Файл: Оценка эффективности организации участка антикоррозионной обработки на сто легковых автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Мойка. Для качественного нанесения антикоррозионных материалов и сохранения долгосрочной адгезии обрабатываемая поверхность должна быть чистой. Учитывая климатические, дорожные и др. факторы обрабатываемая поверхность может быть грязной, покрытой водой, солью, солевыми отложениями или с отслаивающимся заводским покрытием. В худшем случае возможно комбинирование этих состояний, что усложняет процесс мойки [4-6].
Для обеспечения чистоты необходимо использовать специальные устройства, оборудование (подъемник, эстакада или осмотровая яма). При необходимости колеса могут быть демонтированы.
Также основным из мероприятий является сушка поверхности, так как скопление воды может снижать качество покрытия. Возможны естественная сушка или принудительный отбор с движением сухого воздуха.
Использование воздушного пистолета в качестве сушильного аппарата – недопустимо.
Демонтаж заглушек и съемных деталей производится во избежание повреждений, загрязнений деталей интерьера (подкрылки, брызговики, противошумный мат и т.п.).
Предварительный осмотр проводится для выявления состояние кузова и определения дальнейших работ по антикоррозионной обработке. Так, к примеру, если детали не тронуты или слегка тронуты коррозией, то антикоррозионная обработка допустима без проведения дополнительных работ. Если поверхность имеет значительные следы коррозии, то необходима механическая обработка. Если поверхность кузова в критическом состоянии
(крупные очаги коррозии, рыхлая поверхность), то обработку проводить нецелесообразно.
Необходимо учитывать, что новый автомобиль (приобретенный с салона) или автомобиль с малым пробегом не является гарантом отсутствия коррозии. Необходимо учитывать время и условия хранения автомобиля.

13
Помимо проверки состояния кузова автомобиля на коррозионные повреждения, необходимо провести проверку состояния заводского или ранее нанесенного покрытия
(антикоррозионного), для принятия дальнейшего решения по его удалению.
Следующим этапом идут мероприятия по подготовке поверхности кузова автомобиля, включающие в себя удаление старых маскирующих лент, отслоившихся участков антикоррозионных материалов, очагов рыхлой ржавчины (удаляется при помощи заостренного инструмента, металлической щетки или шлифовальной шкурки), обеспечение доступа в скрытые полости
(при необходимости дополнительное сверление), защита необрабатываемых частей автомобиля, деталей интерьера на которые может попасть материал при обработке (при попадании материала необходимо незамедлительно удалить его сухой тряпкой либо ветошью пропитанной битумным растворителем). Чем быстрее удалить остатки антикоррозионных материалов, которые случайно попали на кузов автомобиля, тем проще это будет сделать [27].
В качестве материалов по антикоррозионной обработке автомобиля используются химические материалы для защиты скрытых полостей, днища, а участки подверженные абразивному воздействию рекомендуется обрабатывать специальными составами «Антигравий».
Нанесение антикоррозионного материала в скрытые полости предполагает использование различных насадок и сопел, которые позволяют обеспечить разный угол распыла. Насадки обеспечивают распыление материала в виде туманной смеси, которая обладает хорошими проникающими свойствами и заполняет щели, отверстия и каналы.
Распыление производится до полного заполнения скрытых полостей, что фиксируется при появлении материала из «выходного» отверстия.
Для нанесения материала на днище автомобиля используют специальную насадку, которая обеспечивает широкую направленную струю.


14 1.3.1 Обработка передних крыльев
Для обработки передних крыльев автомобиля необходимо установить насадку (короткую) в отверстия задней части крыла под капотом и осуществить распыление (рисунок 1.1). Операцию необходимо повторить с другим крылом. Нижняя часть крыла обрабатывается из-под автомобиля.
Рисунок 1.1 – Обработка передних крыльев
1.3.2 Обработка капота
Для обработки капота автомобиля необходимо использовать короткую насадку и осуществить распыление в отверстия во всех направлениях вдоль ребер жесткости капота, как показано на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Обработка капота

