Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кадровая обеспеченность выше, чем в среднем по Российской Федерации и ДФО. На одну группу воспитанников приходится по 1,9 воспитателя и 1 младшему воспитателю (в Российской Федерации – 1,5 и 0,5, в ДФО 1,6 и 0,6 соответственно). Лишь 15,3% педагогического персонала находится в возрасте старше 55 лет.
Характеристика общего образования Камчатского края.
Рост обучающихся во вторую смену в 2020-2021 учебном году вырос до 20% в связи с антиковидными требованиями.
Около 1/3 зданий школ нуждаются в капитальном ремонте, требуется модернизация школ. Средний год ввода в эксплуатацию зданий 1977, средний год проведения капитального ремонта 2011.
Большинство школ обеспечено высокоскоростным интернетом. В ряде отдаленных школ присутствует только спутниковый интернет (1 Мбит/сек).
Недостаточный уровень качества образования. Средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике (профильный уровень) составляет 67,2 и 45,2 соответственно и ниже среднероссийских значений на 4,3 и 9,7 баллов соответственно.
Дефицит и старение кадров. Доля вакантных штатных единиц превышает среднее значение по ДФО. В среднем каждый педагог работает на 1,3 ставки. Доля педагогических кадров в возрасте старше 50 лет составляет 35,6%, из них 23,5% старше 55 лет.
Характеристика среднего профессионального образования Камчатского края.
Количество студентов, обучающихся по программам СПО сохраняется стабильным на уровне 5,8 тыс. человек.
17% зданий учебных корпусов и 59% общежитий нуждаются в капитальном ремонте или находятся в аварийном состоянии. Необходимо оснащение организаций СПО современными средствами обучения.
Низкая вовлеченность работодателей, участвующих в реализации программ подготовки специалистов среднего звена.
Дефицит педагогических кадров. Доля вакансий в штатной численности составляет 23,3% для мастеров производственного обучения, 23,6% для преподавателей, 22,3% для педагогических работников.
Характеристика высшего образования Камчатского края.
Снижение количества студентов в расчете на 10 тыс. человек населения происходит более быстрыми темпами, чем в Российской Федерации. По отношению к уровню 2016-2017 учебного года индекс роста составил 84,4% (в Российской Федерации – 92,3%). Абсолютное значение количества студентов практически вдвое ниже среднего по стране – 141 против 277 студентов на 10 тыс. человек населения. Снижение удельного количества студентов и значительное отставание от среднероссийского уровня могут в будущем привести к снижению качества человеческого капитала.
47% зданий учебных корпусов и общежитий требуют капитального ремонта, также необходимо оснащение современными средствами обучения.
Необходимость синхронизации потребностей экономики и основных направлений подготовки по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Высокая остепененность кадров – 65% имеют степень кандидата наук и 8% доктора наук.
Только 4% профессорско-преподавательского состава находятся в возрасте до 35 лет.
Характеристика сферы культуры Камчатского края.
Организации и учреждения культуры Камчатского края представлены 2 театрами, 6 концертными организациями, 14 музеями, 95 библиотеками, 41 детской школой искусств и 78 культурно-досуговыми учреждениями.
Высока доля зданий учреждений культуры, требующих капитального ремонта. Критическая ситуация сложилась с техническим состоянием зданий и помещений КДУ, где 42,5% зданий находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
Обеспеченность организациями культуры по большинству параметров выше, чем в среднем по Российской Федерации и ДФО (библиотеки, музеи, театры и концертные организации).
По удельному количеству концертов и мероприятий, проводимых театрами, Камчатский край входит в тройку лидеров в ДФО.
Обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями Камчатского края уступает средним значениям по Российской Федерации и ДФО, что влияет на количество проводимых ими культурно-массовых мероприятий и более низким охватом населения.
В Камчатском крае отсутствуют парки культуры и отдыха, нет собственного цирка.
Недостаточное разнообразие и качество культурного досуга. Концентрация основных объектов культурного досуга в административном центре региона.
Доля детей обучающихся по общеразвивающим программам и программам предпрофессиональной подготовки в области искусств в Камчатском крае выше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако контингент относительно 2017 года снизился на 3,3% и составил в 2021 году 4,7 тыс. человек, что связано с общими тенденциями сокращения численности населения края.
Отмечается дефицит квалифицированных кадров и «старение» кадров в сфере культуры. Это связано с относительно низким уровнем оплаты труда и обеспеченностью жильем. Наиболее остро вопрос стоит в сельской местности.
Стратегическая цель жизненного пространства «Образование и развитие» – жители Камчатского края видят возможности и имеют условия для самореализации, уровень образования населения не ниже 78%.
Достижение стратегической цели по жизненному пространству будет сопровождаться выполнением следующих КПЭ к 2035 году:
-
70% обучающихся пользуются обновленной образовательной инфраструктурой региона; -
40% граждан от 12 до 65 лет приняли участие в мероприятиях и программах непрерывного образования с использованием созданной инфраструктуры; -
5% субъектов малого и среднего предпринимательства приняли участие в социально-значимых проектах и программах; -
в 3 раза увеличение посещений культурных мероприятий; -
35% охват обучающихся программами, направленными на развитие предпринимательского мышления; -
10% снижение количества выпускников образовательных организаций, покинувших Камчатский край.
