ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Волшебные узоры Хохломы».
Подготовила:
Учитель изобразительного искусства
Журавлёва М.С.
Тема: «Волшебные узоры Хохломы».
Вид занятия: декоративное рисование.
Цель: познакомить учащихся с историей народного промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; обучить учащихся выполнению элементов хохломской росписи.
Задачи:
-
Обучающие: обеспечить условия для усвоения общепринятых приемов работы кистью в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений. -
Развивающие: развивать познавательный интерес детей через приобщение к творчеству, народным обычаям и традициям; способствовать формированию личных качеств: самодисциплины, усидчивости, аккуратности, терпению; содействовать развитию творческих способностей у детей, развитию фантазии и наблюдательности. -
Воспитывающие: воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие Родины; интерес и любовь к народному искусству.
Оборудование:
Для учителя: классная доска, проектор, презентация с предметами хохломской росписи, мультфильм «изготовление Хохломы» , музыкальные файлы: “ Ивана - купала”, «Кольцо души-девицы», «Ах не лист осенний»; эскиз итоговой работы учащихся.
Для учащихся: альбом, кисти, краски, палитра, баночка под воду.
План урока:
-
Организационный момент урока -2 минуты
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- психологический настрой урока.
-
Сообщение нового материала- 22 минуты
- вводная беседа;
- сообщение нового материала;
- микроитог.
-
Практическая работа учащихся - 15 минут
- методические указания к работе;
- фронтальная и индивидуальная работа с классом.
-
Рефлексия - 5 минут
- анализ полученных знаний (фронтальный опрос);
- выставка и анализ работ.
-
Организационное завершение урока - 1 минута
- д/з;
- уборка рабочих мест.
Ход урока
№ | Структура урока | Содержание урока |
1 | Организационный момент: - приветствие; - проверка готовности к уроку; -психологический настрой урока . | Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш урок, давайте проверим свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать, альбом, кисти, краски, баночка с водой и учебник. Все готовы к уроку, молодцы! Будьте внимательны на уроке, от того так внимательно вы будите слушать меня на уроке будет зависеть успех вашей работы. |
2 | Сообщение нового материала: -вводная беседа; - сообщение нового материала; - микроитог. Слайд- шоу Демонстрация фотографий | Если вы внимательно посмотрите на доску то увидите тему нашей сегодняшней беседы. Зачитайте ее (поднимаю одного ученика). «Волшебные узоры Хохломы». А начать беседу я хочу с легенды. (Играет музыкальный файл, “ Ивана - купала” Когда-то, давным - давно сбежал от царской немилости мастеровой человек в леса, за Волгу. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело до посуды. Из древесины он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица, он ее покормил. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды – и она стала золотой. *** Из души ее простой Свет струится золотой Знать ее богато сердце Добротой и красотой. Золотой, янтарный цвет – Будет им узор согрет. - Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из этой сказки, появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота. Никто не видел жар-птицу, поэтому каждый художник рисует ее по-своему. Кроме птиц любят рисовать мастера различные фантастические цвета, а так же ягоды: малину, землянику. Этот старинный русский народный промысел зародился в 17 веке, в районе Нижнего Новгорода. Как вы уже догадались хохломской промысел, представляет собой декоративную расписную посуду (читаю стихотворение и демонстрирую посуду, как на ярмарке). *** Как на нашей улочке Расписывают шкатулочки Чашки, ложки, блюда, матрешки! Поглядите, что за чудо, Как огнем горит посуда! Ложка ягодою зреет! Что там руки – душу греет! По золоту фона Затейливой змейкой Орнамент здесь вьется, Попробуй, сумей-ка. Простые по форме, А радуют взор Богат и наряден Чудесный узор. А где-то Кудрины По красному полю Мерцают, как звезды В небесном просторе Еще характерен Для всей Хохломы Чудесный рисунок Волшебной травы! Золотая Хохлома! Ей не налюбуешься И в Париже, ив Нью-Йорке Хохлома красуется! Есть ли у вас ребята дома предметы это промысла? (слайды с фотографиями в избе) (Ответы учащихся).(просмотр нескольких с посудой ) «С чего же все начинается?». Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто , (показываю слайд-шоу): 1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой. 2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. 3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. 4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для "каления". Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома". По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Мы с вами рассмотрели много посуды. А теперь попробуйте мне назвать какие цвета мастера используют при росписи? (Ответы учащихся). Верно! Это, красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. Какие узоры вы видите на посуде? (Ответы учащихся). Листики, ягодки, завитки, точечки. Все эти узоры мастера заимствовали у природы. (Демонстрирую фотографии). Но это еще не вся история этого народного промысла. Мы с вами продолжим его изучать на следующий урок. |
3 | Практическая работа: -инструктаж к работе; -методические указания к работе; | А сейчас мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним отдельные элементы росписи. (Демонстрирую наглядное пошаговое пособие элементов и озвучиваю их название). В конце урока ваша работа будет выглядеть вот так, (демонстрирую итоговую работу учащихся к уроку). В течение практической работы не забывайте об аккуратности выполнения. Начнем мы с вами с узора «травка». (Демонстрирую на заранее подготовленной доске). Далее: (фронтальная и индивидуальная проверка работ учащихся).
Затем вы выполняете веточку, симметрично у стебля располагаете травку, листья. Самостоятельно. А я пройду и проверю. Слежу за темпом работы , озвучиваю время до конца практической работы. -Завершаем работу!! Убираем работы в сторону и поднимаем головы на меня. |
4 | Рефлексия: - анализ полученных знаний (фронтальный опрос); - выставка и анализ работ. | Сегодня на уроке мы с вами познакомились с народным промыслом, с декоративной расписной посудой, хохломой. Давайте теперь вспомним, что нового вы узнали. Фронтальный опрос класса: - Где и когда возникла Хохломская роспись? - Что изображали мастера на посуде? - Цветовая палитра Хохломской росписи? (Ответы учащихся). А теперь давайте посмотрим, что же получилось у вас. Выставка работ (заранее подготовленная доска). Молодцы, ребята! Все справились с работой! |
5 | Организационное завершение урока: - д/з; - уборка рабочих мест. | Дома вам необходимо доработать элементы. Которые мы прошли на сегодняшнем уроке. На следующий урок вам необходимо принести краски, кисти, альбом. По звонку вы убираете свои рабочие места. На этом наш урок окончен. До свидания! |