ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современная гуманистическая педагогика
Основным положением гуманистической концепции является защита достоинства каждой личности, признание равных прав и свобод, возможности на развитие и проявление своих индивидуальных возможностей для всех членов общества, а также создание равных условий для реализации личности каждого человека. Согласно гуманистической концепции конечная цель воспитания – это воспитание полноценного субъекта общества, в виде свободной и самодеятельной личности.
Большинство педагогов-гуманистов убеждены, что передача знаний «от поколения к поколению» способствует воспитанию патриотической личности.
Основы гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика – это система взглядов и научных методов, утверждающих ребенка равноправным участником воспитательно-образовательного процесса, который развивается под воздействием окружающей среды и педагога в силу своих способностей и возможностей, а также в процессе обучения и воспитания сохраняет свою индивидуальность.
Актуальность гуманистической педагогики на сегодняшний день состоит в том, что она защищает достоинства каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, признает права и свободы, а также различные проявления и развитие способностей личности. Основной задачей гуманистической педагогики является создание благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Гуманистическая педагогика устанавливает универсальную значимость человеческого бытия в общем, а также в отдельной личности каждого ребенка (то есть в частном). Согласно гуманистической педагогике общественным идеалом является совокупность ценностных установок личности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
На сегодняшний день гуманистическую педагогику принято так же называть инновационной. Однако инновационной она является лишь для нашей страны, так как в странах Америки и Европы воспитательно-образовательная система уже давно ориентирована на гуманистический подход к процессу обучения и воспитания детей. В России гуманистическое направление в педагогике находится на стадии внедрения и развития.
Признаки гуманистической педагогики
Современная гуманистическая педагогика имеет следующие отличительные признаки:
1. Смещение приоритетов. Гуманистическая педагогика направлена на развитие психических, нравственных, физических и иных сфер личности ребенка, вместо овладения большим объемом информации и определенного круга умений и навыков, которые зачастую даже не используются ребенка в последующем.
2. Сосредоточенность на формировании свободной и самостоятельной личности, умеющей думать и размышлять, а также находить разнообразные решения выхода из различных ситуаций и уверенно действовать. Данный принцип гуманистической педагогики является жизненным. В процессе обучения и воспитания необходимо учить детей мыслить нестандартно, находить решения различным жизненным ситуациям и уметь воплотить найденное решение в реальном мире.
3. Обеспечение необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует современные учебные заведения на организацию таких условий, в которых возможно не шаблонное воспитание личности, а развитие ребенка с учетом всех его особенностей (возрастных, умственных и т.д.) и потребностей.
Таким образом, переход учебно-воспитательного процесса на гуманистический уровень – это в первую очередь отказ от устаревшей авторитарной педагогики, которая порой оказывала давление на личность ребенка, подавляла индивидуальность и стремление к развитию. Гуманистическая педагогика предусматривает равноправное общение между педагогом и ребенком. Педагог и воспитанники имеют равные права.
Формы и методы реализации гуманистической педагогики
Реализация современной гуманистической педагогики осуществляется конкретными методами и формами инновационной педагогической деятельности:
-
Пересмотр существующей организации учебно-воспитательного процесса. Современная гуманистическая педагогика предусматривает ориентир на индивидуализацию процесса воспитания и обучения. -
Создание оптимальных условий для воспитания и обучения каждого ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. -
Формирование гомогенных классов и параллелей. -
Организация психологически комфортного учебно-воспитательного процесса, в котором каждый ребенок себя будет чувствовать легко и сможет полностью раскрыться. -
Педагог должен верить в силы и возможности каждого ребенка, принимать каждого таким, какой он есть, находить и развивать его особенности. -
Обеспечение успешности воспитания и обучения, путем изменения целевой установки учебного заведения (ДОУ, школа и т.д.). -
Исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся. -
Переориентация внутренних личностных установок учителя, путем усиления гуманитарного образования.
Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.