Файл: Авторский коллектив А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Принадлежность к линии умк Всеобщая история. История древнего мира А. А. Вигасина О. С.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 3.
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Задание № 1. Заполните таблицу.
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
УМК («История», 5 класс) Авторский коллектив: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Принадлежность к линии УМК: Всеобщая история. История древнего мира А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы включает (состав УМК): учебник, ЭФУ, рабочую программу, поурочные разработки, рабочая тетрадь, проверочные и контрольные работы, тетрадь для проектов и творческих работ, атлас, Контурные карты | Введение Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. ДРЕВНИЙ МИР (62 ч) ДревнийВосток(20ч) Древний Египет(7 ч) Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта . Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии (4 ч) Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Ново вавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. . Восточное Средиземноморье в древности (2 ч) Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава (2 ч) Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. управление империей. Религия персов. Древняя Индия (2 ч) Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и культуры) Древний Китай (3 ч) Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм (20 ч) Древнейшая Греция (4 ч) Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы (10 ч) Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков Возвышение Афинского государства. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции (3 ч) Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч) Древний Рим (20 ч) Возникновение Римского государства (3 ч) Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч) Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч) Расцвет и падение Римской империи (6 ч) Культура Древнего Рима (3 ч) Римская литература, золотой Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. | Отсутствуют элементы содержания: «Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины»; «историческая карта» Соответствует ПРП. Соответствует ПРП. Соответствует ПРП. Соответствует ПРП Соответствует ПРП. Соответствует ПРП Отсутствуют элементы содержания «Могущество Египта при Рамсесе II» Соответствует ПРП Соответствует ПРП Соответствует ПРП Отсутствуют элементы содержания «Возникновение державы Ахеменидов, религия персов» Отсутствуют элементы содержания: «Приход ариев в Северную Индию»; «Держава Маурьев. Государство Гуптов» Соответствует ПРП Отсутствуют элементы содержания: «Правление династии Хань» Соответствует ПРП Соответствует ПРП Отсутствуют элементы содержания: «Сражение при Микале. Итоги греко персидских войн»; «Пелопонесская война: причины, участники, итоги» Соответствует ПРП Соответствует РП Соответствует ПРП Отсутствует элемент содержания: «Установление диктатуры Суллы» Соответствует ПРП Соответствует ПРП Отсутствует элемент содержания: «Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.» |
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Предмет: история
Класс: 5
УМК Авторский коллектив: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Принадлежность к линии УМК: Всеобщая история. История древнего мира А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы
Тема: Древние цивилизации Месопотамии
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. | Учебные задания |
В сфере универсальных учебных познавательных действий: — владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; —владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); —работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник , тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: —общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических общества х и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; — осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: —владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); —владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: —выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; —ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); —регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Размышляем, обсуждаем, исследуем, анализируем систематизируем и анализируем исторические факты, осуществляем реконструкцию исторических событий; соотносим полученный результат с имеющимися знаниями; определяем новизну и обоснованность полученного результата. | В урочной деятельности: например, в 5 классе, на уроках изучения государств и народов привлекаю знания других предметов (географии, биологии и музыки, изо для выявления причинно - следственных связей влияния климата, ландшафта на флору и фауну местности, а это в свою очередь на хозяйственную деятельность, религию, что определяет форму государственного устройства и значение роли коллектива и личности. знакомимся с культурой Греции, Италии, народов Востока, древнейшими цивилизациями. Урок 1. Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания ( Урок сопровождает презентация древнее Междуречье» -Работа с исторической картой -Работа со словарем .работа с понятиями: объясните слова: Месопотамия, Урук, Ур, Вавилон, шумеры, клинопись. Междуречье, Тигр, Евфрат,финики - находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты, используя легенду карты, объяснять местоположение словами Месопотамии, города государства -- Работа с источниками -мифы и сказания. -; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; —показать владение базовыми исследовательскими действиями 2.Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. ( презентация) Знание хронологии, работа с хронологией . извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника законы Хаммурапи, найти информацию в исторической литературе, интернет- ресурсе - развитие эмоционального интеллекта, понимания себя и других: анализ чтение законов Хаммурапи 3.Ассирия.Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. --Историческое описание (реконструкция)( презентация) Знание хронологии, работа с хронологией ( правление Хаммурапи) ----посчитайте сколько правил царь Хаммурапи? Показать древние государства на современной карте ( с помощью учителя) индивидуальное задание: составить простой план -характеризовать условия жизни ассирийцев в древности, -находить и показывать на исторической карте Ниневию, объяснять словами, понятия : Ассирия, Ниневия., Ашшурбанапал -участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого Ашшурбанапал выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании по отношению образа жизни ассирийцев Ниневия – «город крови» -сравнивать исторические явления, определять их общие черты и их различия.; Вавилона и Ассирии, правителей Хаммурапи и Ашшурбанапала осуществление совместной деятельности: задание в парах, сотрудничество Проверьте себя . Что впервые изобрели ассирийцы? Какая «слава» о них была? 4.Усиление Ново вавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Подготовка презентаций о памятниках Вавилона и письменности.( презентация) давать краткое описание памятников культуры( индивидуальный и групповой проект) высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам Вавилона, Ассирии.( Привлечение регионального материала проживание ассирийцев древних народов в Ростове на Дону с помощью учителя) самостоятельное задание работа с иллюстративным материалом- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы Обобщение Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания, только по выбранной Вами теме. А) Древний Вавилон Б) Занятия шумеров В) Царь Хаммурапи Г) Ассирия Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Захват Вавилона царём Киром, создание конницы , древние законы, строительство городов ,Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов. Перечень тем А) Месопотамия Б) Ассирия В) Ниневия Г) Вавилон Заштрихуйте на контурной карте Страны и города Классифицируйте понятия и даты по темам 1.Месопотамия,2. Ассирия, Понятия: Двуречье, клинопись, Ашшурбанапал, библиотека, Вавилон, Ур, Хаммурапи, 612г.до н.э.,Урок,1750г. до н.э., конница, законы, Ниневия Объясните два термина |
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Роль учебных предметов «история» и «обществознание» в подготовке учеников в современном обществе значительна, так как именно они помогают им найти ответы на сущностные вопросы миро познания и мировоззрения – «Кто мы?», «Что значит жить вместе в одном мире?», «Как связаны прошлое и современность?» и много других. Ответы предполагают восприятие школьниками исторических, моральных и духовных ценностей, исторического опыта своей страны, своей культуры. Современному школьнику надо дать возможность реализовать общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким умением, как умение учиться Главной задачей новых образовательных стандартов является – научить ребенка получать и добывать знания Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые знания, направленные на создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.