15 1.3.3 Обработка задних крыльев
Для обработки задних крыльев автомобиля необходимо снять резиновые заглушки задней стойке (при наличии) и задней части порога и распылить антикоррозионный материал (необходимо использовать длинную насадку в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Обработка задних крыльев
1.3.4 Обработка крышки багажника
Для обработки крышки багажника необходимо поочередно устанавливать насадку отверстия, находящиеся в углах на ребре жёсткости багажника и осуществить распыление вдоль ребер жесткости, в соответствии с рисунком 1.4. Для распыления используется короткая насадка.
Рисунок 1.4 – Обработка крышки багажника

16
На завершающем этапе обработки крышки багажника автомобиль необходимо поднять на подъемнике для того чтобы убедиться, что все боковые стекла в верхнем положении и все двери открыты.
1.3.5 Обработка дверей
Для обработки дверей необходимо поместить насадку (короткую) поочередно в дренажные отверстия двери, отверстия фиксатора замка и произвести распыление. Короткая насадка позволяет распылять во всех направлениях одновременно (рисунок 1.6).
При распылении необходимо убедиться, что все участки внутренней части двери обработаны.
Рисунок 1.6 – Обрабатываемые участки дверей
1.3.6 Обработка порогов
Для обработки порогов автомобиля необходимо: демонтировать заглушки, которые размещаются в нижней части порогов (рисунок 1.7); через образовавшиеся отверстия вставить длинную гибкую насадку; нанести антикоррозионный материал.

17
Указанные выше операции повторить для всех дверей и монтировать заглушки на место.
Рисунок 1.7 – Обработка порогов
1.3.7 Обработка рамы, лонжеронов и поперечин
Для обработки рамы автомобиля необходимо вставить длинную насадку в отверстие силовых элементов рамы. Распыление произвести плавно. Повторить в противоположном направлении (рисунок 1.8).
Обработать необходимо все полости лонжеронов, элементы рамы и поперечин.
Рисунок 1.8 – Обработка рамы, лонжеронов и поперечин


18 1.3.7 Обработка поверхности днища
Обработка днища автомобиля начинается с определения необходимости удаления старого слоя антикоррозионного материала (при необходимости удаляется механическим путем).
Обрабатывается днище автомобиля в два этапа при обязательном соблюдении схемы «сзади вперед» и «справа налево» (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9 – Схема нанесения антикоррозионных материалов
При выполнении первого этапа производится частичная обработка, в ходе которой обрабатываются исключительно сварные швы, места соединений. Обработка начинается с правого заднего угла днища и заканчивается в левом переднем углу (рисунок 1.10 (а)).
При выполнении второго этапа, необходимо равномерно покрыть всю поверхность днища материалом. Проверить качество обработки и убедиться, что необработанные участки отсутствуют. Необходимо помнить, что ни в коем случае не допускается попадание антикоррозионного материала на трущиеся детали, такие как тормозные диски, барабаны, а также на тормозные магистрали и ни детали системы выпуска отработанных газов, так как они легковоспламеняемые, что может привести к возгоранию [6].
На завершающем этапе антикоррозионной обработке необходимо покрыть пороги, поверхности колесных арок и под передним и задним бамперами специальным защитным составом «Антигравий» (рисунок
1.10(б)).

19
а) б)
Рисунок 1.10 – Обработка от механического воздействия
После обработки кузова автомобиля необходимо дождаться затвердевания антикоррозионных составов (ориентировочно 24 часа).
Эксплуатация автомобиля в этот период не допускается.
Также необходимо воздержаться на несколько дней от моек днища автомобиля под давлением.
После полного высыхания (в соответствии с руководством по использованию антикоррозионных материалов) необходимо удалить защитную пленку, остатки материалов попавших на кузовные и другие элементы автомобиля.
При сильных загрязнениях необходимо воспользоваться растворителем.

1.4 Материалы, используемые для наружной защиты автомобиля
В настоящее время регулярное (один раз в три года) применение различных антикоррозионных материалов при обработке кузова автомобиля позволяет повысить эксплуатационную долговечность в среднем на 30 процентов.

