Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача 7. Формирование клиентоцентричной культуры в органах публичной власти Камчатского края и уполномоченных организациях:
-
Формирование корпоративного университета Правительства Камчатского края на основе принципа самообучающейся организации по современным управленческим практикам и создание центров компетенций (внутренних консультантов); -
Внедрение стандартов клиентоцентричности в деятельность органов и уполномоченных организаций; -
Создание HR платформы, привлечения, развития и мотивации сотрудников.
18. Пространственное развитие Камчатского края
18.1. Современное состояние и тенденции пространственного развития
Территория и структура расселения.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Камчатский край относится к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, имеет существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующийся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности.
Территория Камчатского края составляет более 464 тыс. кв. км. Рельеф региона преимущественно гористый. Климат в северной части края субарктический, на побережьях умеренный морской с муссонным характером, во внутренних районах – континентальный. Вся территория Камчатского края отнесена к районам Крайнего Севера.
Численность населения на 01.01.2022 ¬ 312,7 тыс. человек, в том числе городского населения – 246,9 тыс. человек, сельского – 65,8 тыс. человек. В Камчатском крае 3 городских округа (Петропавловск-Камчатский, Вилючинск, п. Палана), 1 муниципальный округ (Алеутский) и 10 муниципальных районов, 87 населенных пунктов (в т.ч. 82 – сельские). Природно-климатические условия и рельеф местности во многом определяют и структуру расселения региона. Население размещено по территории края крайне неравномерно – от 0,02 человека на 1 кв. км в Пенжинском районе до 445 человек на 1 кв. км в г. Петропавловск-Камчатский.
Единственным центром концентрации населения Камчатского края является агломерация, включающая г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск и населенные пункты Елизовского муниципального района, которые в подавляющем большинстве находятся не далее, чем в 30 км от административного центра края. В перечисленных территориях проживает около 85% населения региона.
В 5 из 10 муниципальных районов более половины населения проживает в административном центре района. В остальных присутствуют лишь малочисленные населенные пункты. Лишь в трех муниципальных районах (Елизовский, Усть-Камчатский, Усть-Большерецкий) имеются населенные пункты, в которых более 1,5 тыс. жителей.
Малочисленность территорий в значительной степени ограничивает возможности их развития ввиду дефицита трудовых ресурсов, а также малой емкости потребительского рынка. В отдельных районах ситуация усугубляется большими расстояниями между населенными пунктами, существенной удаленностью от г. Петропавловск-Камчатский и отсутствием автомобильных дорог. Характеристика связанности административно-территориальных единиц представлена в приложении ниже.
Таблица 18. Характеристика связанности территории
Муниципальное образование | Количество населенных пунктов | Административный центр муниципального образования | Расстояние до г. Петропавловск-Камчатский от административного центра муниципального образования | Удаленность от административного центра муниципального образования |
Городские округа | ||||
Петропавловск-Камчатский | 1 | - | - | - |
Вилючинск | 1 | - | 58 км автодорога | - |
пгт. Палана | 1 | - | 928 км автодорога, 670 км по воздуху | - |
Муниципальные округа и районы | ||||
Алеутский | 1 | с. Никольское | 650 км по воздуху | - |
Быстринский | 2 | с. Эссо | 527 км авт. дорога | с. Анавгай 25 км от с. Эссо (по авт. дороге) |