Задачи Стратегии в рамках жизненного пространства «Образование и развитие» и перечень мероприятий для их решения:
Задача 1. Совершенствование образовательной системы:
-
Обновление образовательной инфраструктуры; -
Повышение образовательных результатов; -
Повышение эффективности системы выявления и поддержки способностей и талантов; -
Обеспечение системы образования квалифицированными кадрами.
Задача 2. Создание условий для реализации непрерывности образования и овладения востребованными работодателями компетенциями:
-
Совершенствование системы профориентационной работы (создание центров профориентации, классов предпрофессиональной направленности); -
Создание центра опережающей профессионального обучения граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков и компетенций.
Задача 3. Развитие социально-ориентированного и социально- ответственного бизнеса:
-
Развитие системы мер поддержки предпринимательства в целях стимулирования его участия в социальных программах и проектах; -
Реализация проекта «Профессионалитет»; -
Привлечение предпринимательства в реализуемые совместно с государством социально-значимые проекты и программы; -
Развитие механизмов вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательных организаций, в том числе в обновлении образовательных программ.
Задача 4. Совершенствование культурной среды и воспитание:
-
Совершенствование инфраструктуры в сфере культуры; -
Развитие инициативного подхода граждан к улучшению качества культурной и досуговой жизни; -
Реализация гражданско-патриотических, военно-исторических и культурно-образовательных мероприятий.
Задача 5. Развитие предпринимательского мышления:
-
Проведение комплекса мероприятий (в различных форматах) для детей и молодежи в возрасте до 17 лет в целях формирования предпринимательских компетенций, включая финансовую грамотность; -
Разработка и реализация комплекса мер для физических лиц, заинтересованных в открытии собственного дела и начинающих предпринимателей.
Задача 6. Создание равных условий для самореализации молодежи:
-
Развитие и поддержка инициатив молодежи, как комплекса привлекательных для молодежи предложений, стимулов от институтов развития всех уровней; -
Содействие молодым ученым Камчатки по участию в мероприятиях, способствующих развитию научного потенциала региона; -
Стимулирование молодых специалистов к трудоустройству и их закреплению на предприятиях и в организациях Камчатского края.
13. Здоровье и активное долголетие
Учреждения здравоохранения Камчатского края включают 33 фельдшерско-акушерских пункта, 10 поликлиник, 5 диспансеров, 2 станции скорой медицинской помощи, 1 СПК и 1 центр медицинских катастроф.
2 населенных пункта с населением от 100 до 2000 человек находятся вне зоны доступности медицинской организации или ее структурного подразделения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Ключевые проблемы здравоохранения Камчатского края:
-
Отсутствие доступности медико-санитарной помощи в ряде населенных пунктов. В 8 населенных пунктах края отсутствуют ФАПы или ОВОПы (п. Дальний, с. Малка, с. Пиначево, с. Таежный, с. Карымай, п. Шумный, с. Оклан и с. Парень); -
Высокая потребность в капитальном ремонте и реконструкции зданий ЛПУ 24%, а также строительстве новых. Из 277 зданий медицинских учреждений 57 (21%) требуют капитального ремонта, 8 (3%) подлежат реконструкции и еще 8 (3%) сносу; -
Износ медицинского оборудования. В Камчатском крае требуется замена 94 единиц оборудования, в том числе медицинских изделий; -
Крайне низкая укомплектованность (в среднем 50% по врачам и 67% по среднему медицинскому персоналу) и стабильное снижение численности врачебного персонала влечет увеличение нагрузки на врачей и снижает доступность медицинских услуг. Доля врачей пенсионного возраста составляет 40,7%; -
Более половины вакантных мест в учреждениях здравоохранения являются врачебными (53%), что связано с низкой привлекательностью вакансий или отсутствием специалистов на территории края; -
Заработная плата медицинских работников государственных учреждений здравоохранения ниже, чем среднем по региону и не соответствует «майским» указам Президента Российской Федерации; -
Крайне низкая доля пациентов, использующих информационные системы для записи к врачу, может свидетельствовать о наличии определенных проблем. Например, некорректная работа системы (критические ошибки), отсутствие свободных дат и времени записи, сложный интерфейс, необходимость внесения большого объема информации в систему для осуществления записи и прочее. Только 9,7% записей в учреждения здравоохранения Камчатского края осуществляется дистанционно при среднем 40,6% по Российской Федерации; -
Низкая цифровизация медицинских учреждений: в 1,3 раза ниже общероссийского значения. Доля ЛПУ, использующих информационную систему, для организации и оказания медицинской помощи гражданам составляет 59,2%; -
Длительное время доезда бригады скорой медицинской помощи до пациента. Только 71% выездов скорой помощи добирается до пациента быстрее 20 минут. Вероятные причины: недостаточная укомплектованность автопарка, нахождении пациента в отдаленных населенных пунктах, расстояние до которых невозможно преодолеть за 20 мин., загруженность автотрасс.