20
Для наружной защиты кузова и кузовных элементов автомобиля от коррозии применяют следующие виды защитных материалов [7-8]: пластичная смазка; мастика; консервационное масло; плёнкообразующие ингибированные нефтяные составы.
Указанные выше материалы различаются между собой по принципу защитного действия. Антикоррозионные материалы должны предохранять поверхность металла от окисления (влаги и кислорода воздуха). Более подробно рассмотрим свойства антикоррозионных материалов ниже.
1.4.1 Пластичные смазки
Наружная консервация металлических элементов, узлов и деталей пластичными мастиками применяется уже очень давно. Однако в связи с имеющимися недостатками применение их для осуществления антикоррозионной обработки автомобиля существенно сокращается. Более подробно описаны их недостатки.
При нанесении пластичных ингибированных смазок на металлические элементы, узлы и детали на поверхности металла образуется адсорбционно- хемосорбционный слой, который имеют силу адгезии, превосходящую силу связи молекул металла. На основании этого при удалении смазки удаляется металл и в этих местах образуются очаги ржавчины (коррозии).
Пластичные не ингибированные смазки в свою очередь имеют очень слабую адгезионную силу, что отражается на их устойчивости к абразивному воздействию. Часто очаги коррозии возникают под самой смазкой, ввиду отсутствия специальных присадок. Однако, скорость развития коррозии меньше, чем без смазки.
К пластичным смазкам относятся консервационные и антифрикционные (рисунок 1.11).

21
Рисунок 1.11 – Примеры пластичных смазок
1.4.2 Мастика
Для защиты металлических элементов, узлов и деталей кузова также применяются специальные мастики (рисунок 1.12).
Основным предназначением мастик является уменьшение воздействия внутреннего (вибрация), внешнего шума и защиты элементов кузова автомобиля от механических повреждений путем изоляции агрессивных сред толстым слоем мастики (в основном наносится в 2-3 слоя по 2-3 мм), так как в их составе отсутствуют ингибиторы коррозии. Существуют также мастики с добавлением ингибиторов коррозии, что положительно влиять на замедление развития коррозии [7].
Рисунок 1.12 – Примеры пластичных смазок


22 1.4.3 Жидкие консервационные масла
Для защиты металлических элементов, узлов и деталей кузова от воздействия коррозии также применяются жидкие консервационные масла.
Они имеют свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести легкости при нанесении, нет необходимости удалять старую смазку, стоимость.
К недостаткам относятся легкая смываемость (даже под действием слабого потока воды), ввиду низких адгезионных сил, отсутствие абразивоустойчивости, тонкий масляный слой пленки.
Обычно жидкие консервационные масла применяют на заводах для консервации деталей двигателей, самого двигателя, агрегатов элементов подвески и другие. Часто применяются масло К-17 (ГОСТ1087-76).
1.4.4 Плёнкообразующие ингибированные нефтяные составы
В составах описанных выше антикоррозионных материалов отсутствуют присадки, препятствующие образованию коррозии. Поэтому описанные ниже плёнкообразующие ингибиторные нефтяные составы (далее
– ПИНС) больше всего подходят для подавления образовавшихся очагов коррозии [8].
ПИНСы в основном используются для защиты скрытых полостей и днища автомобиля. Защитный состав имеет способность подавлять очаги коррозии, обладают низкой вязкостью, отличной проникающей способностью, вытесняет влагу (даже солевые растворы) с поверхности металла, пропитывает элемент, адсорбирует, образуя при этом защитную плёнку. ПИНСы легко наносятся на кузов различными способами распыления (пневматическое, безвоздушное) [28].
В заключение первого раздела хотелось бы отметить, что защитный эффект покрытия складывается из изоляции металлических изделий от влаги, кислорода. Изучая специализируемую литературу, хотелось бы отметить

23
труды Гуреева А.А, по данным которого требуемая антикоррозионная защита достигается использованием материалов группы «Rast-stop» (Канада).
Результаты, описанные в работе, испытаний в камере солевого тумана продемонстрировали, что этим составы во много раз превосходят покрытия отечественного производства такого как «Мовиль» [7].
Необходимо помнить, что обрабатывать
(обновлять) антикоррозионным материалом элементы кузова необходимо регулярно.
В первом разделе рассмотрена и изучена литература по антикоррозионной обработке легковых автомобилей. Изучено значение, технология антикоррозионной обработки, рассмотрены различные материалы, применяющиеся для антикоррозионной обработки кузова автомобиля, что позволит приступить к следующему этапу.