Елизовский | 27 | г. Елизово | 32 км авт. дорога | 21 населенный пункт – до 32 км по авт. дорогам, 5 населенных пунктов (1,8% жителей района) – от 50 до 137 км по авт. дорогам |
Мильковский | 7 | с. Мильково | 306 км авт. дорога | от 53 до 145 км по авт. дороге, п. Лазо и п. Таежный (5% жителей района) – с использованием речной переправы |
Соболевский | 4 | с. Соболево | 225 км по воздуху | с. Устьевое – 16 км по авт. дороге, п. Ичинский и п. Крутогоровкий (15,6% жителей района) – только воздушным транспортом |
Усть-Большерецкий | 9 | с. Усть-Большерецк | 223 км авт. дорога | 4 населенных пункта – 22-59 км по авт. дорогам, еще 4 (31,5% жителей района) – имеют только воздушное сообщение |
Усть-Камчатский | 5 | п. Усть-Камчатск | 719 км авт. дорога | с. Крутоберегово) – 14 км (+переправа), остальные населенные пункты – от 149 км до 230 км по авт. дорогам |
Карагинский | 6 | п. Оссора | 760 км по воздуху | с. Косторома (34 км) и с. Карага (18 км) по авт. дорогам, остальные (36% жителей района) – воздушным путем |
Олюторский | 8 | с. Тиличики | 960 км по воздуху | с. Корф – 6 км по авт. дороге, остальные (63,7% населения района) – только воздушным путем |
Пенжинский | 7 | с. Каменское | 1120 км по воздуху | с. Манилы – 49 км, остальные (39% населения района) – только воздушным путем |
Тигильский | 8 | с. Тигиль | 515 км по воздуху, 707 км авт. дорога (автозимник) | с. Воямполка – 81 км по авт. дороге, остальные (57,3% населения района) – воздушным путем Расстояние от п. Тигиль до пгт. Палана – 202 км по авт. дороге |
Вся территория Камчатского края в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-Р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы Севера преимущественно проживают на территории Корякского округа, Быстринского муниципального района и Алеутского муниципального округа.
Транспортная инфраструктура. Камчатский край не имеет сухопутных коммуникаций с другими регионами. На территории полуострова проходит лишь одна дорога федерального значения А-401 от порта г. Петропавловск-Камчатский до аэропорта г. Елизово. Дороги регионального значения соединяют административный центр региона, г. Вилючинск, населенные пункты Елизовского района, Мильковский, Быстринский, Усть-Камчатский и Усть-Большерецкий районы. Используются автозимники. Северная часть дорогами регионального значения не охвачена, сеть дорог местного значения развита слабо.
Ввиду не развитой сети дорог основные коммуникации с удаленными территориями осуществляются воздушным и морским транспортом. Отдельные населенные пункты имеют только воздушное сообщение, что существенно увеличивает стоимость доставки грузов и ограничивает мобильность населения.
В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации по состоянию на 24.06.2022 включено 13 аэродромных комплексов. Из них один аэродром класса А (Петропавловск-Камчатский (Елизово)), четыре аэродрома класса Г (Мильково, Пахачи, Тигиль, Тиличики), пять – класса Д (Соболево, Усть-Камчатск, Оссора, Палана, Усть-Хайрюзово), три – класса Е (Никольское, Озерная, Манилы). Полный перечень аэродромов (по данным межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов) региона в разрезе муниципальных районов и городских округов представлен в таблице ниже.
Транспортные коммуникации по морю осуществляется через Петропавловск-Камчатский морской порт, который обеспечивает переработку экспортно-импортных и каботажных грузов с круглогодичной навигацией судов. Здесь же размещается крупная база рыболовного флота, торговый и рыбный порты. На восточном и западном побережье полуострова, на о. Беринга расположены портовые терминалы, через которые осуществляется перевозка каботажных судов (преимущественно рыбы и морепродуктов). Перечень портовых терминалов в привязке к муниципальным образованиям представлен в приложении таблице ниже.
