Файл: Современная гуманистическая педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная гуманистическая педагогика

Основным положением гуманистической концепции является защита достоинства каждой личности, признание равных прав и свобод, возможности на развитие и проявление своих индивидуальных возможностей для всех членов общества, а также создание равных условий для реализации личности каждого человека. Согласно гуманистической концепции конечная цель воспитания – это воспитание полноценного субъекта общества, в виде свободной и самодеятельной личности.

Большинство педагогов-гуманистов убеждены, что передача знаний «от поколения к поколению» способствует воспитанию патриотической личности.

Основы гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика – это система взглядов и научных методов, утверждающих ребенка равноправным участником воспитательно-образовательного процесса, который развивается под воздействием окружающей среды и педагога в силу своих способностей и возможностей, а также в процессе обучения и воспитания сохраняет свою индивидуальность.

Актуальность гуманистической педагогики на сегодняшний день состоит в том, что она защищает достоинства каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, признает права и свободы, а также различные проявления и развитие способностей личности. Основной задачей гуманистической педагогики является создание благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Гуманистическая педагогика устанавливает универсальную значимость человеческого бытия в общем, а также в отдельной личности каждого ребенка (то есть в частном). Согласно гуманистической педагогике общественным идеалом является совокупность ценностных установок личности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.

На сегодняшний день гуманистическую педагогику принято так же называть инновационной. Однако инновационной она является лишь для нашей страны, так как в странах Америки и Европы воспитательно-образовательная система уже давно ориентирована на гуманистический подход к процессу обучения и воспитания детей. В России гуманистическое направление в педагогике находится на стадии внедрения и развития.


Признаки гуманистической педагогики

Современная гуманистическая педагогика имеет следующие отличительные признаки:

1. Смещение приоритетов. Гуманистическая педагогика направлена на развитие психических, нравственных, физических и иных сфер личности ребенка, вместо овладения большим объемом информации и определенного круга умений и навыков, которые зачастую даже не используются ребенка в последующем.

2. Сосредоточенность на формировании свободной и самостоятельной личности, умеющей думать и размышлять, а также находить разнообразные решения выхода из различных ситуаций и уверенно действовать. Данный принцип гуманистической педагогики является жизненным. В процессе обучения и воспитания необходимо учить детей мыслить нестандартно, находить решения различным жизненным ситуациям и уметь воплотить найденное решение в реальном мире.

3. Обеспечение необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует современные учебные заведения на организацию таких условий, в которых возможно не шаблонное воспитание личности, а развитие ребенка с учетом всех его особенностей (возрастных, умственных и т.д.) и потребностей.

Таким образом, переход учебно-воспитательного процесса на гуманистический уровень – это в первую очередь отказ от устаревшей авторитарной педагогики, которая порой оказывала давление на личность ребенка, подавляла индивидуальность и стремление к развитию. Гуманистическая педагогика предусматривает равноправное общение между педагогом и ребенком. Педагог и воспитанники имеют равные права.

Формы и методы реализации гуманистической педагогики

Реализация современной гуманистической педагогики осуществляется конкретными методами и формами инновационной педагогической деятельности:

  • Пересмотр существующей организации учебно-воспитательного процесса. Современная гуманистическая педагогика предусматривает ориентир на индивидуализацию процесса воспитания и обучения.

  • Создание оптимальных условий для воспитания и обучения каждого ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.

  • Формирование гомогенных классов и параллелей.

  • Организация психологически комфортного учебно-воспитательного процесса, в котором каждый ребенок себя будет чувствовать легко и сможет полностью раскрыться.

  • Педагог должен верить в силы и возможности каждого ребенка, принимать каждого таким, какой он есть, находить и развивать его особенности.

  • Обеспечение успешности воспитания и обучения, путем изменения целевой установки учебного заведения (ДОУ, школа и т.д.).

  • Исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся.

  • Переориентация внутренних личностных установок учителя, путем усиления гуманитарного образования.


Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.