра под названием «Лю Бо», а позднее были разработаны такие формы азартных игр, как домино, кости, карточные игры «9 карт» (- цзю пай), «21 ворота» (- няньи мэнь), покер ( - пукэ), «ецзы си». Последняя была популярна уже с середины правления династии Тан. Позднее на ее основе появилась игра «мяцзян», которая сейчас известна во всем мире [4]. Древние азартные игры включают также разнообразные виды борьбы (цзюели), петушиные бои (доу цзи), бои перепелок (доу ан- чунь), скачки (сай ма) и пр.

Азартные игры представляют собой особую форму игровой деятельности, которая заключается в том, что она не только удовлетворяет потребность в игровом развлечении, но и «обналичивает» результаты игры [1].

Как отмечают китайские исследователи Тань Цзянь и Ло Цзин, эти игры являются «конкурентоспособной продукцией», созданной китайским народом и прошедшей тщательный отбор на протяжении длительного времени [22, с. 130].

ГЛАВА II. Традиционные и спортивные игры в повседневной жизни граждан Китая

2.1. Анализ происхождения традиционных и спортивных игр

Веселые и разнообразные традиционные игры Китая имеют древнюю историю, одни зародились еще в первобытном обществе, другие - относительно поздние. Некоторые имеют четкую историю, можно проследить начало и процесс их становления, а истоки других расплывчаты. Одни происходят из повседневной жизни, другие