Таблица 19. Обеспеченность автомобильными дорогами
Муниципальное образование (МР/ ГО/МО) | Площадь территорий, кв. км | Протяженность дорог, км | Плотность дорог, км на 1 тыс. кв. км | Количество населенных пунктов | В т.ч., не имеющих связи по дорогам с административным центром |
Алеутский МО | 1426 | 5,1 | 3,6 | 1 | 1 |
Быстринский МР | 24188 | 131,1 | 5,4 | 2 | - |
Елизовский МР | 40996 | 411,7 | 10,0 | 27 | - |
Мильковский МР | 21711 | 330,8 | 15,2 | 7 | - |
Соболевский МР | 20877 | 30,2 | 1,4 | 4 | 3 |
Усть-Большерецкий МР | 20649 | 406,5 | 19,7 | 9 | 4 |
Усть-Камчатский МР | 40837 | 48,2 | 1,2 | 5 | - |
г. Петропавловск-Камчатский | 362 | 27,1 | 74,8 | 1 | - |
Карагинский МР | 40641 | 37,7 | 0,9 | 6 | 4 |
Олюторский МР | 72352 | 6,0 | 0,1 | 8 | 7 |
Пенжинский МР | 116086 | 58,8 | 0,5 | 7 | 6 |
Тигильский МР с п. Палана | 58849 | 382,710 | 6,0 | 8 | 7 |
Таблица 20. Перечень действующих аэродромов
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) | Количество аэродромов | Населенный пункт | Название аэродрома/класс | Принадлежность | Тип покрытия взлетной полосы |
Алеутский МО | 1 | с. Никольское | Никольское (Е) | ГА | гравийное |
Быстринский МР | 1 | с. Эссо | Эссо | ГА | грунтовое |
Елизовский МР | 4 | г. Елизово | Елизово (А) | ГА | железобетон |
| | с. Николаевка | Николаевка | АОН | грунтовое |
| | | Река Жупанова | ФСБ | грунтовое |
| | с. Северные Коряки | Северные Коряки | ГА | грунтовое |
Мильковский МР | 2 | с. Мильково | Мильково (Г) | ГА | гравийное |
| | Мильково | Рубус | АОН | |
Соболевский МР | 1 | с. Соболево | Соболево (Д) | ГА | |
Усть-Большерецкий МР | 1 | с. Запорожье | Озерная (Е) | ГА | грунтовое |
Усть-Камчатский МР | 3 | п. Ключи | Ключи Камчатские | МО | бетонное |
| | п. Козыревск | Козыревск | АОН | грунтовое |
| | п. Усть-Камчатск | Усть-Камчатск (Д) | ГА | грунтовое |
г. Петропавловск-Камчатский | 1 | г. Петропавловск-Камчатский (Елизово вблизи) | Халактырка (Елизово вблизи) | ГА | асфальт |
Карагинский МР | 2 | с. Ивашка | Ивашка | ГА | бетонное |
| | п. Оссора | Оссора (Д) | ГА | грунтовое |
Олюторский МР | 3 | с. Пахачи | Пахачи (Г) | ГА | асфальт |
| | с. Средние Пахачи | Средние Пахачи | ГА | гравийное |
| | с. Тиличики | Тиличики (Г) | ГА | асфальт |
Пенжинский МР | 3 | с. Аянка | Аянка | ГА | грунтовое |
| | с. Манилы | Манилы (Е) | ГА | грунтовое |
| | с. Слаутное | Слаутное | ГА | грунтовое |
Тигильский МР с п. Палана | 3 | п. Палана | Палана (Д) | ГА | бетонное |
| | с. Тигиль | Тигиль (Г) | ГА | грунтовое |
| | с. Усть-Хайрюзово | с. Усть-Хайрюзово (Д) | ГА | грунтовое |
Таблица 21. Терминалы морского порта
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) | Количество, ед. | Участок порта / населенный пункт | Период навигации |
Алеутский МО | 1 | с. Никольское | круглогодично |
Соболевский МР | 2 | участок № 9 Кировский (п. Кировский упразднен) | апрель – ноябрь |
| | участок № 10 п. Крутогоровский порта | апрель – ноябрь |
Усть-Большерецкий МР | 2 | участок в п. Октябрьский; | апрель – ноябрь |
| | участок в п. Озерновский | апрель – ноябрь |
Усть-Камчатский МР | 1 | участок в п. Усть-Камчатск | апрель – ноябрь |
г. Петропавловск-Камчатский | 1 | порт г. Петропавловск-Камчатский | круглогодично |
Карагинский МР | 1 | участок в п. Оссора | апрель – ноябрь |
Олюторский МР | 2 | участок в п. Пахачи; | апрель – ноябрь |
| | участок в п. Тиличики | апрель – ноябрь |
Пенжинский МР | 1 | участок порта с. Манилы | апрель – ноябрь |
