Файл: Законность в сфере реализации исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 595

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа

Реферат

Дисциплина: Административное право ч.2

Тема: Законность в сфере реализации исполнительной власти

Выполнил(а):

Андреев Александр Сергеевич

(Ф.И.О. студента)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

Омск, 2023

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти............................5

2. Способы обеспечения законности исполнительной власти..........................8

Заключение............................................................................................................18
Список использованной литературы.................................................................. 20

Введение

Государственная власть в Российской Федерации, как и в любом современном демократическом правовом государстве с республиканской формой правления, осуществляется на основе принципа разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Самостоятельность и независимость властных органов являются необходимыми условиями эффективности государственного управления в широком смысле, важной гарантией недопущения сосредоточения чрезмерных властных полномочий в руках того или иного органа. Тем не менее, излишняя, ничем не ограниченная самостоятельность и неподконтрольность также не являются допустимыми, что наглядно иллюстрируется немалым числом примеров из истории как российской, так и зарубежной государственности. Таким образом, потребность в наличии системы механизмов, сдерживающих отдельные ветви власти за счет других, не подлежит никакому сомнению.

Сказанное выше наиболее яркое выражение на сегодняшний день находит в отношениях, связанных с обеспечением законности и дисциплины в сфере исполнительной власти, чем определяется достаточно высокая степень разработанности в российском административном праве указанной темы.

Актуальность темы вытекает из того, что на сегодняшний день деятельность административных органов и их должностных лиц, не соответствующая требованиям законности и дисциплины, наносит огромный ущерб как гражданам и юридическим лицам, так и публично-правовым образованиям. Объектом настоящего исследования выступает исполнительная власть как одна из ветвей власти Российского государства, предметом – вопросы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.


Целью данной работы является наиболее возможно полное и всестороннее исследование обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Указанная цель достигается через решение ряда задач, в число которых включаются следующие: рассмотрение сущности понятий «законность» и «дисциплина»; дача общей характеристики способов их обеспечения; изучение основных способов обеспечения законности и дисциплины в Российской Федерации: государственного контроля и надзора, а также контрольно-надзорной деятельности.

1. Обеспечение законности в сфере исполнительной власти

Обеспечение законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации исполнительной власти) - это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений»[8].

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что в административно-правовой доктрине отсутствует единство в понимании категории способов обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти: «Данное понятие определяется как специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, методы практического соблюдения государственной дисциплины, средства обеспечения законности и дисциплины, позволяющие постоянно следить за их соблюдением всеми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами»[9].

Тем не менее, большинством авторов выделяются три основных способа обеспечения законности и дисциплины в сфере административной деятельности государственных органов и должностных лиц: контроль, надзор и контрольно-надзорная деятельность, сочетающая в себе их черты.

Контроль, под которым понимается «организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины»[10], объединяет в себе три составных элемента: проверка итогового результата деятельности субъекта в сравнении с предполагаемым результатом; проверка способов, путей достижения указанного результата с учетом соответствия их требованиям как права, так и иных социальных регуляторов нормативного характера (нравственности, этике и т.д.); в случае неудовлетворительного результата вышеназванных проверок – принятие соответствующих мер воздействия в отношении лица, подвергающегося контролю.



Надзор - организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Надзор представляет собой ограниченный контроль, при котором целесообразность действий контролируемых лиц не проверяется, а устанавливается исключительно их соответствие законодательству.

Отличия надзора от контроля можно провести по следующим признакам:

1. Цель надзора состоит в точном и неуклонном исполнении законов, которое не сопровождается оценкой целесообразности принятых актов и совершенных действий.

2. Характерная особенность контроля заключается в наделении контролирующих органов определенными полномочиями исполнительной власти. Надзорные органы не могут наделяться административными, управленческими полномочиями; в противном случае они превратились бы в органы управления, что идет вразрез с сущностью функции надзора за законностью.

3. Органы контроля вправе непосредственно применять административные санкции в отношении нарушителей, т.к. обладают реальной административной властью.

4. Отличие контроля от надзора, в частности прокурорского, заключается в том, что прокуратура является самостоятельным органом, не входящим ни в какую из ветвей государственной власти. Органы же государственного контроля строят свою работу под непосредственным руководством Правительства, входят в систему исполнительной власти. В компетенцию прокуратуры входит проверка исполнения законов самими контролирующими органами.

5. Надзор прокуратуры распространяется на различные сферы общественных отношений — экономических, политических, социальных, а органы, осуществляющие контроль, специализируются исключительно в определенных областях общественных отношений, что обусловливается многообразием и сложностью задач управления, множественностью субъектов государственного управления, в отношении которых осуществляется контроль[11].


Контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (федеральные службы). По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.

Таким образом, основными способами обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти являются контроль, заключающийся в проверке законности и целесообразности деятельности органов власти и их должностных лиц, надзор, представляющий собой ограниченный вариант контрольной деятельности, связанный исключительно с установлением законности, и контрольно-надзорная деятельность, сочетающая в себе черты контроля и надзора. Нельзя не отметить, что применение названных методов должно осуществляться, в том числе, и совместно, они должны дополнять друг друга в решении возложенных на них задач. В таком случае обеспечение законности и дисциплины в сфере исполнительной власти способно стать по-настоящему эффективным и действенным.
2. Способы обеспечения законности исполнительной власти

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям: по времени его осуществления различают предварительный, текущий и последующий контроль; по методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок. При этом понятие «вид контроля» следует отличать от понятия «форма контроля».

Наиболее распространенные формы контроля, присущие всем или, по крайней мере, многим его видам: рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу; целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям средств массовой информации, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов; ревизии финансово-хозяйственной деятельности; всестороннее целевое инспектирование деятельности подконтрольных организаций по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.


Виды государственного контроля можно классифицировать в зависимости от органов, его осуществляющих.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль - одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Наряду с внутриведомственным контролем и независимо от него действует несколько видов надведомственного государственного контроля, осуществляемого органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и формируемыми им органами, прежде всего Счетной палатой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Для контроля за исполнением федерального бюджета Федеральное Собрание образует Счетную палату, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, проводящим контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, связанные с контролем за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

«Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе»[12]. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.