Тигильский МР с п. Палана | 3 | участок в п. Палана | апрель – ноябрь |
| | участок п. Тигиль | круглогодично |
| | участок в п. Усть-Хайрюзово | апрель – ноябрь |
Энергетическая инфраструктура. Фактором, ограничивающим экономический рост территорий, является энергетическая инфраструктура. Энергосистема Камчатского края, является изолированной и технологически не связана с другими субъектами Российской Федерации. В крае выделяют централизованную зону энергоснабжения, где установленная мощность всех генерирующих источников составляет 483,2 МВт (2021 год), она является избыточной. В то же время, существует проблема дефицита пиковой мощности. Центральный энергоузел энергосистемы Камчатского края обеспечивает электроснабжение потребителей городских округов: Петропавловск-Камчатского и Вилючинского, а также муниципальных районов: Елизовского, Усть-Большерецкого (п. Октябрьский, п. Апача, с. Кавалерово, с. Усть-Большерецк) и Мильковского (с. Пущино, с. Шаромы, с. Мильково). Изолированно работающие энергоузлы (13 ед.) осуществляют электроснабжение потребителей в муниципальных районах: Усть-Большерецкий, Усть-Камчатский, Быстринский, Соболевский, Карагинский, Олюторский, Пенжинский, Тигильский, в Алеутском муниципальном округе в Камчатском крае и в городском округе «поселок Палана». Генерирующие мощности в изолированных энергоузлах преимущественно представлены дизельными электростанциями, которые имеют высокую степень износа.
Инфраструктура связи. Инфраструктуры связи имеет для развития отдельных видов бизнеса особое значение. В муниципальных образованиях Камчатского края доступность современных видов связи существенно разнится. 100-процентный охват сотовой связью стандарта 4G отмечается в г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск, Алеутском муниципальном округе, Быстринском, Елизовском (кроме п. Ганалы) районах, где сконцентрирована большая часть жителей региона (около 87%). Однако, до сих пор не охваченными сотовой связью (даже стандарта 2G) остаются 10 населенных пунктов края, в которых проживает около 700 чел.
Качество связи существенно хуже в северных территориях региона. Стандарт сотовой связи 4G не поддерживается в районах, включенных в Корякский округ. Услуги по передаче данных отсутствуют в 16 населенных пунктах, в которых проживает значительная часть населения. Наибольшей доступностью услуг инфраструктуры связи среди северных районов края обладает Карагинский район, где лишь в с. Ильпырский (2,6% от населения района) отсутствуют услуги по передаче данных.
Таблица 22. Покрытие сотовой связью
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) | Доля населения, охваченная связью стандарта 2G, % | Доля населения, охваченная связью стандарта 3G, % | Доля населения, охваченная связью стандарта 4G, % | Численность населения, не охваченных мобильной связью (2G), чел. | Кол-во нас. пунктов, не охваченных связью (2G), ед. |
Алеутский МО | 100,00 | 100,00 | 100,00 | - | - |
Быстринский МР | 100,00 | 78,80 | 100,00 | - | - |
Елизовский МР | 100,00 | 99,97 | 99,78 | 1 | 1 |
Мильковский МР | 98,70 | 94,80 | 94,80 | 124 | 1 |
Соболевский МР | 99,00 | 99,00 | 84,40 | 25 | 1 |
Усть-Большерецкий МР | 97,20 | 90,20 | 90,20 | 156 | 3 |
Усть-Камчатский МР | 96,50 | 96,50 | 96,50 | 307 | 2 |
г. Петропавловск-Камчатский | 100,00 | 100,00 | 100,00 | - | - |
Карагинский МР | 100,00 | 63,98 | - | - | - |
Олюторский МР | 100,00 | - | - | - | - |
Пенжинский МР | 95,30 | 11,10 | - | 93 | 2 |
Тигильский МР с п. Палана | 100,00 | 78,80 | - | - | - |